Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК Начальная школа 21 век

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

































2. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево составлена на основе следующих документов

1. Федерального закона от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»);

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год (приказ от 05 марта 2015г. № 29 «Об утверждении федерального перечня учебников»);

4. Примерной образовательной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 400с. - (Стандарты второго поколения),

5. Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». -3-е издание, доработанное и дополненное. - М.: Вентана-Граф, 2010г. - 176 с.)

6. Авторской программы Ефросининой Л.А., Оморковой М.И. Литературное чтение: программа: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2013г

7. Учебного плана МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево (приказ № 116 от 31.08.15г.)

8. Годового календарного графика МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево (приказ№ 116 от 31.08.15 г.);

9. ООП НОО МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево (приказ № 116 от 31.08.15г.)

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

• Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф. 2011г

• Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф. 2015г Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач: 1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка , который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания , сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе .Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств. 4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.


Общая характеристика учебного предмета.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе нач. образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно - нравственому воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам нач. школы.

Изучение литературного чтения в нач. школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в нач. школе является форм-ие читательской компетентности мл. шк-ка, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанноготпроизведения, значением книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении. Среди предметов, входящих в учебный план нач. школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
  • освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в худ-ой лит-ре;
  • фор-ие нравственных ценностей и эстетического вкуса мл. шк-ка; понимание духовной сущности произведений.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Литературное чтение как учебный предмет в нач. школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках уч-ся знакомятся с худ-ми произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия худ-ого произ-я фор-ся духовно-нравственное воспитание и развитие уч-ся нач. классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит уч-ся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует фор-ю личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках лит-го чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т.д. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Место учебного предмета в учебном плане. Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета во 2 классе отводится 136 ч. (4 ч. в неделю, 34 учебные недели). По учебному плану школы предусмотрено так же 136 часов




Результаты изучения учебного предмета. Личностными результатами обучения в нач. школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; фор-ие потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие худ-ой литер-ры; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами обучения в нач. школе яв-ся: освоение приемов поиска нужной информации; овладение агоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации худ-ых произведений, умение высказывать и пояснять свою точку зрения; осовение правил и способов взаимодействия с окр. миром; фор-ие представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деят-ти, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. Предметными результатами обучения в нач. школе яв-ся: фор-ие необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования худ-ых, научно-популярных и учебных текстов; уиение сам-но выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деят-ти; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного хар-ка с элементами рассуждения и описания; умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

  1. Основное содержание предмета учебного плана ОУ


Содержательная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Формы и вопросы контроля

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь


О нашей Родине:


Произведения о Родине. Рифмующие слова. Рифма. Диалог. Летопись.


смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

понятия «былина», «Родина», «Русь», «жанр»; тематику произведения

выразительно читать, сознательно, правильно и бегло читать; вести диалог

Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка.

Народная мудрость (устное народное творчество)


Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм.

Обогащение словаря, формирование навыков чтения.

Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений

понятия «народная мудрость», «шутка», «считалка», «потешка», «пословица».

опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; выявлять смысловой и эмоциональный подтекст произведения; сознательно, правильно, бегло, выразительно читать, определять от какого лица ведется повествование, словесно рисовать прочитанное

Начитанность. Текущая проверка


О детях и для детей








Развитие устных читательских навыков, умения выделять главную мысль, соотносить пословицу с содержанием произведения

Развитие восприятия художественного произведения.

Развитие навыка чтения, речевых умений, творческой деятельности

Развитие умения пересказывать текст по картинному плану

Развитие навыка чтения по ролям

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать)

13ч








понятия «басня», «мораль», «баснописец», «автор», «герой», «план», фамилии детских писателей, определение характеристики героев; смысловые части текста

опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; выявлять смысловой и эмоциональный подтекст произведения; сознательно, правильно, бегло, выразительно читать, давать хар-ку героям, делить текст на части, озаглавливать части произведения, составлять план текста, читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.

Тест (вид текущей проверки)

Литературная эрудиция - литературные диктанты. Текущая проверка


Мир сказок


«Уж небо осенью дышало…»

Произведения о родной природе


Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность

Развитие навыков восприятия художественного произведения, читательских умений (выразительное чтение диалогов); творческая деятельность; работа над развитием речи

Проверка уровня начитанности учащихся, техники чтения, творческой деятельности

понятие «роль», «загадка», «автор», «план», «герой».

выразительно, красиво, правильно и быстро читать; читать по ролям, отвечать четко и правильно на вопросы, читать по ролям, составлять план текста, определять от какого лица ведется повествование.

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка


«Снежок порхает, кружится…»

Произведения о зимней природе


Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к прочитанному)

Развитие навыков творческой деятельности

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение и автора)

Развитие речи учащихся, умения составлять текст по теме

Развитие навыков чтения, читательских умений, слушания произведения

Развитие речи учащихся

18ч

понятия «автор», «план», смысловые части текста.

правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование, словесно рисовать прочитанное.

