• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока русского языка по проблемно - диалогическому обучению Роль глагола в речи. Прямое и преносное значение, 4 класс

Конспект урока русского языка по проблемно - диалогическому обучению Роль глагола в речи. Прямое и преносное значение, 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка по проблемно -диалогическому обучению

Учитель: Жила Ирина Васильевна

Класс: 4 класс

Тема: Роль глагола в речи. Прямое и переносное значение.

Цель: к концу урока учащиеся должны уметь употреблять глаголы в прямом и переносном значении через конструктивный диалог, через выполнение тренировочных упражнений;

Задачи:

  • Создать проблемную ситуацию на уроке для определения темы и задач урока, прямое и переносное значение глаголов;

  • Уметь находить глаголы в речи;

  • Понимать роль глаголы в предложении;

  • Распознавать прямое и переносное значение глаголов;

  • Знать грамматические признаки глаголов;

  • Обобщить умение определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени;

  • Развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи;

  • Умение делать выводы и обобщения через работу в парах и самостоятельную работу.

Оборудование: ИД (флипчарты), дидактический материал, минутка чистописания, словарная работа, дополнительный материал, схемы -опоры(правила), учебник"Алматыкитап", 2015 год, 2 часть, тетрадь, самостоятельная работа.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

- Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Создание коллаборативной среды.

Ученики работают в парах, берут друг друга за руки и произносят слова.

2. Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

1 этап

Постановка проблемы.

• Возникновение проблемное ситуации

• Осознание противоречия

Формулирование проблемы (выход на тему урока)

Постановка учебных задач и целей

Б) минутка чистоп. и словарная работа.


В)Составление словосочетаний, предложения.

- Прочитать стихотворение:

Ранним утром к нам зима

В гости прикатила

Ёлке лапу я пожал -

Снегом окатила.

И стою я весь в снегу-

Шапка на макушке.

Важно по небу плывут-

Мягкие подушки

- О чем стихотворение?

- С помощью каких глаголов описан приход зимы?

- В каком времени употреблены глаголы?

- Назовите слова в переносном значении.

- Какие глаголы употреблены в стихотворении в переносном значении?

- В прямом?

- О каком значении глаголов будем говорить на уроке?

- Какую роль выполняют глаголы в переносном значении?

у/т ю/т а/т я/т

- К чему можно отнести эти буквосочетания?

- Что такое спряжение глагола?

- В каком времени спрягаются глаголы?

- Как можно определить спряжение глаголов?

В/вв ветер

- 1. Отгадать загадку.

Бежал по тропке луговой

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой -
И речка сделалась рябой. -(ветер)

2. Записать синоним и антоним к слову.

Ветер - вихрь, ураган, безветрие.

- Составить словосочетание с новым словом, указать главное и зависимое слово.

- Составить предложение, выполнить синтаксический разбор предложения.

Анализ стихотворения, развитие устной речи учащихся. умение выделять глаголы в речи.

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения.

Сформулировать тему и задачи урока, критерии успешности.

Сам. работа в тетради по образцу

Обобщение о глаголах и спряжении.

Работа со словарным словом.

Подбор синонимов и антонимов.

Составление словосочетания и работа с ним.

Оставление предложения и синтаксический разбор.

3. Учебно- познавательная деятельность.

2 этап

Поиск решения.

Выдвижение и проверка гипотез (подводящий диалог

Цель: усвоение содержания темы.

А) актуализация знаний

Обобщение:

Б) чтение и анализ правила

3 этап:

Выражение решения.

Выражение новых знаний научным языком

В) развитие устной речи

Г) первичное закрепление

- Чтение стихотворения стр. 11, упр. 24

Ветер.

Ветер по лесу шумит,

Ветер по лесу бежит.

Ветер дует в чистом поле,

Волком воет он на воле.

А за ветром меж берез

Пробирается мороз.

- Назовите глаголы в стихотворении.

- Какие глаголы в переносном смысле? Почему?

- Какие глаголы в прямом смысле? Почему?

- Какова роль глагола в речи?

- В каком значении могут использоваться глаголы в речи?

- Для чего мы используем глаголы в прямом и переносном значении?

-стр. 11 - чтение правила и анализ

- упр. 17 - списать словосочетания, употребить их правильно в прямом или переносном значении.

- Какие глаголы употреблены в переносном значении?

- Придумайте 2-3 предложения с глаголами в прямом и переносном значении.

- упр. 18 - вставить подходящие по смыслу глаголы в прямом или переносном значении.

1. Росинки на траве ...(гореть, блестеть) ит.д.

- Выполнить синтаксический разбор предложений, определить спряжение глаголов.

Чтение и анализ стихотворения.

Подводящий диалог.

Чтение и анализ правила.

Фронтальная работа с комментированием у доски.

Самостоятельная работа в парах, самопроверка, сравнение с доской.

4. Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий.

4 этап:

Реализация продукта.

Публичное представление продукта

А) закрепление

Б) развитие логики

В) развитие связной речи

Г) разноуровневая самостоятельная работа

( выполняют все три уровня)

- Что мы знаем о глаголах?

- В каком значении могут употребляться глаголы?

- Какова роль глагола в переносном значении?

- В прямом значении?

- Для чего в речи используются глаголы в переносном значении?

- упр. 26, письмо по памяти

- Подчеркнуть глаголы в переносном значении, определить спряжение глагола.

- Выполнить морфологический разбор глагола:

Фр. - шумит, Сам. по вариантам- бежит, дует

- упр. 21

- выписать глаголы парами: синонимы и антонимы, составить 2 предложения, выполнить синтаксический разбор.

- упр. 26, чтение и анализ текста

- Озаглавить текст

- выписать глаголы в переносном значении

1. Записать глаголы, вставить пропущенные буквы, определить спряжение глагола ( по неопределённой форме)

Слыш...м

Сажа...м

Посол...м

Мерзн...м

Кол...шь

Груз...те

Желт...те

2. Поставить глаголы в 3 лицо мн. числа, вставить пропущенные буквы, определить спряжение.

Держ...м

Зелене...шь

Обид..м

Молв...те

Говор...шь

3. упр. 23 - записать пословицы правильно употребив глаголы.

Обобщение о глаголах.

Письмо по памяти с заданием, самопроверка, сравнение с доской.

Выполнить разные виды разбора.

Самостоятельная работа в парах.

Самостоятельная работа в группе, афиширование.

Самостоятельная работа.

Проверка по образцу на слайде.

5. Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: оценка уровня усвоения

- Что знаем о глаголах?

- Какова роль глаголов в речи?

- В каком значении употребляются глаголы в речи?

- Прямое, переносное значение?

Рефлексия.

- Прикрепить смайлик

- было неинтересно и непонятно

- я все понял, урок понравился

- я ничего не понял

Ответы на вопросы

Рефлексия

Конспект урока русского языка по проблемно - диалогическому обучению Роль глагола в речи. Прямое и преносное значение, 4 класс

6. Домашнее задание

Оценки

Стр. 11 правило

Упр. 20


© 2010-2022