Выступление по теме Экология в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать!

Кларк. Введение. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающиммиром. Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Мы хотим видеть младших школьников адаптированными к жизни, вовлеченными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю свое внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентно способной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду ,оценочного, эмоционального отношения к природе, осознания себя как части окружающего мира. В рамках системно - деятельностного подхода в качестве УУД рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности- мотивы,особенности целепологания (учебная цель и задачи),учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения. Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений,навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально‐предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Психолого‐педагогическим и теоретико‐методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно‐ деятельностный подход, базирующийся на положениях научных школ Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Главная цель моей педагогической деятельности - это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. В основе педагогической деятельности лежат гуманистические принципы:
  • ребенок учится только через действие;
  • ребенок имеет свои индивидуальные возможности учебной деятельности;
  • ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
  • ребенок учится от другого ребенка, так же как от учителя на уроке;
  • ребенок успешен в учении только тогда, когда ему хорошо;
  • ребенок успешен в учении,когда его поддерживают и вдохновляют.
Эта технология применяется мною с целью развития компетентностных способностей учащихся, т.е. умения использовать приобретенные раннее знания для получения новых. Именно в процессе обучения и воспитания формируются универсальные учебные действия: готовность и способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Изучив программу формирования УУД, стараюсь организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход к обучению. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, ия помню.Я делаю, и я понимаю.» - таков девиз класса. Этими словами Конфуция можно кратко и емко охарактеризовать деятельностную педагогику. Задача учителя - вовлекать детей не в упражнения, не в повторения и запоминания готового, а в размышления о том, что не известно. Поэтому стремлюсь не давать готовые знания детям, а вместе с ними стараюсь искать способы добывания знаний. А разные знания нельзя добывать одним способом! Значит, не может быть одного метода, одной универсальной методики. В идеале, наверное, метод должен меняться на каждом уроке, каждому конкретному ученику подходит свой, - значит надо комбинировать, интегрировать, экспериментировать. Но всегда надо помнить важную заповедь - не навредить! Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель - группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Работу в группах я начинаю с выработки основных правил. Мы приходим к выводу, что должно достигаться:
  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимают активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формируются универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. С первой минуты урока по окружающему миру учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). К ним относится целеполагание, как постановка учебной задачи. (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся, разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока. А при повторении изученного материала (например, о значении воды для всего живого на Земле) ставится перед учащимися новая проблема (формируются познавательные и коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения о Луне, после чего они должны ответить на вопрос: - Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового. -А, почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по-своему, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием). Таким образом, ребята сами, самостоятельно, сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ученики принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:
  • личностные (формирование интереса);
  • регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка);
  • познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта);
  • коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других).
В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций. На данном уроке окружающего мира прослеживались межпредметные связи с уроком музыки:
  • Давайте послушаем, как идёт дождь.
  • Как называется дождь, который льёт как из ведра?
  • Какой дождь называется ситничек?
  • Что за дождь косохлёст?
  • Какой дождь мы называем грибной? Слепой?
На доску прикрепляется названия дождей. Начинается работа в группах.
  • Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте, какой дождик нарисован на вашей картинке?
  • К слову дожди подберите родственное слово.
И вновь работа в группах. Задание: составьте предложение из слов с новым словом дождевик. Все выполненные работы помещаются на доску. Перед детьми возникает новая проблема: - Знаете ли вы, почему дождь бывает косой? - Откуда появляется ветер? - Почему он дует? Ребята отвечают на эти вопросы после небольших опытов. Проводится физминутка «Ветер дует нам в лицо…». Что вы чувствовали, когда махали руками у себя перед лицом? Ребята сделали вывод о том, что ветер - это движущийся воздух. Свой вывод учащиеся сравнили с выводом, данным в учебнике. Итогом данного этапа урока послужило задание: Какой ветер бывает, а какой не бывает? За активную работу на уроке каждая группа получила в подарок капельку дождя. Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. В результате формируется личность, способная самостоятельно выходить из проблемной ситуации, осуществляется поисковая деятельность, проводятся простейшие исследования, рефлексия своей деятельности. - Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке. - А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку. Отдельнуючасть учебного плана по окружающему миру составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, во внеурочное время. Для ее организации используются различные формы:экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьезность встающих перед ним экологических проблем.Человек, благодаря своим интеллектуальным и физическим способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого планеты. Ученые на основе научных исследований предполагают, что через несколько десятков лет вода, воздух и почвы могут быть настолько "отравлены", что проживание человека на земле станет невозможным. Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. В связи с этим, экологическое образование как "непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности" становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения особое внимание уделяет формированию универсальных учебных действий учащихся начальной школы и во внеурочное время: экологических экскурсий и прогулок, внеклассных мероприятий экологического направления. Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного образования и основная задача школы - сформировать гармонически развитую личность. А зарождение новых черт такой личности будущего не состоится, если воспитание в области окружающей среды не пропитает все наши шаги на пути познания. И вот так, в постоянном изучении, непрерывном контакте с природой, с окружающей средой должна формироваться гармонично развитая личность, способная защищать окружающий мир, являющийся достоянием всех.