Начитанность. Итоговая проверка

Выразительность чтения. Итоговая проверка


Здравствуй, праздник новогодний

Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

10ч


определение характеристики героев; смысловые части текста.

правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.

Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания. Итоговая проверка


Произведения о животных

Разножанровые произведения о животных


Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений

Выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения

Работа с текстом

12ч

определение характеристики героев; смысловые части текста.

правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.

Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка

Начитанность, работа с детскими книгами. Текущая проверка


Зарубежные сказки

Развитие читательских навыков.

Работа с текстом


13ч


определение характеристики героев; смысловые части текста.

правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.

Литературная эрудиция - литературные диктанты. Текущая проверка

Рассказы, стихи, сказки о семье

Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей

Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; форми-рование основ читательской самостоятельности

15ч


понятие «колыбельная», определение характеристики героев; смысловые части текста.

правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; читать по ролям, определять от какого лица ведется повествование.

Тест (вид текущей проверки)

Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Итоговая проверка


Весна, весна красна!..»

Произведения о родной природе


Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения

Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев)

Моделирование обложки для книги

Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности

24ч


понятие «закличка»; смысловые части текста.

правильно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, словесно рисовать прочитанное.

Навык чтения молча (способ чтения, понимание содержания, получение информации)

Текущая проверка.


Волшебные сказки

Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев)

Моделирование обложки для книги


понятия «чудо» и «русская сказка», определение характеристики героев; смысловые части текста.

правильно, осознанно и быстро читать; давать характеристику героям, читать по ролям; выделять смысловые части произведения, находить опорные слова; составлять план текста; читать по ролям, словесно рисовать прочитанное.

Начитанность, работа с детскими книгами. Итоговая проверка

Выразительность чтения. Итоговая проверка

Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания. Итоговая проверка




Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе


Раздел (блок учебника)

Количество часов

1 О нашей Родине

5 часов

2 Народная мудрость (устное народное творчество).

6 часов

3 О детях и для детей.

13 часов

4 Мир сказок

6 часов

5 Уж небо осенью дышало …

6 часов

6 Снежок порхает, кружится.

18 часов

7 Здравствуй, праздник новогодний!

10 часов

8 О братьях наших меньших (произведения о животных)

12 часов

9 Лис Миккель и другие (зарубежные сказки).

13 часов

10 Семья и я.

15 часов

11 Весна, весна красная …

24 часа

12 «Там чудеса…» (волшебные сказки).

8 часов


Итого

136 часов



4.Требования к уровню подготовки учащихся по данной учебной программе (личностные и метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

  • В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
  • В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
  • В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
  • В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
У выпускника будут сформированы:

Выпускник получит возможность для формирования:

Личностные универсальные учебные действия - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; - развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - установка на здоровый образ жизни; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Регулятивные универсальные учебные действия - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приёмов решения задач. - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.



Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится: - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; - читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; - различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; - читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде); - использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию; - использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста); - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Выпускник получит возможность научиться: - воспринимать художественную литературу как вид искусства; - предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; - выделять не только главную, но и избыточную информацию; - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; - определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; - отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения; - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; - высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста; - делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.



Круг детского чтения

Выпускник научится: - ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги; - самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; - составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться: - ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; - определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; - писать отзыв о прочитанной книге; - работать с тематическим каталогом; - работать с детской периодикой.



Литературоведческая пропедевтика

Выпускник научится:

- сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя дватри существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться: - сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1); - создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).



Творческая деятельность

Выпускник научится: - читать по ролям литературное произведение; - создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

- реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

Выпускник получит возможность научиться: - творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; - создавать иллюстрации по содержанию произведения; - работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; - создавать собственный текст (повествование-по аналогии, рассуждение - развёрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя).

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературно развития, который характеризуется как умения:

  • Осозновать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека, формирования личностных качеств и социальных ценностей.
  • Понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями.
  • Работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности.
  • Применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, хар-ки героя; пересказывать текст.
  • Осуществлять поиск необходимой информации в худ-ом, учебном, научно-популярном текстах.
  • Работать со справочно-энциклопедическими изданиями.

Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

  • Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.

  • Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.

  • К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

  • Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.

  • Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

  • Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

  • Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

  • выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению составить образ автора;

  • определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;

  • выявлять авторское отношение к персонажам;

  • определять, от какого лица (автора, персонажа) ведется повествование;

  • характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;

  • выделять эпизод из текста;

  • озаглавливать иллюстрации и эпизоды;

  • восстанавливать деформированный картинный план;

  • подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

  • составлять картинный план;

  • пересказывать с опорой на картинный план;

  • последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);

  • составлять подробный и творческий пересказ;

  • заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать, правильно называть книгу (автор, заглавие);

  • составить представление о книге по обложке, прогнозировать тему, жанр, характер текста;

  • ориентироваться в книге.


