- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие творческих способностей на уроках русского языка
Развитие творческих способностей на уроках русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Никифорова М.Н. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие творческих способностей на уроках русского языка
Одной из главных задач современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Человек может успешно жить и полноценно действовать в обществе, если он способен самостоятельно выйти за пределы «стандартного набора» знаний, умений и навыков, и научиться принимать самостоятельные решения.
Поэтому одной из социально значимой целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, то есть развивать у учащихся способность и потребность искать и находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. Для детей важна личная новизна их творческой деятельности на каждом уроке учебного процесса, в том числе и на уроке русского языка.
Тема моего опыта работы - "Развитие творческих способностей на уроках русского языка".
Выбранная мною тема является сегодня актуальной, так как в настоящее время проявляется ряд проблем:
-
снижение общей культуры учащихся, грамотности,
-
ослабленный интерес к русскому языку.
Цель данной работы является развитие творческих способностей на уроках русского языка.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-
изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме развития творческих способностей;
-
разработать методические рекомендации для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения русского языка.
Методы исследования: теоретический анализ учебно-методической литературы, изданий периодической печати, изучение накопленного в истории педагогического опыта, а также диагностические методы.
Развитие творческих способностей - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.
Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других.
В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.
Очень важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддаётся воспитанию и развитию творческих способностей ребёнка. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности.
Творческие способности проявляются в решении творческих задач, отвечающие следующим требованиям:
- познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности;
- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.
В своей работе использую систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
Среди них можно выделить следующие:
Составь слово
Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. Глухой - ф, звонкий -… Предпоследняя буква в слове "ветер". Стоит за буквой Р. Суффикс в слове "речной". Первая буква алфавита. Ответ: ВЕСНА.
Цифровой диктант
Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.
Детям предлагается среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно.
Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет - 0.
Числовой диктант
В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа.
Проверяя степень усвоения, учитель действует следующим образом: называет понятия опосредованно, через число и предлагает совершить действие между полученными числами.
Пример:
К числу букв в слове "молоко" прибавьте номер склонения этого же существительного (6+2=8).
Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате.
Номер буквы "Е" в алфавите разделите на число месяцев во времени года.
Буквенный диктант
Ученики не отвечают вслух на вопрос, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…). Как называется часть суток после ночи? (утро - У) Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол - Г)
Ребусы, анаграммы
Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.
Ребусы
Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания: У ШКА (подушка) 100Л (стол)
Анаграммы
Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…
Пример: ЛГУО - угол, РЗОЕО - озеро, ОРУК - урок.
Развиваем логику
По определению назови слово: - хрустящий, зелёный, пупырчатый; - маленькая, пугливая, компьютерная; - интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера.
Найди соответствие
Вставьте в текст прилагательные: После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец - то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.
Закодированное слово
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание. Обозначим следующие буквы цифрами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами: 47561101
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
Кто быстрее
Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков.
Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить… Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…)
Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора - алмаз - зима).
Меня сегодня как учителя прежде всего интересует такая проблема: как повысить грамотность учащихся. Каждый учитель знает, что приходится иногда несколько раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным. Что же делать? Прежде всего нужны знания фонологической системы русского языка, понятие фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. В своей работе я стала чаще использовать рифмованные тексты на запоминание теоретического материала, (например, «Не с глаголами не дружит, а частицей только служит: не пошел, не взял, не съел - вот у не как много дел», разные виды упражнений с использованием нетрадиционных уроков: урок- инсценирование, урок-репортаж, урок-расследование, урок-диспут, уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику, по станциям).
Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, решение системы познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый делает вывод о ходе выполнения своей работы, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.
Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.
Во время обобщающих уроков по теме «Особые формы глагола» прошу детей составить сопоставительную карту «Времена глагола». Формой работы выбираю групповую, когда дети могут ясно и точно определять данный материал, углубляясь в процесс изучения. Причем, во время обобщающего анализа дети приносят не только алгоритмы различия времен, но и лингвистические сказки, которые являли собой один из выборов домашнего задания.
На уроках изучения нового использую прием совместного поиска в парах «О чем мы уже знали?», «Что нового мы узнали?». Именно данные проблемные и аналитические вопросы помогают учащимся не только быть внимательными в разборе нового материала, но и развивают творческие способности путем анализа, объяснения, придумывания и рассказывания.
Считаю самостоятельную работу значительным событием в развитии творческого потенциала учащихся. Основной задачей на уроках русского языка является обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать лексическое значение слова, рассматривание его в контексте этимологии и произношения. Учащиеся должны учиться высказывать свою собственную точку зрения, следовать «вслед за автором», выявляя отношение к происходящему, выставляя напоказ свои чувства, эмоции.
Подводя итог, хочу отметить, что на уроках русского языка необходимо развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.
На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:
-
В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.
-
Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
-
Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся с учетом личностно-ориентированного подхода, посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода ученика и учителя