Поделитесь с коллегами:
Урок литературного чтения 3 класс.
Круглоозерновская СОШ г.Уральск учитель: Калашникова Т.И.
Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Цели урока:
-
продолжить знакомство с творчеством Л.М. Толстого через произведение;
-
учить обдумывающему восприятию рассказа-были;
-
развитие речи учащихся, формирование навыка выразительного чтения, умение выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам;
-
раскрыть трагедийный смысл рассказа;
-
воспитывать (пробуждать) чувства любви к животным.
Форма проведения: рабочий урок с музыкальной вставкой.
Оборудование: запись словаря на доске, иллюстрации к рассказу.
Ход урока
-
Орг. Момент:
- Поздоровались с гостями. Сели.
- У всех хорошее настроение.
- Улыбнулись друг другу.
-
а) Жужжащее чтение (по карточкам).
- Проверка.
- Отрывок, из какого рассказа прочитали?
- Назовите автора рассказа.
- Прочитает выразительно…
б) Речевая разминка. «Обезьяна всех забавляла». - Прочитайте «птичьим базаром». - Прочитает 1 ряд с вопросительной интонацией. - Прочитает 2 ряд с восклицательной интонацией. - 3 ряд прочитает безразлично. - По одному человеку: сердито, грозно, спокойно, выразительно. в) Проверка дом. задания. - А теперь проверим, как вы подготовили дома пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» (пересказ текста детьми сопровождаемый рисунками, составление книги по детским иллюстрациям, стихотворение собственного сочинения).
- Введение в тему:
- Ребята, а где мы с вами можем увидеть живую обезьянку? - Кто из вас бывал в зоопарке? - Каких зверей наблюдали? - Кто знает, чем кормят в зоопарке львов? - Сообщение темы и цели:
- Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка», будем выразительно читать, и учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам. - Это рассказ-быль. - Что такое быль? «История, о которой рассказывает Л.Н.Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе. Может быть об этой истории писателю рассказал кто-либо из моряков, который побывал в Лондонском порту и посещал зверинец». - Новая тема:
а) - Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на стр. 161. - Что вы видите? - А почему они так мирно сидят, вы узнаете, когда прочитаем рассказ. б) Чтение текста учителем: - Я буду читать, а вы следите по учебнику. в) Беседа по впечатлениям: - Понравился рассказ? - Почему лев и собачка так мирно сидят? - Какой это рассказ, грустный или веселый? - Что вас растрогало в этом рассказе? - Какие чувства он у вас вызвал? Было ли вам кого-нибудь жалко? Упражнение для глаз - Грустно стало - улыбнитесь. - Поморгайте быстро глазками. - Закройте глаза и посидите тихо. - Открыли глазки, посмотрели направо, налево, вверх, вниз. - Посмотрели на доску. г) Словарная работа: - Прочитайте правильно слова. Объясните их значение. подле - около, близко, совсем рядом. барин - господин, человек из привилегированного класса (помещик). зверинец - место, где в клетках содержат зверей для показа. ощетинился - поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен). - Работа над текстом:
- Чтение рассказа «цепочкой».
- Беседа:
- Прочитайте, как начинается рассказ. - Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? - Зачем же Л.Н. Толстой так начинает свой рассказ? Обобщение: в рассказе люди - безжалостные, а лев и собачка - добрые. Физминутка
- - Как собачка оказалась в клетке у льва? (пересказ 2го абзаца)
- Работа с иллюстрацией №1:
- К какому эпизоду рассказа нарисована эта иллюстрация? - Найдем и прочитаем, как происходило знакомство льва и собачки. - Как вы думаете, как лев посмотрел на собачку, когда впервые ее встретил? - Что его удивило, так сильно, что он не растерзал собачку, а заинтересовался ею? - Какой же была собачка по характеру? - Так чем же она понравилась льву? - Как встреча льва и собачки перешла в дружбу (пересказ). 5. - Как лев относился к собачке? - Как жилось ей со львом? (пересказ 9го абзаца) 6. Самостоятельное чтение: Найдите абзац и прочитайте о том, что случилось один раз в зверинце. - Почему лев ощетинился и зарычал на хозяина, как вы думаете? - Сколько лет они прожили вместе в одной клетке? - От чего умерла собачка? -Как повел себя лев? - Какими словами писатель передал состояние льва после смерти друга? (Прочитайте об этом самостоятельно, подготовьтесь читать выразительно) 7. Выразительное чтение отрывка « Лев перестал…» - Почему лев вел себя так? - Почему хозяин решил дать льву другую собачку? - Почему лев разорвал другую собачку? - Сколько дней он пролежал около мертвой собачки? 8. Работа с иллюстрацией №2, музыкой. Посмотрите внимательно на картинку и послушайте музыку, постарайтесь ответить на такой вопрос: -Что чувствовал лев в это время? (за 5 дней) Дети рассматривают иллюстрацию и слушают музыку. - Какие чувства испытывал лев за эти 5 дней? - Похожи ли переживания льва на переживания людей? Обобщение: Л.Н. Толстой в рассказе изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, потерю любимого друга. Значит животным присущи те же чувства, что и человеку. Лев, как человек, переживал горе, утрату.() - Как вы думаете, почему лев умер?
- Постановка проблемного вопроса
- Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось вам расставаться со своими любимцами? - Переживали ли вы? Д/з творческое: дома можете написать об этом небольшой рассказ. - Выразительное чтение рассказа.
- Итог урока:
- С каким рассказом ознакомились? - Что нового узнали на уроке? - Что больше всего вам запомнилось? Почему? - Какая главная мысль этого рассказа? - Чему нас учит автор рассказа? - Дом. задание:
- Подготовьте пересказ текста, нарисуйте иллюстрации к нему.