"Нам этот мир завещано беречь!

Длядружбы, для улыбок и для встреч.

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту". В связи с этим усилен аспект экологизации школьного образования, особенно начальной школы - важнейшему этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире.В связи с этим возникает вопрос, целесообразен ли повышенный интерес педагогов к развитию экологической культуры учащихся. Ответ на этот насущный вопрос дает сама жизнь. Президентом Российской Федерации пописан закон "Об охране окружающей среды", который призван обеспечить сохранение благоприятной для здоровья человека окружающей среды и улучшить экологическую безопасность. Среди основных принципов охраны окружающей среды названы организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры. "Экология" - категория не только научная, но и нравственная. Человек, обладающий экологической культурой, экологически образован и воспитан, не сможет по своим убеждениям совершать поступки, вредящие окружающей среде.Поэтому основная цель экологического образования заключается в воспитании нового поколения жителей Земли, для которого чистый воздух и вода должны стать более ценными, чем сиюминутная коммерческая материальная прибыль в ущерб всей планете. Все это нацеливает нас, учителей, на поиски путей и методов совершенствования экологического образования и воспитания учащихся начальной школы. Проблемой исследования данного проекта является выявление средств и путей экологического образования и воспитания младших школьников личностями неравнодушными к проблемам родного края, способными практически решать локальные экологические проблемы. Целью работы является решение данной проблемы путем обобщения и осмысление передового опыта с последующим внедрением в педагогическую практику через проектную деятельность. Объектом проектной деятельностивыступает учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Предметом проектной деятельности- развитие экологической культуры педагогическом процессе. Задачи:

  1. Изучить научно-педагогическую литературу по данной теме и использовать в своей работе.
  2. Обобщить опыт учителей-практиков, работающих по данной теме.
  3. Выявить наиболее эффективные средства и методы формирования экологической культуры посредством УУД.
Центральное место в работе уделяется исследованию проблемы экологического образования и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе, окружающей среде, поэтому считаю, как можно раньше начинать работу по формированию основ экологической культуры. А экологическое образование и воспитание невозможно без целенаправленной работы. В теоретической части работы мною раскрываются сущность и содержание экологического образования, которое является основным средством формирования экологической культуры, где главным является не приобретение определенного набора знаний экологического характера, а умение применять эти знания в решении конкретных экологических проблем. Этого можно добиться только в том случае, если учитываются в работе физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Исходя из этого, следует, что свою работу необходимо начинать с информации, которая аппелирует не к разуму ребенка, а к его чувствам. Определить уровень воспитанности и образованности в экологическом отношении школьника невозможно без диагностического отслеживания результатов работы.Поэтому в практической части мною предложены элементы диагностики уровня усвоения экологических знаний и экологической воспитанности учащихся 1 класса МБОУ СОШ №53 г.Ульяновска.

Цель экологического образования:

  1. воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества;

  2. систематизация и расширение представлений детей о предметах, явлениях природы и общественной жизни;

  3. формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природной и социальной среде, преодоление потребительского подхода к природе.

Сущность и направления экологического образования. Слово "экология" прочно вошло в обиход. Его можно услышать по радио и в телепередачах, в разговорах на бытовую тему, прочитать в газетах и в журналах. Термин "экология" впервые использовал немецкий натуралист Эрнст Геккель в 1866 году. Он образовал его от двух греческих корней "ойкос" (жилище) и "логос" (наука) и понимается, как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях человека и окружающей среды. С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более более мощным и к концу XX столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не могла залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу ученые, потом врачи, журналисты и политики. Слово "экология" стало модным. К сожалению, его стали употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая серьезности экологических проблем. Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, авария нефтяных танкеров в морях, отравленные ядовитыми стоками реки, исчезающие леса, загрязненный воздух. Сложившееся на Земле положение ученые определили как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Кто-то предлагает увеличить число заповедников, чтобы сохранить наших соседей по планете. Другие - запретить использование пестицидов и минеральных удобрений. Третьи - закрыть промышленные предприятия, загрязняющие природу. К сожалению, не все так просто. Невозможно сделать заповедником всю нашу планету. Нужно искать компромиссное решение. Где же выход? Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Фундаментом как национального, так и мирового развития должна стать гармония человека с окружающей средой. На смену прежним, ориентированным исключительно на развитие экономики, стратегиям, должна прийти стратегия, в центре которой находится человек. Необходимо целенаправленно развивать, пропагандировать новую экологическую культуру.Экологическая культура предстает, как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания. Важнейшим показателем экологического воспитания является то, что теперь при решении любых проблем приоритет необходимо отдавать природным факторам, а не социально-экономическим. Основным средством экологического воспитания призвана стать целенаправленная система экологического образования.Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека.Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбу своей страны и близких людей, планеты Земля. Международное экологическое движение педагогов признает образование в области окружающей среды приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем и рекомендует разработать соответствующую политику в области образования. Различают экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование - это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня. Выделяют два основных направления экологического образования: воспитание в духе общих идей охраны окружающей среды и здоровья людей и приобретение специальных профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных систем. Оба эти направления взаимосвязаны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии. Экологизация системы образования - это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины. Содержание экологического образования. В содержании экологического образования можно выделить следующие аспекты:

  1. Научный - обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Он включает закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество в их взаимодействии.
  2. Ценностный - формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство, призывает подрастающее поколение не только уметь видеть красоту окружающего мира, но и вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.
  3. Нормативный - ориентирован на систему норм и правил экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия.
  4. Деятельностный - формирует познавательные, практические, творческие умения экологического характера, развивает волевые качества, учит проявлять активность в решении экологических проблем.
Теоретические основы экологического воспитания. Особое внимание к исследованию проблемы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами:
  • необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода детства;
  • актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Действительно, уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап, который приходится на период дошкольного и школьного детства. В последнее десятилетие в России появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности. Это означает:
  • умение осуществлять социальные роли и позиции, без которых невозможно взаимодействие общества и природы, безболезненное и неопасное для обеих сторон;
  • наличие определенных ориентаций в виде оценочных суждений, норм и социально значимых мотивов поведения;
  • сформированность "критического" мышления, умение предвидеть последствия своего поведения, "экологическая " рефлексия.
Даже элементарная экологическая культура предполагает определенную степень осмысления мира, которое начинается с этапа фиксации в сознании основного факта его бытия. На этом этапе, который приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст, начинает происходить отмежевание человека от мифологической картины мира и осознание различных качественных его состояний: рождение, изменение, живое и неживое, условия существования живых организмов, их взаимосвязь. Таким образом, осуществляется постепенный переход к осознанному пониманию взаимодействия человека со средой обитания и различными его представителями. Конечно, дети дошкольного и младшего школьного возраста усваивают лишь первые элементы такого знания, но потеря времени на этом возрастном этапе развития грозит тем, что восполнить образовавшиеся пробелы в понимании диалектики взаимоотношений общества и конкретного его индивида с природой будет весьма сложно или почти невозможно. На какой результат развития экологического развития детей младшего школьного возраста можно рассчитывать? К концу начального обучения может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает:
  • эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам;
  • деловую готовность - возможность реализовать свои знания на разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях;
  • интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей об окружающем нас мире, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Этапы развития экологической культуры Экологическое воспитание школьников проходит через ряд этапов, и его содержание усложняется по мере взросления и развития ребенка. Значит и деятельность педагогов по успешному развитию экологической культуры учащихся начальных классов зависит от того, насколько эффективно эта работа проводилась с детьми дошкольного возраста в семье, детском саду, какой нравственно-эстетический и экологический опыт они накопили. Первый этап включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски осеннего леса, листопад и т.д.). Научить детей видеть красивое - дело сложное. Без направляющей и руководящей роли учителя нельзя рассчитывать на успех в этой деятельности. И начинать эту работу нужно со словесных упражнений о виденном в природе. Приведу несколько примеров. Почти всюду растет наша белоствольная береза, так ласково воспетая народом. Вместе с детьми пробуем дать ей словесное описание. Начинаем с листа, определяем его цвет и форму (посвящаю несколько уроков изобразительного искусства рисованию листьев березы "Волшебные краски осеннего дерева", "Волшебные листья и ягоды", "Волшебный "узор" из листьев и ягод"), далее обращаем внимание на яркую белизну ствола, даю возможность детям послушать шелест листвы при дуновении ветра. Учим стихи и песни о березе, при этом выделяем те слова, которыми поэт выражает свое восхищение (ветвистая, кудрявая, белоствольная), объясняю значение этих слов. Создаем образ березы в целом, сравниваем березу с другими деревьями, находим сходства и различия. А сколько восхищений может вызвать река! И опять пытаемся вместе с детьми дать описание этой картины. Эти восхищения основываются на психологических особенностях дошкольников и младших школьников. Более актуальными являются для них эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нем, полученные от взрослого или из книг. Второй этап -наблюдение. Так, путем наблюдений ребенок убеждается в единстве и разнообразии природы. В ходе конкретных наблюдений устанавливаются связи, а в отдельных случаях и взаимосвязи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за прилетом или отлетом птиц, нами устанавливаются сложные связи: прилет птиц весной зависит от температуры воздуха, таяния снега, вскрытия водоемов, появления насекомых. И таких связей пытаемся с детьми установить множество. При таком общении с природой создаются благоприятные условия для развития экологической культуры учащихся. Во время наблюдений происходит переживание, любование и осмысление увиденного и услышанного в природе. Огромную роль в экологическом воспитании играют и произведения устного народного творчества, музыка, живопись и другие виды искусства. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Раскрытие красоты природы возможно только при непосредственном общении с нею, и невозможно получить правильное представление о взаимодействии человека с живой природой сидя за партой в классе. Прогулки, экскурсии, турпоходы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе. Во всех начальных классах программой предусмотрены экскурсии в природу. При подготовке к ним необходимо включить вопросы раскрытия красоты окружающей природы: ландшафта и тех объектов, которые будут изучаться на экскурсии. Для развития экологической культуры учащихся неоценима роль наглядных пособий: фотографии, слайды, плакаты, ландшафтные картины. Задача учителя - раскрыть изображенную красоту природы. Образы, созданные при работе с картиной, остаются у детей на всю жизнь. Ведь не все дети имеют возможность отдохнуть на берегу Черного моря, но образ картины "Природа Черноморского побережья Кавказа", на которой изображена богатая зелень лесов и парков, среди которой живописно выделяются белые пятна нарядных домов и просторы слегка волнующегося синего моря, надолго остаются в их памяти. А если ребенок полюбит природу, будет восхищаться ею, то он сможет осознать значение природы в жизни человека. Третий, завершающий этап утверждает в сознании и отражает в деятельности школьников принцип рачительного отношения к природе, ее ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы. Известная и достаточно абстрактная формула "чтобы любить природу, нужно ее знать" приобрела в массовой школе четкое выражение: необходимо увеличить естественнонаучные знания. По мнению Н.