Рабочая программа по литературному чтению (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Партизанская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Намский улус» Республика Саха (Якутия)















Рабочая программа 1 класса ФГОС УМК «Школа России»

Литературное чтение

Учитель: Мегинова Туяра Прокопьевна

2015-2016 уч.г















Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой (УМК «Школа России»). Литературное чтение - один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результатив­ность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении худо­жественных произведений, формирование эстетического от­ношения к искусству слова; овладение первоначальными на­выками работы с учебными и научно-познавательными текс­тами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нрав­ственного опыта младших школьников, формирование пред­ставлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, ува­жения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в на­чальной школе является формирование читательской компе­тентности младшего школьника, осознание себя как грамотно­го читателя, способного к творческой деятельности. Читатель­ская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произве­дения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Литературное чтение в особой мере влияет на решение следующих задач: 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирова­ние осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чте­ния и потребности читать произведения разных видов литерату­ры), который во многом определяет успешность обучения млад­шего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приоб­ретают общеучебное умение осознанно читать тексты. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с раз­личными видами текстов, ориентироваться в книге, использо­вать ее для расширения знаний об окружающем мире. В ре­зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объ­екты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппа­ратом учебника, находят информацию в словарях, справочни­ках и энциклопедиях. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художествен­ного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро­вать (на доступном уровне) средства выразительности. Развива­ется умение сравнивать искусство слова с другими видами ис­кусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств. 4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности ма­ленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

















Основное содержание

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Виды практических работ

1

Жили-были буквы

5 Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токма­ковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Вводятся понятия - «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.


Читать вслух слоги, слова, предло­жения с постепенным переходом от слогового к плавному осмыс­ленному правильному чтению це­лыми словами. Характеризовать книгу: анализиро­вать структуру (обложка,). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Воспринимать на слух произведе­ния разных жанров в исполнении учителя

2

Сказки, загадки, небылицы

5 Произведения устного народного творчества: песенки, загад­ки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушки­на. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие - «настроение автора».


Читать по ролям: выбирать фраг­мент для чтения по ролям, распределять роли Читать вслух с постепенным переходом от слогового к плавному осмыс­ленному правильному чтению це­лыми словами Формулировать вопрос по фрагменту текста. Пересказывать произведение по иллюстрациям Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивиду­альными возможностями Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Воспринимать на слух произведе­ния разных жанров в исполнении мастеров худо­жественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции Декламировать стихотворные фрагменты по выбору. Характеризовать книгу: анализиро­вать структуру (иллюстрации). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) Анализировать соот­ветствие темы пословице (предло­женной учителем или подобран­ной самостоятельно); выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивиду­альными возможностями

3

Апрель, апрель! Звенит капель

3 Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмако­вой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о рус­ской природе. Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.
Воспринимать на слух произведе­ния разных жанров в исполнении мастеров худо­жественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции Характеризовать книгу: анализиро­вать структуру (оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) Выразительное чтение. Установление связи произведений литературы с другими видами искусств Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание)

4

И в шутку, и всерьез

4 Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие - «настроение и чувства героя».


Осознанное чтение произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста или других источников Характеризовать текст: предпола­гать (антиципировать) тему и со­держание текста по заголовку, ил­люстрациям Создавать серии картин Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивиду­альными возможностями Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание

5

Я и мои друзья

4 Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благини­ной, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Бе­рестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаи­моотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. Вводятся понятия - «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.


Формулировать главную мысль текста. Характеризовать книгу: анализиро­вать структуру (ан­нотация). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) Пони­мать общее содержание произве­дения: описывать осо­бенности поведения и характера героев Вырази­тельно читать небольшие стихотворные произведе­ния, передавая основную мысль автора, особенности героев Воспроиз­водить словесные картины графи­чески Создавать серии картин Вырази­тельно читать небольшие прозаи­ческие и стихотворные произведе­ния, передавая основную мысль автора, особенности героев

6

О братьях наших меньших

4 Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рас­сказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляц­ковского, Г. Сапгира, В. Берестова, К. Сладкова, Д. Хармса, К- Ушинского. Сравнение текстов разных жанров.


Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору Формулировать вопрос по фрагменту текста. Пересказывать произведение под­робно Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгры­вать роли героев художественных произведений, используя тон, темп, тембр, интонацию речи, ми­мику, жесты Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) Характеризовать книгу: анализиро­вать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление, ан­нотация, выходные данные). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) Читать по ролям: выбирать фраг­мент для чтения по ролям, распределять роли



Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:

К концу первого класса обучающиеся должны

Знать:

  • критерии выразительного чтения;

  • интонационные особенности произведения: тон, тембр, ритм;

  • тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;

  • законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях общения между собеседниками.