5.Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы


Раздел

Ожидаемые результаты обучения и показатели их достижения

В процессе обучения учащиеся научатся

Примеры учебных ситуаций уч-ся могут самостоятельно или с помощью сверстников, взрослых

Система языка. Коммуникация.

Познание. Язык. Речь Уважать и ценить могущество устной и письменной речи, ее воздействие на окружающих, обнаруживать возрастающее понимание ее возможностей; более осознанно и ответственно использовать язык для: # более полного и точного выражения своих мыслей, чувств, идей и мнений; # социального взаимодействия с целью информировать окружающих, развлечь их или оказать на них влияние; # получения удовольствия от чтения и письма для себя, от общения со сверстниками; # углубления понимания действительности, получения новых знаний; # организации своего процесса учения и рефлексии. Учащиеся могут продемонстрировать понимание смыслообразующей функции речи, используя устную речь и слушание как эффективные стратегии учения. Учащиеся могут ежедневно и в течение все более длительного времени читать художественную и нехудожественную литературу, вести дневник впечатлений. Учащиеся могут ежедневно и в течение все более длительного времени писать, преследуя различные цели - информативные или творческие, писать для себя и для других. Учащиеся могут участвовать в обсуждении организационных, бытовых или учебных проблем, выдвигая свои идеи, убедительно защищая высказываемую ими точку зрения и проявляя внимание и уважение к чужой точке зрения. Они могут использовать письменную речь для фиксации, структурирования и организации мыслей, например, перед выступлением. Учащиеся могут фиксировать, обсуждать и оценивать свое продвижение в обучении

Система языка. Коммуникация. Познание.

Звуки и буквы: графика Понимать, что знаки и надписи, символы и пиктограммы несут в себе смысл, выделять среди различных способов символьного обозначения буквы, отличать их от звуков. Учащиеся, изучая в группах, каким образом различные знаки (например, иконки на мониторе компьютера) передают значение, выдвигают гипотезы о том, что делает эти знаки понятными и эффективными. Они могут написать сообщение разными способами (собственными условными значками, буквами, рисунками и т. Д.), оценить на этой основе значение букв. Они могут сравнивать различные используемые способы записи информации (пиктограммы, иероглифы, буквы и т. П.). Учащиеся на основе сопоставления устной и письменной речи сравнивают звуки и буквы, выделяя их сходство и различие. Они могут прокомментировать смысл пословицы «Что написано пером…», выдвинуть гипотезы о назначение букв и требованиях к их написанию


Демонстрировать понимание звуко-буквенных соотношений: # узнавать и называть все буквы русского языка; # различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твердых звуков; # читать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе устанавливать, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение. Учащиеся, работая в парах или группах, могут вести наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением, в каждом случае объясняя несовпадение. Они участвуют в коллективном составлении списка подобных слов, выписывая их на настенные плакаты. Учащиеся, работая в парах или группах, могут определять соотношение звуков и букв в словах типа мел-мель, яма, ель и т. П. Учащиеся, работая в парах или группах и пользуясь различными словарями, справочниками и т. П., составляют списки слов с разделительными ь и ъ, которые затем объединяют в настенные плакаты, располагая слова тематически и/или по алфавиту


Правильно называть и располагать по порядку все буквы русского алфавита и уметь пользоваться алфавитом для упорядочивания и поиска слов и названий Учащиеся могут принять участие в составлении классной алфавитной книги. На основе знакомства с разными вариантами оформления алфавитных книжек они могут предложить свой вариант оформления классной алфавитной книги, подбирать к ней иллюстрации, делать рисунки. Они могут участвовать в составлении тематических списков слов, располагая их по алфавиту внутри каждой группы.

Система языка. Коммуникация. Познание.

Части речи. Классификация. Морфологические признаки Связывать смыслоразличительную функцию слов с их лексическим значением и грамматическими признаками на основе морфологического анализа и анализа употребления слов в речи: # выявлять самостоятельные (имена существительные, имена прилагатель ные, глаголы, личные местоимения) и служебные (предлоги, союзы) части речи; # сравнивать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по их морфологическим признакам, различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные; # выделять неизменяемые и изменяемые части речи, устанавливать начальные формы существительных, прилагательных, личных местоимений, глаголов и способы их изменения; # определять: - род, число, падеж, склонение имен существительных; - род, число, падеж имен прилагательных; - форму, спряжение и время глаголов, число и лицо глаголов в настоящем и будущем времени, род глаголов в единственном числе прошедшего времени. Работая в группах со списками существительных, прилагательных и глаголов в начальной форме, учащиеся сравнивают возможности передачи информации с помощью слов только одной части речи, двух и трех частей речи. Они могут установить значение и вопросы, на которые отвечают слова отдельных частей речи, необходимость и способы изменения форм слов для более полной и точной передачи информации. Они могут обсуждать и выдвигать предположения о наиболее эффективных способах организации речи, о необходимости служебных слов. Работая в парах, учащиеся могут выявлять и фиксировать количество существительных, прилагательных, глаголов, личных местоимений, предлогов, союзов в небольших отрывках художественных и учебных текстов, в знакомых текстах одного и того же автора и текстах на одну тему разных авторов, в текстах-описаниях и текстах-рассуждениях, в устной речи мальчиков и девочек (например, при взаимном пересказе соседу одного и того же текста). Работая в группах со специально подобранными предложениями, учащиеся изучают возможные способы изменения существительных, прилагательных, глаголов. Они могут обсуждать и сравнивать грамматические признаки этих частей речи, сравнивать способы их изменения в русском и ином языке (например, родном или изучаемом иностранном), с помощью учителя устанавливать и применять основные грамматические правила.

