Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

Одной из главных задач современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Человек может успешно жить и полноценно действовать в обществе, если он способен самостоятельно выйти за пределы «стандартного набора» знаний, умений и навыков, и научиться принимать самостоятельные решения.

Поэтому одной из социально значимой целей современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, то есть развивать у учащихся способность и потребность искать и находить решение возникающих учебных и внеучебных задач, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. Для детей важна личная новизна их творческой деятельности на каждом уроке учебного процесса, в том числе и на уроке русского языка.

Тема моего опыта работы - "Развитие творческих способностей на уроках русского языка".

Выбранная мною тема является сегодня актуальной, так как в настоящее время проявляется ряд проблем:

  • снижение общей культуры учащихся, грамотности,

  • ослабленный интерес к русскому языку.

Цель данной работы является развитие творческих способностей на уроках русского языка.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме развития творческих способностей;

  • разработать методические рекомендации для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения русского языка.

Методы исследования: теоретический анализ учебно-методической литературы, изданий периодической печати, изучение накопленного в истории педагогического опыта, а также диагностические методы.

Развитие творческих способностей - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других.

В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.

Очень важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддаётся воспитанию и развитию творческих способностей ребёнка. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности.

Творческие способности проявляются в решении творческих задач, отвечающие следующим требованиям:

- познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности;

- система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.

В своей работе использую систему познавательных задач, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.

Среди них можно выделить следующие:

Составь слово

Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. Глухой - ф, звонкий -… Предпоследняя буква в слове "ветер". Стоит за буквой Р. Суффикс в слове "речной". Первая буква алфавита. Ответ: ВЕСНА.

Цифровой диктант

Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.

Детям предлагается среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно.

Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет - 0.

Числовой диктант

В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа.

Проверяя степень усвоения, учитель действует следующим образом: называет понятия опосредованно, через число и предлагает совершить действие между полученными числами.

Пример:

К числу букв в слове "молоко" прибавьте номер склонения этого же существительного (6+2=8).

Число сторон в треугольнике умножьте на количество углов в квадрате.

Номер буквы "Е" в алфавите разделите на число месяцев во времени года.

Буквенный диктант

Ученики не отвечают вслух на вопрос, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…). Как называется часть суток после ночи? (утро - У) Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол - Г)

Ребусы, анаграммы

Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.

Ребусы

Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания: У ШКА (подушка) 100Л (стол)

Анаграммы

Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…

Пример: ЛГУО - угол, РЗОЕО - озеро, ОРУК - урок.

Развиваем логику

По определению назови слово: - хрустящий, зелёный, пупырчатый; - маленькая, пугливая, компьютерная; - интересная, толстая, библиотечная.

Придумай два аналогичных примера.

Найди соответствие

Вставьте в текст прилагательные: После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец - то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.

Закодированное слово

Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание. Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т

Какие слова кроются под номерами: 47561101

Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.

Кто быстрее

Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков.

Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить… Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…)

Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора - алмаз - зима).

Меня сегодня как учителя прежде всего интересует такая проблема: как повысить грамотность учащихся. Каждый учитель знает, что приходится иногда несколько раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным. Что же делать? Прежде всего нужны знания фонологической системы русского языка, понятие фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. В своей работе я стала чаще использовать рифмованные тексты на запоминание теоретического материала, (например, «Не с глаголами не дружит, а частицей только служит: не пошел, не взял, не съел - вот у не как много дел», разные виды упражнений с использованием нетрадиционных уроков: урок- инсценирование, урок-репортаж, урок-расследование, урок-диспут, уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику, по станциям).

Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, решение системы познавательных задач путём целенаправленного включения учащихся на всех этапах урока в продуктивный, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый делает вывод о ходе выполнения своей работы, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

Во время обобщающих уроков по теме «Особые формы глагола» прошу детей составить сопоставительную карту «Времена глагола». Формой работы выбираю групповую, когда дети могут ясно и точно определять данный материал, углубляясь в процесс изучения. Причем, во время обобщающего анализа дети приносят не только алгоритмы различия времен, но и лингвистические сказки, которые являли собой один из выборов домашнего задания.

На уроках изучения нового использую прием совместного поиска в парах «О чем мы уже знали?», «Что нового мы узнали?». Именно данные проблемные и аналитические вопросы помогают учащимся не только быть внимательными в разборе нового материала, но и развивают творческие способности путем анализа, объяснения, придумывания и рассказывания.

Считаю самостоятельную работу значительным событием в развитии творческого потенциала учащихся. Основной задачей на уроках русского языка является обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать лексическое значение слова, рассматривание его в контексте этимологии и произношения. Учащиеся должны учиться высказывать свою собственную точку зрения, следовать «вслед за автором», выявляя отношение к происходящему, выставляя напоказ свои чувства, эмоции.

Подводя итог, хочу отметить, что на уроках русского языка необходимо развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

  1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

  2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

  3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся с учетом личностно-ориентированного подхода, посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода ученика и учителя



© 2010-2022