Ф.Виноградовой, это объективно привело к увеличению "пропасти" между наличием знаний об экологии и сформированностью экологической культуры. Она особо отмечает принципиальное положение о том, что процесс изучения объекта природы необходимо начинать с информации, которая аппелирует не к разуму ребенка, а к его чувству. Такой информацией, например, являются сведения о значении объекта для конкретного индивида и для природы в целом. С этой позицией трудно не согласиться. Можно сколько угодно долго объяснять на уроке о том, например, как правильно ставить палатку, не губя молодые деревья или разводить и гасить костер, но намного лучше эта информация усвоится непосредственно в природе, когда дети увидят, какой красоты может лишиться природа из-за их неправильных действий. Экологический аспект содержания учебных предметов. В программе новой начальной школы заметно усилен аспект образования младших школьников в области охраны окружающей среды, что нацеливает нас, учителей, на поиски путей совершенствования этой стороны образования. Реальные возможности для решения задач экологического образования в начальной школе имеет как самостоятельный учебный предмет "Мир вокруг нас" и "Природоведение", так и все другие предметы. Известно, что межпредметный подход в обучении, как общедидактический принцип, направлен на преодоление такого недостатка в образовании, как разрозненность знаний, формируемых в процессе изучения детьми школьных дисциплин. Экологическое образование как раз создает реальные возможности для осуществления межпредметного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в развитии экологической культуры учащихся, что связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок, форм и музыкальных образов. Это обуславливает определенную специфику познания природы, которая проявляется в художественном освоении природной и социальной действительности, в отображении ее в виде художественных образов. Предметы этого цикла способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению учащихся с природой и грамотному поведению в ней, творческой активности выражению своего личностного отношения к окружающей среде средствами искусства. Окружающий мирвключает элементы экологических знаний: организм и среда обитания, цепи питания, сезонные изменения в природе, последовательность фенологических явлений, природная среда и здоровье человека. Трудовое обучение способствует расширению знаний младших школьников о практической роли природных материалов ( ресурсов ) в жизни человека, о разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни отдельного человека и общества в преобразовании природного и социального окружения. Уроки трудового обучения формируют умение рационального и бережного отношения и обращения с предметами и объектами природы и изделиями из них. Занятия физической культурой закрепляют их элементарные знания о своем организме и охране здоровья с помощью природных факторов и здорового образа жизни, развивают сознание значимости гигиенических навыков и умений в сохранении и укреплении своего здоровья. Математика создает условия для развития умения давать качественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.Текстовые задачи дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Формы и виды работы по развитию экологической культуры. Коротко следует остановиться на формах и методах экологического воспитания учащихся. Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы выдвигает наблюдениев разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы с детьми, чаще всего используется в повседневной работе в форме циклов, включающих ряд разных по содержанию наблюдений за одним и тем же объектом. Как компонент наблюдение включается и в другие формы работы.Наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан, прежде всего, с чтением текстов экологического содержания. Вопросы к тексту, пояснения учителя, пересказ детьми, беседа - все эти формы речевой деятельности позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание, чаще всего недоступных для них наблюдений, явлений природы, их взаимосвязи между собой. Но все же, ключевое значение имеет практическая деятельность учащихся. Самостоятельный или совместный труд с учителем, проведение различных акций ("Зеленая елочка - живая иголочка", "Птичья столовая" и т.д.) позволяют приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. приобщиться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей - это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры. Беседа - наиболее распространенная форма экологического воспитания. Она может использоваться как учебная (в составе уроков экологического содержания) и как внеучебная, дополняющая получаемую на уроках информацию. Внеучебные беседы, в свою очередь, могут рассматриваться как программные, рассчитанные на проведение в определенной последовательности в течение года, и как спонтанные, ситуационные, необходимость проведения которых возникает неожиданно, в связи с произошедшими событиями, затрагивающими интересы и чувства детей. Одна из наиболее значимых - беседа о культуре поведения в природе. Такие беседы целесообразно проводить непосредственно до экскурсии, прогулок, походов, как подготовительное мероприятие.Чтобы беседа была более разнообразной и насыщенной можно использовать набор иллюстраций. Будучи размноженными, они могут быть предложены детям в качестве картинок для раскрашивания до проведения беседы, во время проведения или в качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний. Цель беседы: воспитать у детей чувство ответственности за свое поведение в природе, выработать потребность в общении с природой. Оборудование: иллюстрации по правилам поведения в природе, аудиокассета "Голоса птиц", стенд "Фотоохота", выставка эмблем об охране природы, книг о природе. Обрушивать запреты на ребенка нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознаны, прочувствованны, а многие и открыты детьми, чтобы стали их собственным убеждениями, а основные из правил перешли бы в простую и единственную привычку.Нужно, чтобы правила поведения в природе воспринимались не просто как пожелания и, тем более, голые запреты, а именно, как правила со своей особой строгостью и значимостью. Для этого каждое из них должно иметь формулировку. Разумеется, речь не идет о заучивании этих формулировок. Важно, чтобы дети своими словами могли передать смысл правила и выполнения его практически в реальном общении с природой. - Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок? Все ли помнят эти правила? Ребята,как правило, принимают активное участие в обсуждении этой проблемы. На этом этапе деятельности развивались универсальные учебные действия во всех сферах:
  • личностные (формирование интереса );
  • регулятивные (постановки задачи, нахождение пути ее решения, самооценка );
  • познавательные (наблюдали и делали выводы );
  • коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других ).
Грамзапись песни "Нам этот мир завещано беречь!"