Система языка. Коммуникация.

Познание. Правописание Правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях устанавливать: # характер затруднения: - правописание гласной/согласной или их сочетания; - употребление ь/ъ; - употребление строчной/прописной буквы; - слитное/раздельное написание слова; # лексическое значение слова; # часть речи, которой выражено слово; # морфему (корень, приставка, окончание), в написании которой возникло затруднение; # вид орфограммы и орфографическое правило; # орфографическое правило, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания: - звукослоговой анализ и/или послоговое чтение; - изменение формы слова, подбор однокоренного слова; - постановка вопроса (падежного, к определяемому прилагательному, к глаголу); - сличение с образцом; - обращение к памяткам и/или орфографическому словарю; - перефразирование текста, с использованием синонимов и контекстных замен. Писать (самостоятельно и под диктовку) предложения и небольшие тексты, правильно расставляя в них знаки препинания (в объеме изученных правил); в затруднительных случаях: # устанавливать характер затруднения (знаки конца предложения и/или употребление запятой) и соответствующую пунктограмму; # применять нужное правило, выбирая адекватный способ проверки (интонирование, определение грамматических основ, выявление однородных членов, определение характера связи между простыми предложениями в составе сложного и т. П.) Учащиеся, работая в группах над предложенными текстами, могут находить и выделять в словах орфограммы, соотносить их с изученными морфемами, объяснять написание слов. Они могут: группировать выделенные слова по видам орфограмм, подбирать слова на данное правило; находить и выделять в предложениях и текстах изученные пунктограммы, пояснять расстановку знаков препинания. Работая в группах, учащиеся с помощью учителя ведут работу по составлению классного справочника по правописанию (орфографии и пунктуации). Они могут предлагать и обсуждать удобный для поиска рубрикатор, пополнять по мере изучения грамматических правил справочник новыми примерами и рубриками; при необходимости пользоваться составленным справочником. Учащиеся могут обсуждать порядок действий при различных затруднениях в написании слов и постановке знаков препинания, составлять с помощью учителя памятки и алгоритмы. Они могут обсудить и выработать с помощью учителя критерии и нормы оценки навыка правописания, использовать их в процедурах само и взаимооценки с тем, чтобы определить свои сильные и слабые стороны, совершенствоваться в правописании. Учащиеся могут аккуратно, без ошибок списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, несложный текст объемом 70-90 слов. Они могут аккуратно, без ошибок списать, расставляя пропущенные знаки препинания, несложный текст объемом 70-90 слов. Они могут самостоятельно составить небольшой текст и/или написать под диктовку слова, предложения и несложный текст объемом 70-90 слов с изученными орфограммами и пунктограммами, перечесть написанное, и аккуратно исправить допущенные неточности и ошибки.

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения Образовательной программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися трёх групп результатов образования: личностных достижений, метапредметных результатов и предметных.


Оценка личностных достижений представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. По окончании 2-го класса основным объектом оценки личностных результатов у учащихся служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в:

  • самоопределение - сформированность внутренней позиции школьника, принятие и освоение им новой социальной роли, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению в целом и изучаемому предмету в частности. Становление основ гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину. Развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, верить в успех;
  • смыслообразование - понимание границ того «что я знаю» и «незнания», стремление к преодолению этого разрыва;
  • морально-этическая ориентация - освоение основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости. Развитие этических чувств - стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.

Формой оценки личностных достижений учащихся является оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся 2-го класса в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающегося или по запросу учителя (администрации ГБОУ гимназии № 1272) при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологической службой гимназии по определенным методикам.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения Образовательной программы в формировании универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных. Основным объектом оценки метапредметных результатов во 2-ом классе служит сформированность у обучающихся указанных выше регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий, к ним относятся:
  • способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи; учиться преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • учиться оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;
  • учиться осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
  • развивать способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам;
  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач;
  • воспринимать прочитанное или прослушанное произведение;
  • овладение навыками чтения, умение воспринимать и понимать прослушанное и прочитанное произведение;
  • понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
  • воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примере поступков героев литературных произведений);
  • уметь работать с текстами произведений разных жанров: определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию;
  • сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;
  • отвечать на вопросы (по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, пробуждающие дать оценку событиям, поступкам героев, требующие поставить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношение ученика к событиям и героям произведений;
  • слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемым темам; дополнять и утонять ответы, подтверждать информацией из текста произведения;
  • выполнять практико-ориентированные задания: находить нужную информацию в тексте произведения, интерпретировать текст, давать оценку;
  • составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели обложек; усваивать при помощи моделирования литературоведческие понятия.


