- Преподавателю
- Начальные классы
- ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «ТЕАТР «Теремок» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «ТЕАТР «Теремок» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесникова И.В. |
Дата | 17.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖКА
ТЕАТР « Теремок» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Составитель: Колесникова И.В.
ТОЛЬЯТТИ -2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Задачи:
- опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
- через театр привить интерес к мировой художественной культуре
- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
- выступление
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 2 часа в неделю, 66 часов год в 1 классе, 68 часов в год во 2-4 классах.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ
ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
№ п/п
Тема раздела
Форма
Уровень
Ожидаемый воспитательный результат
1 «Мы играем - мы мечтаем!»
игра II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
2 Театр
беседа I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
экскурсия I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
3 Основы актёрского мастерства
изучение основ сценичес-кого мастерства I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
актёрский тренинг II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
4 Просмотр спектаклей в театрах города
просмотр спектакля I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
беседа I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
иллюстри-рование I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
5 Наш театр
мастерская образа II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
мастерская костюма, декораций II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
инсцениро-вка, постановка спектакля II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
выступле-ние II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мы играем - мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания - к воображению». Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог. Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (66 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Мы играем - мы мечтаем!»
30
-
30
1-30 Игры на развитие внимания и воображения.
30
-
30
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
12
-
12
31-36 Просмотр спектаклей в театрах города.
6
-
6
37-42 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
6
-
6
Раздел «Наш театр»
24
-
24
43-66 Инсценирование сказок Корнея Чуковского.
24
-
24
Итого 66 Итого
66
-
66
2 класс (68 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Театр»
6
4
2
1 Дорога в театр.
1
-
1
2-4 В театре.
3
1
2
5-6 Как создаётся спектакль.
2
2
-
Раздел «Основы актёрского мастерства»
5
1
4
7-12 Мимика. Пантомима.
6
1
5
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
12
-
12
13-18 Просмотр спектаклей в театрах города.
6
-
6
19-24 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
6
-
6
Раздел «Наш театр»
44
-
44
25-44 Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
20
-
20
45-56 Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари.
12
-
12
57-68 Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса.
12
-
12
Итого 68 Итого
68
5
63
3 класс (68 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Театр»
21
15
6
1-6 Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.
6
3
3
7 Древнегреческий театр.
1
1
-
8 Театр «Глобус».
1
1
-
9 Театр под крышей.
1
1
-
10 Современный театр.
1
1
-
11 Театральный билет.
1
-
1
12 Театр кукол.
1
1
-
13-15 Музыкальный театр.
3
3
-
16-17 Цирк.
2
2
-
18-19 Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.
2
1
1
20-21 Зритель в зале.
2
1
1
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
12
-
12
22-27 Просмотр спектаклей в театрах города.
6
-
6
28-33 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
6
-
6
Основы актёрского мастерства
4
1
3
34-37 Театральный этюд.
4
1
3
Наш театр
31
-
31
38-52 Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро.
15
15
53-68 Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена.
16
-
16
Итого 68 Итого
68
16
52
4 класс (68 часов)
№ п/п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Раздел «Театр»
4
4
-
1-2 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
2
2
-
3-4 Театральные жанры.
2
2
-
Основы актёрского мастерства
20
3
17
5 Язык жестов.
1
-
1
6-9 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
4
-
4
10-11 Интонация.
2
-
2
12-13 Темп речи.
2
-
2
14 Рифма.
1
-
1
15 Ритм.
1
-
1
16 Считалка.
1
-
1
17-18 Скороговорка.
2
-
2
19-20 Искусство декламации.
2
1
1
21-22 Импровизация.
2
1
1
23-24 Диалог. Монолог.
2
1
1
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»
6
-
6
25-30 Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля.
6
-
6
Наш театр
38
-
38
31-42 Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова.
12
12
43-68 Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.
26
-
26
Итого 68 Итого
68
7
61
Приложение 1 Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы играем - мы мечтаем!» (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)
- Картинки из спичек
- Нарисую у тебя на спине…
- Рисунки на заборе
- Цирковая афиша
- Роботы
- Как известно бобры добры,
- Женя с Жанной подружилась.
- У крошки матрешки пропали сережки,
- Топали да топали,
- Грачиха говорит грачу:
Программа кружка «Театр в начальной школе» составлена на основе: - программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008); - образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г. Петрозаводска); - программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт - Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
Список литературы: 1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. 3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Список рекомендованной литературы: 1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000. 2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. - М.: Баласс, 2009. 3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
4. Как развивать речь с помощью скороговорок? skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. - М.: Просвещение, 1981.
6. Сборник детских скороговорок. littlehuman.ru/393/