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту!)

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спала,

Каждому правила знать не мешало.

  • Давайте подумаем, что нас радует в природе?
  • Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой.
  • Кто из вас, идя на прогулку, берет с собой магнитофон или радиоприемник? Можно ли это делать? Почему? Посмотрите на плакат "Не шуми в природе". (см прилож.1) что нам хотел сказать художник?
  • Не стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать голоса природы (Прослушивание записи с голосами птиц).
  • Человек много берет от природы, а чем он платит ей? Посмотрите, о чем говорит нам художник этим плакатом? ("В лесу ты не один").
  • Да, в лесу нельзя разжигать костры. Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава.
  • Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, у реки, используя для этого старые кострища. Знаете ли вы, что место под костром не зарастает 5-7 лет?! Пожалуйста, не делайте новых кострищ!
  • Какие же дрова можно использовать для костров? Сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок от отмерших деревьев и сухих веток.
  • А сколько погибаем необходимых природе грибов от бездумного отношения человека к природе. Посмотрите на плакат. О каком правиле напоминает нам художник? (Плакат "Не сбивай мухоморы", "Не сбивай грибы, даже ядовитые") Почему нельзя уничтожать несъедобные грибы?
  • Очень важно во время прогулок не обижать лесных обитателей. Часто достается от детей муравьям, чьи домики привлекают внимание (плакат "Не разоряйте муравейники").
  • По тропинке движутся муравьи. Они волокут насекомых во много раз больше себя. Другие тащат хвоинки, чешуйки семян. И поднимают все это на муравейник. День за днем муравьи надстраивают свое жилье: возводят дом - пирамиду с покатой макушкой. Так, что никакой дождик не страшен: вода скатывается с крыши - макушки, как с хорошо заметанного стога. Но случается, разворошит кто-нибудь муравейник, тогда вода проникает внутрь. Хозяева растеряны, пришла беда. Муравьи не успевают быстро восстановить ее, и в ненастье гнездо погибает. Муравьям можно помочь: осторожно подправить дом - пирамидку. Конечно, это будет грубая работа, но все остальное муравьи доделают сами.
Мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место своего отдыха в том виде, как и до нашего прихода? Посмотрите на плакат "Не оставляй мусор в природе". О чем нам напоминает художник? Как вы можете объяснить слова "Здесь сосны, а здесь ели". Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет, консервные банки - 30 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, стекло - 1000 лет. Как вы думаете, что нужно делать с мусором в лесу? Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о помощи (идет процесс соморазвития и самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения социального опыта).