Особенности организации контроля по чтению. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможно проведение письменных работ - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельных работ с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п. Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
    слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Оценка "5" ставится ученику, если он:
  • понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами .
  • читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии;
  • верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую
    знакам препинания в конце предложения;
  • умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
  • понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
  • допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
  • правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
  • знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.
Оценка "3" ставится ученику, если он:
  • осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
  • читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
  • читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
  • допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
  • пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
  • знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка "2" ставится ученику в том случае, если он:
  • читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
  • при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.












6. Календарно-тематическое планирование


№ п/п


Название раздела.


Тема урока.

Кол-во часов

Элементы содержания

урока

Основной вид деятельности учащихся

Вид контроля

Дата

Примеч

план

факт



1

О нашей Родине - 5 ч



Ф. Савинов «Родина»

1

Знать понятия «Родина», «Русь», «жанр»; тематику произведения;

Уметь читать выразительно, сознательно, правильно и бегло, работать с текстом, вести диалог.


Прогнозировать содержание раздела. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Различать стихотворный и прозаический текст. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять значение слов. Анализировать текст. Отвечать на вопросы по тексту. Оценивать свой ответ.

Выучить наизусть





2


И. Никитин «Русь»

С. Романовский «Русь»

1

Текущий




3


С. Прокофьев «Родина»

1

Текущий




4


Литературное слушание.

С. Романовский. «Слово о Русской земле»

1

Текущий




5


С. Прокофьев «Родина»

1



Выучить наизусть




6

Народная мудрость - 6ч



«Я с горы на гору шла…». Русская народная песня. Загадки.

1

Знать понятия «народная мудрость», «былина», «считалка», «загадка», «потешка», «пословица», «устное народное творчество».

Уметь читать сознательно, правильно, бегло, выразительно, работать с текстом, вести диалог.


Прогнозировать содержание раздела. Узнавать малые фольклорные формы. Читать текст, ориентируясь на паузы для передачи настроения, жанровых особенностей произведения. Анализировать текст. Отвечать на вопросы по тексту.

Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.

Выучить наизусть




7


Былина «Как Илья из Мурома богатырем стал»

1

Текущий




8


Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1

Текущий




9


Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы.

1

Текущий




Текущий




10


Книжная полка «Устное народное творчество»


1

Текущий




11


Обобщение по темам «О нашей Родине», «Народная мудрость».

Рубрика «Проверь себя»


1

12






13

О детях и для детей -13 ч


А. Барто «Катя».





С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах»

1





1

Знать понятия «басня», «мораль», «баснописец», «автор», «герой», «план», фамилии детских писателей, определение характеристики героев; смысловые части текста

Уметь читать сознательно, правильно, бегло, выразительно, работать с текстом, вести диалог.




Прогнозировать содержание раздела. Запоминать и воспроизводить информацию из текста в соответствии с учебной задачей. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам. Анализировать соответствие темы произведения пословице. Соотносить сюжет произведения с событиями своей жизни. Соотносить эпизод с иллюстрацией к тексту. Конструировать план произведения. Пересказывать текст, разыгрывать диалоги, создавать словесные портреты героев. Объяснять образные слова и выражения. Оценивать свой ответ.

Выучить наизусть




14


С.Баруздин «Как Алешке учиться надоело».


1

Текущий




15


Литературное слушание. Е.Пермяк «Смородинка»


Текущий




16


Н. Носов «Заплатка».

1

Текущий




17


Г.Сапгир «Рабочие

руки». Скороговорки

1

Текущий




18


И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Л.Толстой «Страшный зверь»

1

Выучить наизусть




19


М.Зощенко «Самое главное»

1

Текущий




20


В. Сутеев «Кто лучше?» А.Митта «Шар в окошке»

1

Текущий




21


Е.Пермяк «Две пословицы»

1

Текущий




22


Л.Пантелеев «Две лягушки»

В.Беспальков

«Соловушка»

1

Текущий




23


В.Сутеев «Снежный зайчик».


1

Текущий




24


Книжная полка «Детские писатели».

Обобщение по теме «О детях и для детей»


1

Текущий




25

Мир сказок - 6 ч



«У страха глаза велики». Русская народная сказка.

1

Знать определение характеристики героев; смысловые части текста, фамилии писателей,

Уметь читать сознательно, правильно, бегло, выразительно, работать с текстом, вести диалог.


Прогнозировать содержание раздела. Различать фольклорную и авторскую сказки. Описывать события сказки в соответствии с поставленной учебной задачей. Анализировать структуру сказки, текст сказки. Оценивать нравственное содержание и идею. Сопоставлять название сказки с пословицей. Соотносить иллюстрации с текстом. Узнавать по иллюстрации название сказки.

Текущий




26


Братья Гримм «Маленькие человечки»

1

Текущий




27


Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

1

Текущий




28


Братья Гримм «Семеро храбрецов».

