- Преподавателю
- Начальные классы
- Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Железнякова Н.Б. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Железнякова Н.Б.
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 3 г.о. Чапаевск
Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках в начальной школе
«Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности».
В. А. Сухомлинский Одна из основных проблем в образовании - это проблема сохранения здоровья детей, перешагнувших двери школы и попавших в руки и почти в абсолютную власть учителей. Не только ум и душа ребёнка, но и состояние его здоровья зависят от того, заботиться ли об этом школа или нет. Потеря здоровья детей плохо сказывается и на самом образовании - больного ребёнка учить трудно. Поэтому главной задачей новой школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся, создание основ здорового образа жизни школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания. Здоровьесберегающая технология - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Включает приёмы, методы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методика воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни, которая должна являться основой образовательного процесса. Здоровьесберегающий урок- урок, на котором педагог обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся с ОВЗ, отбирает, рационально использует и чередует формы, методы, приемы и способы обучения, что позволяет ученикам легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья. Факторы обеспечения здоровьесберегающей среды на уроке:
- оптимизация учебного процесса;
- рациональная организация учебной деятельности;
- соблюдение санитарно-гигиенических условий;
- благоприятный психологический фон во время уроков,
- учёт физиологического состояния ребёнка,
- реализация индивидуально-дифференцированного подхода на всех этапах урока,
- обеспечение охраны здоровья детей во время уроков и внеурочное время,
- соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
- использование на уроках различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок, средняя продолжительность и частота чередования - 7-10 минут).
- различные виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (не менее трех за урок, чередование - не позже, чем через 10-15 минут).
- работа в группах (как статическая, так и подвижная),
- работа в парах сменного состава;
- использование сигнальных карточек различного цвета;
- деятельность с элементами соревнований.
для слуха:
- Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
- Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек - отпустили, нажали, отпустили.
- Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
- Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
для глаз: "Раскрашивание". "Стрелять глазами" влево-вправо, вверх-вниз, вращение глазами по часовой стрелке и против. Глазами рисовать какие-либо фигуры (слева - направо и наоборот). Глазами написать число, месяц, год рождения. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее. Поиск необходимой информации на большом расстоянии, т.е. режим зрительных горизонтов. Валеологическая вставка - это важная, интересная информация, которая связана с оздоровлением, служит поводом для размышления и может пригодиться ребёнку в жизни. Примеры валеологических заданий: 1. В улыбке участвует 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека? 2. В сутки через легкие человека проходит около 10000 л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за 1 неделю, 1 год? Что мы называем «зелёными легкими» Земли? Включение в урок валеологических вставок повышает активность детей и познавательные способности. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на дорогах". Показателем эффективности проведенного урока можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе - спокойно - деловое, удовлетворительно-возбужденное состояние школьников, а на другом - утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное». Поэтому, важно: - применять упражнения на релаксацию; -выполнять массаж биологически активных точек лица и головы; -индивидуально дозировать объем учебной нагрузки и рационально распределять ее во времени; -использовать разноуровневые задания; -создавать ситуации успеха обучения; -создавать комфортные условия обучения. Критерии удачного с точки зрения здоровьесбережения урока:
- отсутствие усталости у учащихся и педагога;
- положительный эмоциональный настрой;
- удовлетворение от сделанной работы;
- желание продолжить работу.