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Е.Евтушенко).


Мониторинг как показатель сформированности УУД по правилам поведения в лесу. После проведения беседы учащимся мною был предложен тест, с целью проверки усвоения полученных знаний.Тестовые задания позволяют:

  • быстро проверить выполняемые работы;
  • проверить усвоение теоретического материала у большого количества учащихся;
  • объективно оценить результаты выполняемой работы;
  • повторить пройденный материал;
  • обогатить и систематизировать знания детей.
Тест: 1.Какая музыка больше всего нравится лесным обитателям? (3б.) А) веселая Б) тихая, спокойная В) тишина 2. Отметить (+), где в лесу можно разводить костер?(У каждогоребенка рисунок) (3б.) 3. Кому нужны мухоморы? (3б.) А) людям Б) животным В) деревьям 4. Что ты сделаешь с мусором, который остался после привала? (3б.) А) закопаю Б) возьму с собой В) брошу в кусты 5. Закончи правила: (3б.)
  • Не будем срывать…
  • Не будем ломать…
  • Не разоряй…
Результаты: 15-14 б. - высокий уровень 13-12 б. - выше среднего 11-10 б. - средний 9 и ниже - низкий.



Выводы по сформированности УУД. Степень обученности учащихся - 85%, на оптимальном уровне, усвоен материал теоретический по правилам поведения в природе т.е. личностные, познавательные и коммуникативные сферы деятельности,а вот регулятивная выглядела совсем не оптимистически.Дело в том, что после беседы отправились на экскурсию в парк "Молодежный". Многие дети, попав в парк, забыли о том, что нельзя шуметь, кричать, бегать, т.е. о соблюдении тишины.Пришлось им напомнить о правилах и предложить послушать, что происходит вокруг. Только после этого поведение их изменилось. Девочки очень любят цветы, поэтому некоторые стали собирать букеты. И очень отрадно было, когда сделали замечание этим девочкам не я, учитель, а сами ребята. Этим девочкам было стыдно вдвойне. Из всего этого следует, что экологическую культуру невозможно сформировать в стенах школы. Дети должны больше общаться с природой на природе для того, чтобы они сами видели свои ошибки и умели исправлять их или лучше всего предупреждать. Для проверки сформированности УУД провожу пятиминутный тест в виде игры: «Зажигаем фонарики» («Светофор»). Такая форма проверки детям очень нравится и они с удовольствием включаются в деятельность. Для работы им необходимы цветные карандаши: красный, зеленый, желтый. Инструкция: если согласен с утверждением учителя , то ученик раскрашивает или обводит номер задания зеленым цветом ( о ); если не согласен - красным ( о ); если ученик сомневается, то желтым цветом ( о ). После прохождения темы «Почему в лесу нужно соблюдать тишину и не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» провожу такой игровой тест для проверки уровня обученности учащихся:
  1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки плести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - еще вырастет.
  3. Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет! И не на уроке же мы!
  4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  5. Пучеглазую лягушку, ползучего ежа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  6. Звери всякие нужны - звери всякие важны. Каждый из них в природе делает свое дело. Не пугайте животных!
  7. Пришел на луг - нарви большой букет цветов маме!
  8. Не ловите бабочек - они так нужны цветам!
Работы тут же проверяются и ребята определяют, кто же настоящий друг природы. Диагностика развития экологической культуры учащихся 1 «Э» класса МБОУ СОШ №53 города Ульяновска. В конце учебного года составляю карту обследования сформированности экологической культуры своих учеников, где отслеживаются не столько знанияпо окружающему миру, сколько отношение ребенка к природе, его инициатива в природоохранной деятельности. Эти показатели можно отследить в процессе индивидуальной дифференциальной беседы с учеником, наблюдения за деятельностью учащегося в время учебной деятельности и во внеурочное время (экскурсия, прогулки, диспуты,тесты,КВН, игры - путешествия, ит.д.). Диагностическую карту отслеживания сформированности экологической культуры учащихся веду в течение всего курса изучения дисциплины «Окружающий мир», что помогает увидеть слабые стороны и наметить дальнейший план действий. В карту включаю следующие показатели сформированности УУД экологического направления:
  1. Глубина и системность Знаний (эти данные беру из результатов проводимых за год тестов).
  2. Понимание многосторонней ценности природы:
  • природа - источник чего?
  • почему нужно охранять природу?
  • отношение к природе.
  1. Сформированность разнообразных экологических ключевых компетентностей.
(Проверяю, как развиты коммуникативная, информационная компетентности и компетентность разрешения проблем, на каком они уровне).