1

Текущий




29


Братья Гримм. «Семеро храбрецов»

1

Текущий




30


Книжная полка «Сказки народные и авторские». Обобщение по теме «Мир сказок»

1

Текущий







31

Уж небо осенью дышало… - 6 ч



А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

Г.Скребицкий «Осень»

1

Знать понятие «роль», «загадка», «автор», «план», «герой», фамилии детских писателей,

Уметь читать выразительно, правильно и быстро, работать с текстом, вести диалог.


Прогнозировать содержание раздела. Запоминать и воспроизводить информацию из текста в соответствии с учебной задачей. Анализировать текст. Характеризовать приёмы, используемые автором. Создавать описательный рассказ. Объяснять образные слова и выражения. Узнавать по иллюстрации название произведения. Оценивать своё эмоциональное состояние, свой ответ. Выбирать книгу по фамилии автора.

Выучить наизусть




32


Е. Трутнева «Осень».

Н. Сладков «Эхо»


1

Текущий




33


Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки». Загадки.

1

Текущий




34


М.Пришвин «Недосмотренные грибы»

1

Текущий




35


Э.Шим«Храбрый опенок».

К. Бальмонт «Осень».

1

Текущий




36


Книжная полка «Читаем о родной природе». Обобщение по теме «Уж небо осенью дышало…»

1

Текущий




37

Снежок порхает, кружится… - 18 ч


З. Александрова «Зима».



1

Знать понятия «автор», «план», смысловые части текста, фамилии детских писателей,

Уметь читать правильно, выразительно и быстро, работать с текстом, вести диалог.






Прогнозировать содержание раздела. Анализировать текст. Соотносить иллюстрацию с текстом, отдельными эпизодами. Объяснять образные слова и выражения. Создавать описательный рассказ по тексту. Создавать словесные портреты героев. Характеризовать приёмы, используемые автором. Конструировать план произведения. Пересказывать текст выборочно и полностью. Разыгрывать диалоги, драматизировать отрывки. Выбирать книгу по фамилии автора. Оценивать нравственное содержание и идею произведения. Оценивать свой ответ.

Выучить наизусть




38


Научно-познаватель-ные и художествен-ные произведения о природе

С. Иванов «Каким бывает снег»




1

Текущий




39


И.Соколов-Микитов «Зима в лесу»


1

Текущий




40


Литературное слушание. Сказки о природе.

Э. Шим. «Всем вам крышка»


1

Текущий




41


К.Ушинский «Мороз не страшен»

1

Текущий




42


«Дети Деда Мороза». Русская народная сказка

1

Текущий




43


М.Пришвин «Деревья в лесу»

1

Текущий




44


И.Суриков «Детство»

1

Текущий




45


Литературное слушание. В. Даль. «Девочка Снегурочка»


1

Текущий




Текущий




46


Литературное слушание. В. Даль. «Девочка Снегурочка»

1

47


«Снегурочка». Русская народная сказка

1

Текущий




48


«Снегурочка». Русская народная сказка

1

Текущий




49


Н.Некрасов «Саша»

1



Текущий




50


Г.Скребицкий,

В. Чаплина «Как белочка зимует»

1

Текущий




51


И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»,

И.Беляев «О чем ты думаешь снегирь?»

1

Текущий




52


Литературное слушание.

В. Одоевский «Мороз Иванович».

1



Текущий




53


Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича»

1

Текущий




54


Комплексная контрольная работа


выполнять комплексную контрольную работу, пользуясь учебником, учебной хрестоматией, справочником. уметь проверять свою работу, объяснять ответы, доказывать свою точку зрения с опорой на текст произведения. Выполнять задания




55

Здравствуй, праздник новогодний! - 10 ч


С.Михалков «В снегу стояла елочка»

1

Знать определение характеристики героев; смысловые части текста, фамилии детских писателей,

Уметь читать сознательно, правильно, бегло, выразительно, работать с текстом, вести диалог.


Прогнозировать содержание раздела. Анализировать текст произведения. Отвечать на вопросы. Соотносить иллюстрации с текстом. Объяснять образные слова и выражения. Характеризовать приёмы, используемые автором. Обсуждать значение пословицы. Выбирать книгу по фамилии автора. Высказывать предположение о теме и событиях произведения по обложке и иллюстрациям. Оценивать свой ответ.

Выучить наизусть




56


Литературное слушание

Сказки Х.К. Андерсена «Ель» ( в сокращении)

1

Текущий




57


А. Гайдар «Елка в тайге»

1

Текущий




58


А. Гайдар «Елка в тайге»

1

Текущий




59


С. Маршак «Декабрь».

1

Текущий




60


С.Городецкий «Новогодние приметы».

1

Текущий




61


Книжная полка «Стихи о природе».


1

Выучить наизусть




62


Библиотечный урок.

Книги о Новом годе для детей.

1

Текущий




63


Обобщение по темам «Снежок порхает, кружится…», «Здравствуй, праздник новогодний!»

