- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе ПНШ
Рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе ПНШ
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лобинцева Н.И. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Приютненская средняя общеобразовательная школа № 1
им. И.Г.Карпенко»
359030, Республика Калмыкия, Приютненский район,
с.Приютное, ул. Гагарина, 75.
Согласовано Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Зам.руков. по УВР Директор школы
_____________/____________/ ____________/Сиденко И.Н./ ____________/Медведева О.П./
Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О.
Протокол № __________ от «__»__________2013г. Приказ № _______
от «__»__________2013г. от «___» ____________2013г.
Рабочая учебная программа по предмету
Русский язык
наименование учебного предмета (курса)
начальное общее, 3 класс
(ступень образования)
2013-2014 учебный год (1 года)
(срок реализации программы)
Составлена на основе примерной программы: Образовательная система «Перспективная начальная школа», руков. -профессор Р.Г.Чуракова
(наименование программы, автор)
Зинченко Светлана Владимировна, учитель начальных классов
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с.Приютное, 2013-2014г.
Русский язык
Авторы: Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук
для УМК системы «Перспективная начальная школа»
170 часов(5 ч. в неделю)
I.Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку для начальной школы составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы Н.А.Чураковой, О.В.Малаховской, М.Л.Каленчук (УМК «ПНШ»), требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпердметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Русский язык./ Н.А.Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук. 3 класс, в 3-х частях: Учебник.- М: Академкнига /Учебник, 2013г.- 159с.,191с,191с. Русский язык./ Т.А.Байкова, О.В.Малаховская, Е.Р.Ерышева. 3 класс, в 2-х частях: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и № 2. -М: Академкнига /Учебник, 2013г.- 96с., 95с. Поурочные разработки по русскому языку./ А.А.Коржукова. 3 класс.-М.: «ВАКО»,2013г.- 416с. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06. 10. 2009 № 373 (ред.от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год;
- примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03 - 1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- учебный план образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год;
- локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
II.Общая характеристика учебного предмета «Русский язык».
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Цели:
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
-
формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково- символического и логического мышления учеников;
-
формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи:
-
развивать патриотическое чувство по отношению к родному языку: любовь и интерес к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордость и уважение к языку как к части русской национальной культуры;
-
помогать школьникам осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
-
развивать речь, мышление, воображение учеников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-
помогать осваивать первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-
формировать умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объёма;
-
воспитывать позитивное эмоционально - ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь;
-
развивать личность школьника, его творческие способности, интерес к учению.
Учёт психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно - методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.
III.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык».
Русский язык как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе.
К ним относятся:
-
формирование основ гражданской идентичности личности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
-
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
-
развитие ценностно - смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
-
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности организации своей деятельности;
-
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.
IV.Основные содержательные линии. Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи с элементами культуры речи;
- лексикография.
- индивидуальная,
- фронтальная,
- групповая,
- коллективная,
- парная.
1.диктант,
2.грамматические задания,
3. контрольное списывание,
4. изложение,
5. сочинение,
6.текстовые задания.
V.Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Критерии оценок по русскому языку:
Диктант.
«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» - ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» - ставится, если допущено 3 - 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
-
нарушение правил орфографии при написании слов;
-
пропуск и искажение букв в словах;
-
замену слов;
-
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
-
неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
-
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
-
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
-
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
-
Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
-
Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
-
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
-
При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» - не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» - 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» - 3 - 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 - 8 орфограф. ошибок;
Оценки за грамматические задания.
«5» - всё верно;
«4» - не менее 3/4 верно;
«3» - не менее 1/2 верно;
«2» - не выполнено больше половины общего объёма заданий;
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» - нет ошибок; 1 класс - 7 - 8 слов;
«4» - 1 - 2 ошибки; 2 класс - 10 - 12 слов;
«3» - 3 - 4 ошибки (если 15 - 20 слов); 3 класс - 12 - 15 слов;
«2» - 5 - 7 ошибок; 4 класс - до 20 слов.
Контрольное списывание.
«5» - нет ошибок;
«4» - 1 - 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 - 4 кл.);
«3» - 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 кл.);
«2» - 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 - 4 кл.).
VI.Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс.
В учебном плане в 1-ом классе на изучение предмета «Русский язык » выделяется -132 часа.
Во 2 -м классе 136 ч., в 3-м классе 170 ч.
VII.Таблица тематического распределения часов.
№
п/п
Разделы.
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
1.
Фонетика и орфография.
20 ч
19 ч
2.
Морфология.
70 ч
70 ч
3.
Лексика.
15 ч
12 ч
4.
Морфемика и словообразование.
20 ч
15 ч
5.
Синтаксис и пунктуация
15 ч
12
6.
Лексикография.
в течение года
в течение года
7.
Развитие речи. Изложения и сочинения.
30 ч
29 ч
8.
Диктант и проверочная работа
ч
13 ч
Итого:
170 ч
170 ч.
VIII.Содержание учебного предмета «Русский язык».
3 класс.
1.Фонетика и орфография
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.
Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.
Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.
Правописание предлогов.
Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного.
Написание суффикса -ок- после шипящих. Звуко - буквенный разбор слова.