Уметь:

  • выразительно читать небольшие по объему художественные тексты;

  • интонировать наизусть стихи;

  • отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;

  • читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами:


I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами. II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элемен­тами чтения целыми словами небольших текстов со всеми бук­вами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, передача интонации и настроения при чтении. Учебные действия:

  • Членение речи на предложения, пред­ложения на слова, слова на слоги с использованием графиче­ских схем.
  • Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.
  • Прогнозирование текста по названию.
Предметные результаты Ученик научится: Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; Осознанно воспринимать содержание различных текстов, отвечать на вопросы по содержанию; Оформлять свою мысль в небольшом монологическом высказывании; Пополнять свой словарный запас; Читать про себя и вслух со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного; Осознавать сущность героев; Читать по ролям; Отличать прозаический текст от поэтического; Распознавать загадки, пословицы, сказки. Ученик получит возможность научиться: Высказывать собственное суждение; Высказывать собственное отношение к герою и его поступкам; Пересказывать и дополнять текст; Создавать иллюстрации по содержанию произведения.

Универсальные учебные действия Личностные Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Коммуникативные Задавать вопросы и использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные Строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные Осуществлять контроль по результату выполненного действия.
Ученик получит возможность научиться: Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения. Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.























Календарно-тематическое планирование

Дата

Факт

Темы отдельных уроков

Стр

Характеристика деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Примечание

Жили-были буквы - 5 ч.

3 четв 16.02.16


В.Данько. Загадочные буквы.

5-8 Читать вслух слоги, слова, предло­жения с постепенным переходом от слогового к плавному осмыс­ленному правильному чтению це­лыми словами. Характеризовать книгу: анализиро­вать структуру (обложка). Уметь читать целыми словами с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного


18


И.Токмакова. Аля, Кляксич и буква А.

9-10 Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Уметь пересказывать текст своими словами и с опорой на картинный план


25


С.Чёрный. Живая азбука. Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

11-13 Воспринимать на слух произведе­ния разных жанров в исполнении учителя Уметь находить заглавие текста, называть автора произведения, выразительно читать текст


1.03


Г.Сапгир. Про медведя. Бородицкая. Разговор с пчелой. И.Гамазкова. Кто как кричит?

14-18 Читать вслух с постепенным переходом от слогового к плавному осмыс­ленному правильному чтению це­лыми словами Уметь различать сказку, стихотворение; отвечать на вопросы по содержанию


3


С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Из старинных книг. Обобщение по разделу

19-27 Характеризовать книгу: анализиро­вать структуру (титульный лист). Выбирать книгу в библиотеке (по теме) Читать вслух с постепенным переходом от слогового к плавному осмыс­ленному правильному чтению це­лыми словами Уметь читать целыми словами с элементами слогового чтения Уметь воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё настроение в рисунках


Сказки, загадки, небылицы - 5 ч.

10


Е.Чарушин. Теремок.

32-37 Читать по ролям: выбирать фраг­мент для чтения по ролям, распределять роли Уметь пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку; характеризовать поступки действующих лиц (с помощью учителя)


15


Русская народная сказка. Рукавичка.

38-41 Читать вслух с постепенным переходом от слогового к плавному осмыс­ленному правильному чтению це­лыми словами Читать по ролям: выбирать фраг­мент для чтения по ролям, распределять роли. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Пересказывать произведение по иллюстрациям Уметь пересказывать текст своими словами Уметь пересказывать текст с опорой на иллюстрации


17


Загадки, песенки, потешки, небылицы. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

42-51 Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивиду­альными возможностями Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Уметь сравнивать предметы загадки и отгадки Уметь различать фольклорные жанры


22


А.Пушкин. Отрывки из произведений. Сказки о животных. Петух и собака.

52-56 Воспринимать на слух произведе­ния разных жанров в исполнении мастеров худо­жественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции Декламировать стихотворные фрагменты по выбору. Характеризовать книгу: анализиро­вать структуру (иллюстрации). Анализировать соот­ветствие темы пословице (предло­женной учителем или подобран­ной самостоятельно); выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения Уметь выразительно читать стихотворное произведение. Знать наизусть стихотворение (по выбору) Уметь выразительно читать стихотворное произведение. Знать наизусть стихотворение (по выбору) Уметь пересказывать текст своими словами и с опорой на картинный план


4 четв 5.04


Из старинных книг. Л.Толстой. Зайцы и лягушки. Ушинский. Гусь и журавль. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу.

57-62 Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивиду­альными возможностями Знать произведения изученных поэтов и писателей. Уметь высказывать свои впечатления о прочитанном


Апрель, апрель. Звенит капель! - 3 ч.

7


Стихотворные тексты. А.Плещеев. Сельская песенка. А.Майков. Весна. Ласточка примчалась... Т.Белозёров. Подснежники. С.Маршак. Апрель. И.Токмакова. Ручей. Л.Ульяницкая. Л.Яхнин.

65-68 Воспринимать на слух произведе­ния разных жанров в исполнении мастеров худо­жественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции Характеризовать книгу: анализиро­вать структуру (оглавление). Уметь работать с художественными текстами. Формировать умение понимать настроение автора. Знать наизусть стихотворение (по выбору) Уметь формулировать личную оценку, аргументировать своё мнение с привлечением текста стихотворения; выбирать темп чтения


12


Как придумать загадку? Е.Трутнева. Когда это бывает? И.Токмакова. Весна. В.Берестов. Воробушки. Р.Сеф. Чудо.