1

Выполнять задания




64


Урок - утренник «Здравствуй, праздник новогодний!»





1

уиеть инсценировать эпизоды изученных произведений.

моделировать об-ложку под руководством учителя, рассматривать структуру текста, выделять текста и озаглавливать каждую часть.

Выучить наизусть




65

О братьях наших меньших - 12 ч



«Бурёнушка». Народная песенка.

В.Жуковский «Птичка»

1

Знать определение характеристики героев; смысловые части текста, фамилии детских писателей,

Уметь читать правильно, выразительно и быстро, работать с текстом, вести диалог.












Прогнозировать содержание раздела. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Выбирать книги по темам и авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Оценивать свой ответ.








Текущий




66


К.Ушинский «Кот Васька». Считалка. Загадки

1

Текущий




67


Е.Благинина «Голоса леса»

1

Выучить наизусть




68


М.Пришвин «Старый гриб».

К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»

1

Текущий




69


П. Комаров «Олененок»

1

Текущий




70


В.Бианки «Еж - спаситель».

1

Текущий




71


Скороговорки.

М.Дудин «Тары-бары»

1

Текущий




72


К. Ушинский «Плутишка кот»

1

Текущий




73


«Журавль и цапля». Русская народная сказка.

1

Текущий




74


«Зимовье зверей». Русская народная сказка.

1

Текущий




75


Д.Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

1

Текущий




76


«Белые перышки». Русская народная сказка. Книжная полка «Произведения о животных»

1

Выполнять задания




77

Лис Микель и другие ( зарубежные сказки)- 13ч


«Колосок». Украинская народная сказка.

1

Знать определение характеристики героев; смысловые части текста.

Уметь читать сознательно, правильно, бегло, выразительно, работать с текстом, вести диалог.


Прогнозировать содержание раздела. Выделять национальные особенности сказки. Сравнивать выразительные средства сказок разных народов. Различать фольклорную и авторскую сказки. Устанавливать сходство тем, героев, сюжетов. Сравнивать произведения по теме. Анализировать текст сказки. Отвечать на вопросы. Объяснять значения слов. Соотносить иллюстрации с текстом. Узнавать сказки по иллюстрациям. Подбирать пословицы, отражающие главную мысль сказки. Разыгрывать диалоги сказки. Создавать свою сказку. Оценивать свой ответ.

Текущий




78


«Колосок». Украинская народная сказка.

1

Текущий




79


«Как Джек ходил счастья искать». Английская народная сказка.

1

Текущий




80


«Как Джек ходил счастья искать». Английская народная сказка.

1

Текущий




81


«Лис Миккель и медведь Бамсе». Норвежская народная сказка.

1

Текущий




82


«Лис Миккель и медведь Бамсе». Норвежская народная сказка.

1

Текущий




83


«Лис Миккель и медведь Бамсе». Норвежская народная сказка.

1

Текущий




84


Братья Гримм «Бременские музыканты»


Текущий




85


Братья Гримм «Бременские музыканты»


Текущий




86


«Сказка про трех поросят» Английская народная сказка.


Текущий




87


«Сказка про трех поросят» Английская народная сказка.


Текущий




88


Книжная полка «Сказки зарубежных писателей».


Выполнять задания




89


Обобщение по темам «О братьях наших меньших», «Лис Миккель и другие»


Выполнять задания




90

Семья и я - 15 ч



Л.Толстой «Лучше всех». Пословицы.


1

Знать понятие «колыбельная», «быль», определение характеристики героев; смысловые части текста, фамилии детских писателей,

Уметь читать правильно, выразительно и быстро, работать с текстом, вести диалог.


Прогнозировать содержание раздела. Читать текст, ориентируясь на паузы для передачи настроения, жанровых особенностей произведения. Пересказывать подробно по плану. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Объяснять значение пословиц. Соотносить иллюстрации с текстом. Различать сказки о животных, бытовые, волшебные, кратко характеризовать их особенности. Создавать свою сказку или рассказ. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Выбирать книги по темам и авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.

Текущий




91


Фольклорные произведения о семье. Пословицы. Народная песня. Колыбельная.

1

Текущий




92


М.Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный…»

1

Выучить наизусть




93


Е.Пермяк «Случай с кошельком».

1

Текущий




94


С.Аксаков «Моя сестра»

1

Текущий




95


В.Осеева «Сыновья». Пословица.

1

Текущий




96


А.Майков «Колыбельная песня». Пословица.

1

Текущий




97


Л.Толстой «Отец и сыновья».

А. Плещеев «Дедушка»

1

Текущий




98


Л.Воронкова «Катин подарок».

Ю. Мориц «Март»

1

Текущий




99


А.Плещеев «Песня матери»

«Три сестры» Татарская народная сказка.

1

Текущий




100


Литературное слушание.

С. Михалков «А что у вас?»

1

Текущий




101


В. Солоухин «Деревья»

1

Текущий




102


С.Михалков «Быль для детей»

1

Текущий




103


С. Баруздин «Салют».