2.Лексика
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
3.Морфемика и словообразование
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Разбор слова по составу.
4.Морфология
Понятие о частях речи
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение. Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание 0-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределённой формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями.
Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределённой форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
5.Синтаксис
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения.
Разбор простого предложения по членам предложения.
6.Лексикография
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
7.Развитие речи с элементами культуры речи
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
IX. Перечень проверочных работ.
-
Проверочная работа № 1. (1 четверть)
-
Входной контрольный диктант № 1. (1 четверть)
-
Контрольный диктант № 2 по теме «Части речи». (1 четверть)
-
Проверочная работа № 2. (1 четверть)
-
Словарный диктант № 1. (1 четверть)
-
Письменное изложение. (1 четверть)
-
Итоговый диктант за I четверть № 3. (1 четверть)
-
Диктант с грамматическим заданием № 4 по теме «Падежи имени существительного». (2 четверть)
-
Словарный диктант № 2. (2 четверть)
-
Проверочная работа № 3. ( 2 четверть)
-
Работа с картиной . Письменное сочинение. ( 2 четверть)
-
Итоговый диктант за 2 четверть № 5. ( 2 четверть)
-
Письменное изложение. (3 четверть)
-
Словарный диктант № 3. (3 четверть)
-
Проверочная работа № 4. (3 четверть)
-
Контрольный диктант № 6 по теме «Безударные окончания им. сущ.». (3 четверть)
-
Письменное изложение. (3 четверть)
-
Словарный диктант № 4. (3 четверть)
-
Проверочная работа № 5. (3 четверть)
-
Диктант № 7 с грамматическими заданиями за 3 четверть.
21.Контрольный диктант № 8по теме «Склонение имен прилагательных» (4 четверть)
22. Письменное изложение. (4 четверть)
23. Словарный диктант № 5. (4 четверть)
24. Работа с картиной. Письменное сочинение. (4 четверть)
25. Выходной диктант № 9. (4 четверть)
26. Учимся писать сочинение по наблюдениям. (4 четверть)
X.Планируемые результаты изучения курса «Русский язык».
3 класс Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умение владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых, а также детей между собой);
- формировать ценностно - смысловую ориентацию (наблюдательность, способность любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном);
- формировать базовые эстетические ценности (эстетическое переживание, эстетический вкус, представление о красоте и целостности окружающего мира);
- формировать опыт нравственных и эстетических переживаний (опыт примерок: способность каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя).
- выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциальном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
- свободно ориентироваться в содержании учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений;
- находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
- находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом (на уроках развития речи); выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание).
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации (2-мя частями учебной книги), «Рабочей тетрадью» и дополнительными источниками информации: другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета; текстами и иллюстрациями к текстам.
- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;
- понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;
- находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёте интересов и позиций всех участников.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
XI.Требования к уровню подготовки учащихся
по курсу «Русский язык» к концу 3 года обучения Ученик научится: различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- собственные имена существительные;
- личные местоимения 1,2, 3-го лица;
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
- определять род изменяемых имен существительных;
- устанавливать форму числа (ед. или мн.) имени существительного;
- задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
- определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3 -ему склонению;
- устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
- находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебников;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65 -80 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- составлять план собственного и предложенного текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
- составлять собственные тексты в жанре письма;
- приставки, оканчивающиеся на з,с;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
- буквы о,ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- ь знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
- буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и,а,но и без союзов.
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу;
- устанавливать род неизменяемых имен существительных;
- склонять личные местоимения;
- различать падежные и смысловые вопросы;
- находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
- самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
- разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
- применять правило правописания суффиксов имен существительных -ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
- применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
- при работе над ошибками осознать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- писать подробные изложения;
- создавать собственные тексты с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
XII. Программа обеспечивается следующими пособиями УМК. Литература для учащихся: 1.Русский язык./ Н.А.Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук. 3 класс, в 3-х частях: Учебник.- М: Академкнига /Учебник, 2013г.- 159с.,191с,191с. 2.Русский язык./ Т.А.Байкова, О.В.Малаховская, Е.Р.Ерышева. 3 класс, в 2-х частях: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и № 2. -М: Академкнига /Учебник, 2013г.- 96с., 95с. Литература для учителя: 1.Русский язык./ Н.А.Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук. 3 класс, в 3-х частях: Учебник.- М: Академкнига /Учебник, 2013г.- 159с.,191с,191с. 2.Русский язык./ Т.А.Байкова, О.В.Малаховская, Е.Р.Ерышева. 3 класс, в 2-х частях: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и № 2. -М: Академкнига /Учебник, 2013г.- 96с., 95с. 3.Русский язык. / Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская, Т.Б.Байкова. 3 класс: Методическое пособие. -М: Академкнига /Учебник, 2013г. -275 с. 4.Поурочные разработки по русскому языку./ А.А.Коржукова. 3 класс.-М.: «ВАКО»,2013г.- 416с. Дополнительная литература: 1.Интернт - ресурсы. 2. Дидактический материал по русскому языку./ В.Н.Закурнаева. Элиста. Калмыцкое книжное издательство, 1995г.-80 с.