  1. Проявление интереса к экологическим проблемам.
(Проверяю по наводящим вопросам, типа «какие фильмы и мультфильмы любите смотреть?», «какие книги предпочитаете?», «какие подарки получаете с удовольствием?»
  1. Инициатива и активность в природоохранной деятельности.
(Этот показатель считаю наиболее важным, т. к. все дети прекрасно знают, что зимой птицам не так страшен холод, как голод, что им нужна помощь, но не все дети изготавливают кормушки, регулярно кормят птиц)
  1. Убежденность в охране природы.
(Отслеживается в процессе чтения художественной литературы и при ее обсуждении, а также при просмотре и обсуждении фильмов экологического содержания). Заключение Таким образом, проведенное педагогическое и теоретическое исследование сформированности УУД по развитию экологической культуры позволило увидеть необходимость продолжения экологического образования учащихся класса. Поэтому были разработаны следующие виды работы по этой проблеме:
  1. Оформить выставку материалов по экологии. Регулярно вывешивать статьи из газет и журналов, рисунки, плакаты, сочинения детей, книжки- малютки на экологическую тематику.
  2. Следить за тем, чтобы дети были в курсе экологических проблем и новостей. Для этого изготовить почтовый ящик для вопросов и ответов "В мире интересного".
  3. Устраивать сезонные выставки находок, найденных во время экскурсий, прогулок, походов.
  4. Устраивать тематические выставки.
  5. Развивать у детей:
  • обоняние: предложить понюхать какой-нибудь предмет с завязанными глазами и попытаться определить, что это такое;
  • осязание: класть в "ящик ощущений" предмет и на ощупь определять его;
  • слух: слушать и определять голоса птиц, леса, реки и т.д.
  1. Учить детей определять, что это за дерево по листьям, стволу; птиц по внешнему виду и голосу; зверей по следу и т.д.
  2. Оформить уголок "Дневник наблюдений".
  3. Проводить сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, дидактические игры, классные часы, КВН, уроки-аукционы, уроки вопросов-ответов.
  4. Вести поисковую работу по сбору интересных материалов о зверях, растениях, собирать и составлять кроссворды, которые дети оформят в книжки-малышки в форме различных зверей и растений, а также книжки-малышки о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Ульяновской области.
  5. Проводить природоведческие выставки: "Люби и охраняй природу!", "Хомяки и попугаи", "Дары осени", "Осенний букет", "Комнатные цветы", "Кактусы" и др.
  6. Выставки эмблем об охране природы, книг о природе.
  7. Изготовить памятки к урокам по окружающему миру.
  • При изучении времени года:
Изменения в неживой природе: * как солнце греет землю. * почва, водоемы. * воздух, ветер, осадки. Изменения в живой природе: * изменения в жизни растений. * изменения в жизни животных. * изменения в жизни насекомых. Пользуясь этой памяткой, ученики рассказывают о временах года.
  • Порядок изучения растений:
  • Как называется растение?
  • Дерево это, кустарник или травянистое растение?
  • Определи и назови части растений.
  • Какие листья, цветки, плоды?
  • Определи, как располагаются семена у растения.
  • Вспомни, где ты видел это растение в природе: на лугу, в поле, в водоеме, на озере, в лесу.
  • Как это растение использует человек?
И таких памяток изготовить по основным темам курса. 13. Собирать в экологическую копилку стихов, песен, загадок и пословиц о природе; народные приметы. 14. Приглашать на уроки людей разных профессий и из клуба "Юный натуралист". 15. Отмечать такие даты, как Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня), День Земли (22 апреля), День Воды (22 марта). 16. Вести природоохранную деятельность: изготавливать кормушки и устраивать "столовые" для птиц зимой, уборка территории от листьев осенью и т.д. В заключение хочется сказать, что развитие экологической культуры младших школьников должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а должно стать одной из важных его основ. Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, хотелось бы обратить внимание на два принципиальных положения:
  1. уровень развития экологической культуры человека определяется не тем, что и как он говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет их;
  2. наиболее актуальным для младших школьников является его эмоциональное состояние, чувства, вызванные процессом общения с природой и его объектами, а не сведения о ней, полученными от взрослых или из книг.
Поэтому важно не только знания об охране и бережном отношении к природе, полученные на уроках за партами в классе, но и практическая природоохранная деятельность, в результате чего устанавливается духовная связь ребенка с природой.