1

Выучить наизусть




104


Обобщение по теме «Семья и я»

Рубрика «Проверь себя»

1



Выполнять задания




105

Весна, весна красная… -24 ч


«Весна, весна красная!» Народная песня.

А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1


Знать понятие «закличка»; смысловые части текста, фамилии детских писателей,

Уметь читать правильно, выразительно и быстро, работать с текстом, вести диалог.













Прогнозировать содержание раздела. Читать текст, ориентируясь на паузы для передачи настроения, жанровых особенностей произведения, читать по ролям. Сравнивать темы и содержание произведений художественной литературы и изобразительного искусства. Словесно рисовать прочитанное. Объяснять образные слова и выражения, подбирать синонимы к словам. Характеризовать приёмы, используемые автором. Отвечать на вопросы. Анализировать название произведения. Различать особенности выборочного чтения. Сравнивать стихотворный и прозаический тексты. Соотносить иллюстрации с текстом, отдельными эпизодами. Делить текст на части. Подробно и кратко пересказывать. Оценивать нравственное содержание и идею произведения. Соотносить сюжет произведения с событиями своей жизни. Воспроизводить название произведения и его автора по иллюстрациям к тексту.

Текущий




106


А. Чехов «Весной». А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

1

Текущий




107


Г. Скребицкий «Весна - художник»

1

Текущий




108


Литературное слушание.

Н. Сладков. «Снег и Ветер».

1

Текущий




109


С. Маршак. «Весенняя песенка»

Э. Шим «Чем пахнет весна»

1

Текущий




110


Е. Баратынский «Весна! Весна! Как Воздух чист…» В. Тютчев «Зима недаром злится

1

Текущий




111


А. Куприн «Скворцы

Н. Сладков «Скворец - молодец»»

1

Текущий




112


Н. Сладков «Апрельские шутки»


1

Текущий




113


А. Барто «Апрель»

1

Текущий




114


Г.Скребицкий «Жаворонок»

Малые фольклорные жанры: закличка, загадки.

1

Текущий




115


Литературное слушание. Фольклор: песенка-закличка Веснянки, загадки.


1

Текущий




116


В.Жуковский «Жаворонок»

1

Текущий




117


О.Высоцкая «Одуванчик».

М. Пришвин «Золотой луг»

1

Текущий




118


П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»

1

Текущий




119


Н.Сладков«Весенни гам»

А. Барто «Воробей»

1

Текущий




120


М. Пришвин «Ребята и утята»

1

Текущий




121


Литературное слушание.

Б. Заходер «Птичья школа»

1

Текущий




122


Б.Заходер«Птичья столовая»

1

Текущий




123


К. Ушинский «Утренние лучи».

1

Текущий




124


Литературное слушание.

«Почему хорошо на свете».

1

Текущий




125


А. Барто «Весна, весна на улице…».


1

Выучить наизусть




126


Библиотечный урок. Книги о родной природе.

1

Текущий




127


Комплексная проверочная работа

1

Выполнять задания




128


Обобщение по теме «Весна, весна красная…»

1



Выполнять задания




129

Там чудеса… - 8 ч



«Хаврошечка».

Русская народная сказка

1

Знать понятия «чудо» и «русская сказка», определение характеристики героев; смысловые части текста.

Уметь читать правильно, выразительно осознанно и быстро, работать с текстом, вести диалог.


Прогнозировать содержание раздела. Сопоставлять реалистические события со сказочными. Различать героев реальных и сказочных. Анализировать структуру сказки, текст сказки. Давать характеристику героям. Читать по ролям. Выделять смысловые части произведения, находить опорные слова, составлять план; словесно рисовать прочитанное. Объяснять образные слова и выражения. Оценивать нравственное содержание и идею сказки. Оценивать свой ответ.

Текущий




130


«Хаврошечка».

Русская народная сказка

1

Текущий




131


А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Текущий




132


А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Текущий




133


А.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

Текущий




134


Ш. Перро «Кот в сапогах».

1

Текущий




135


Ш. Перро «Кот в сапогах».

1

Текущий




136


Книжная полка «Волшебный мир сказок». Обобщение по теме «Там чудеса»

1

Выполнять задания





Итого

136ч






















7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССЕ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Учебно-методический комплект:

Учебники:

• Ефросинина Л.А Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана - Граф.2010,в 2ч

• Ефросинина Л.А. Литературное чтение: рабочие тетради.- М.: Вентана - Граф, 2015, в 2 ч.


.

Методическая литература:

• Журова Л.Е. русский язык. Обучение грамоте: методические комментарии к урокам. - М.: Вентана-Граф, 2012г.

• Обучение грамоте. Чтение. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л.Е.Журовой, А.О. Евдокимовой «Букварь» . -Волгоград: Учитель, 2010 г.


1. Дополнительная литература.

. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград : Учитель, 2011.

3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. ; под ред. А. Б. Воронцова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М. : Просвещение, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193

3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа : km.ru/education

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : festival.1september.ru

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : uroki.ru








19


© 2010-2022