69-73 Выразительное чтение. Установление связи произведений литературы с другими видами искусств Обучающийся научится рассказывать наизусть стихотворение (по выбору). Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с сравнением и олицетворением.


14


Из старинных книг. А.Майков. Христос Воскрес. Разноцветные страницы. Лунин. Тень. Обобщение по разделу.

74-78 Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание) Уметь сравнивать произведения


И в шутку и всерьёз - 4 ч.

19


Особенности юмористических произведений. И.Токмакова. Мы играли в хохотушки. Я.Тайц. Волк. Г.Кружков. Ррры. Н.Артюхова. Саша-дразнилка.

5-10 Осознанное чтение произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста или других источников Характеризовать текст: предпола­гать (антиципировать) тему и со­держание текста по заголовку, ил­люстрациям Уметь воспроизводить содержание рассказа по опорным вопросам Уметь находить в тексте слова, характеризующие героев произведения, воспроизводить предложения с различной интонацией. Уметь прогнозировать текст


21


К.Чуковский. Федотка. О.Дриз. Привет. О.Григорьев. Стук. И.Токмакова. Разговор лютика и Жучка. И.Пивоварова. Кулинаки-пулинаки.

12-15 Создавать серии картин
Уметь вникать в смысл читаемых слов


26


К.Чуковский. Телефон М.Пляцковский. Помощник.

17-23 Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивиду­альными возможностями Уметь вникать в смысл читаемых слов. Знать наизусть отрывок из стихотворения


28


Из старинных книг. К.Ушинский. Что хорошо и что дурно? Ворон и сорока. Худо тому, кто добра не делает никому. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу.

24-28 Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить текст (высказывание Уметь находить общее в прочитанных произведениях


Я и мои друзья - 4 ч.

3.05


Ю.Ермолаев. Лучший друг. Е.Благинина. Подарок. В.Орлов. Кто первый? С.Михалков. Бараны.

31-36


Формулировать главную мысль текста. Характеризовать книгу: анализиро­вать структуру (ан­нотация). Пони­мать общее содержание произве­дения: описывать осо­бенности поведения и характера героев Вырази­тельно читать небольшие стихотворные произведе­ния, передавая основную мысль автора, особенности героев Формировать умение выделять главное, соотносить его с интонацией, анализировать поступки героев Формировать умение выделять главное, соотносить его с интонацией Уметь восстанавливать последовательность событий по опорным словам. Уметь прогнозировать содержание произведения по названию, иллюстрациям к тексту, ключевым словам


5


Р.Сеф. Совет. В.Берестов. В магазине игрушек. В.Орлов. Если дружбой дорожить. И.Пивоварова. Вежливый ослик. А.Барто. Вот так защитник. Я.Аким. Моя родня.



37-41 Воспроиз­водить словесные картины графи­чески Характеризовать книгу: анализиро­вать структуру (выходные данные). Уметь различать жанры литературных произведений Формировать умение понимать юмористический смысл слов


10


С.Маршак. Хороший день. М.Пляцковский. Сердитый дог Буль. Ю.Энтин. Про дружбу.

43-49 Воспроиз­водить словесные картины графи­чески Создавать серии картин
Уметь работать по вопросам учебника Уметь работать по вопросам учебника


12


Из старинных книг. Д.Тихомиров. Мальчики и лягушки. Находка. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу.

50-54 Вырази­тельно читать небольшие прозаи­ческие и стихотворные произведе­ния, передавая основную мысль автора, особенности героев Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях


О братьях наших меньших - 4ч

17


С.Михалков. Трезор. Р.Сеф. Кто любит собак. В.Осеева. Собака яростно лаяла. И.Токмакова. Купите собаку.

57-64


Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору Формулировать вопрос по фрагменту текста. Пересказывать произведение под­робно Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгры­вать роли героев художественных произведений, используя тон, темп, тембр, интонацию речи, ми­мику, жесты Уметь составлять рассказ по заданной теме Уметь делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать, работать с иллюстрацией Уметь выразительно читать в лицах, отвечать на вопросы. Формировать умение растолковывать значение непонятных слов, исходя из контекста


19


М.Пляцковский. Цап Царапыч. Г.Сапгир. Кошка. В.Берестов. Лягушата.

65-69 Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) Характеризовать книгу: анализиро­вать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление, ан­нотация, выходные данные). Уметь отвечать на вопросы Уметь находить заглавие текста, автора произведения


24


В.Лунин. Никого не обижай. С.Михалков. Важный совет. Д.Хармс. Храбрый ёж. Н.Сладков. Лисица и Ёж.

70-73 Декламировать стихотворения и прозаические фрагменты по выбору Читать по ролям: выбирать фраг­мент для чтения по ролям, распределять роли Обучающийся научится находить заглавие текста, называть автора произведений. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться делить текст на части; составлять план; пересказывать по рисункам. Уметь делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать


26


Из старинных книг. С.Аксаков. Гнездо. Разноцветные страницы. Обобщение по теме.

74-78 Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) Уметь приводить примеры художественных произведений по изученному материалу






© 2010-2022