Библиография 1. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности.(Текст): 1-4кл.: в 2ч.(Сост. Р.Г.Чуракова-М.: Академкнига ) Учебник,2011.-Ч.-1 (Проект «Перспективная начальная школа»). 2. Зарубина В.В. Разработка основной образовательной программы начального общего образования: методические рекомендации -Ульяновск: УИПКПРО, 2011. 3. Актуальные вопросы современного образования: материалы IV Международной научно-практической заочной конференции, Москва-Ульяновск, 28 апреля 2009г. / Центр довузовского образования УлГУ. - М.; Ульяновск: УлГУ, 2009. 4. Плешаков А.А. Природа. Учебное пособие для начальной школы-М.: Просвещение, 1996. 5. Акопян Э.М., Якута Л.В. Воспитание экологической культуры школьников.-Ульяновск: ИПКПРО,-1996. 6. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа.-2001-№7.-с.66-67. 7. Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром. Диссертация.-М.-1994. 8. Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников.// Начальная школа.-2006-№6. 9. Деревянко В.А. Уроки экологического творчества.// Начальная школа.-1998- №12-с.40-44. 10.Диагностика результатов образовательного процесса в 4-летней начальной школе./ Под ред. Калининой Н.В.- Ульяновск: ИПКПРО- 2002. 11.Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы.// Начальная школа .- 1989- №%5- с.25-27. 12.Егоренков Л.И. экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М.: Аркти, 1999. 13.Егоренков Л.И. Каким должно быть школьное экологическое образование и воспитание.// Начальное образование. -2000-№7. 14.Зверькова О.А. Тропинки воспитания экологической культуры.// Внешкольник. - 2004- №6. 15.Моисеева Л.В. и др. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников. -Екатеринбург.-1995. 16.Морозова Е.Е. Психолого- педагогические аспекты экологического образования в начальной школе.// Начальная школа.-2003-№7. 17.Иванова Е.О. Теории обучения в информационном обществе./Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская.-М.: Просвещение, 2011.- (Работаем по новым стандартам). 18.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли[ Текст]: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. 19.Развитие исследовательских умений младших школьников./ [ Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой. - М.: Просвещение, 2011.- (Работаем по новым стандартам). 20.Новолодская Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников.// Начальная школа.-2006-№3-с.52-53. 21.Плешаков А.А. Первые уроки экологической этики. //Начальная школа.-2000-№2- с.77. 22.Рыжова Н,А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. - М.: Просвещение, 1998. 23.Тарасова Т.И. Учим охранять природу.//Начальная школа.-4998-№5. 24.Экологическое воспитание дошкольников./Сост. Николаева С.Н.- М.: Аст.-1998. 25.Экологическое образование: концепции и методические подходы. /Под ред. Мамедова Н.М.- М.: 1996. 26. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа / А.В.Вольтов , И.В. Муштавинская, С.И.Петрова и др.,под ред. Н.И.Роговцевой. - М.: Просвещение, 2011.- (Работаем по новым стандартам). 27.Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения [Текст ] /под общей редакцией прф. Чураковой Р.Г. - М.: Академкнига/ Учебник, 2010. 28.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010 - (Стандарты второго поколения). Стихи. И.Мазнин Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь, и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям!
Давайте будем беречь планету, Во всей Вселенной похожей нету: Во всей Вселенной совсем одна, Что будет делать без нас она?...
"С нами, друг" Н.Соловьев Пусть Земля - пусть Земля Кружит - кружит, Дети все - дети все Дружат - дружат.
Мы тогда, - мы тогда Быстро - быстро Под дождем грибным подрастем.
Мы тогда - мы тогда Домом - домом, Землю общим домом назовем.
"Прогулка" С.Михалков. Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят! Загорают и едят. Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. Мы по берегу пошли И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке Тут и там - пустые банки, И, как будто нам назло, Даже битое стекло!
Мы бережку прошли, Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; Жгли костры, бумагу жгли - Тоже пили, тоже ели, - Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята! - крикнул Дима - Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, Жгли костер, в футбол играли - Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели… Отдохнули и ушли.
И остались на полянке У потухшего костра: Две разбитых наши склянки, Две размокшие баранки - Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не найти!

41

© 2010-2022