Урок окружающего мира на тему Почему солнце светит днём, а звёзды ночью

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 1 классе.

УМК «Школа России»

Тема: Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с применением игровых и мультимедийных технологий.

Вид урока: интегрированный

Цель:

- обеспечить формирование представлений о звездах и Солнце, показать, что Солнце - ближайшая к Земле звезда, познакомить с созвездием Льва;

Задачи:

- стремиться воспитать в детях целеустремленность, инициативность, любознательность;

- способствовать развитию логического мышления, развивать память, умения анализировать и делать выводы, развивать речь учащихся, развивать представления о форме, размерах, цвете предметов;

- создать условия для формирования познавательной активности, повышения уровня учебной мотивации, интереса к изучению предмета.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звезды - огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце - ближайшая к Земле звезда.

Оборудование:

для учителя: компьютер,мультимедийный комплект проектор t, компьютерная презентация " Солнце ближайшая к Земле звезда";

для учащихся: учебник "Окружающий мир 1", автор А.А.Плешаков; рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса; пластилин 3-х цветов.

План:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы урока.

  4. Объяснение нового материала.

  5. Физкультминутка.

  6. Закрепление и обобщение изученного материала.

  7. Итог урока.

  8. Рефлексия.









Ход урока

1. Организационный момент.

1) Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Сегодня 17 марта. Что вы можете сказать об этом дне?

Наступила весна, пригревает солнышко. Давайте представим, что наши ладошки-это лучики. Повернитесь к соседу слева, справа и передайте им тепло своих ладошек.

Молодцы! Итак, мы продолжаем.

2. Актуализация знаний.

- И снова у нас урок любознательных. Урок, на котором мы можем задавать наши любимые вопросы-какие?( кто? что? где? когда?...)

На прошлом уроке мы закончили изучать раздел «Где и когда?». Давайте поиграем в игру «Вопрос-ответ» - вспомним, как мы отвечали на вопросы Муравьишки Вопросика.

  1. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела.(астроном)

  2. Пти­ца, которая живет в теплых странах и не умеет летать.(страус)

  3. Животные, которые вымерли очень-очень давно.(динозавры)

  4. Время года, которое наступает после осени.(зима)

  5. Основная работа этого чело­века - лечить людей(врач).

  6. В нее одевались первобытные люди.(шкура животных)

  7. Он бывает только зимой. Про него говорят: «Хоть невелик, да сто­
    ять не велит».(мороз)

  8. Крупное животное - житель жарких стран.(слон)

  9. Где живут белые медведи?

  10. Где живут пингвины?

3. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы урока.

-Ребята, а какие слова-вопросы вы не назвали?(почему, зачем).

Мы начинаем изучать новый раздел, заключительный в курсе 1 класса. Он так и называется «Почему и зачем?»

- Раздел «Почему и зачем» - самый сложный, но также интересный. Мы сегодня с вами отправляемся в далекое путешествие. А вот с какими словами -предметами отправятся в путешествие 2 наших вопроса Почему? и Зачем?, вы сейчас угадаете.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачем

А едва появится-

Взгляд отводим, прячемся:

Уж больно оно яркое

И жаркое - прежаркое. (Солнце)

Лишь солнце погасло

И стало темно,

Как по небу кто-то

Рассыпал зерно.

Какое? Не знаю…

Одно лишь добавлю,

Что было блестящим

И ярким оно. (Звёзды)

Что объединяет данные предметы?(солнце и звезды можно увидеть на небе.)

Когда мы можем их увидеть?(солнце-днем, а звезды-ночью). Используя слова солнце, звезды, день, ночь и слово-помощник Почему?, попробуйте сказать: на какие два вороса мы должны сегодня ответить?

(дети-Почему Солнце светит днем, а звезды -ночью?)

Какую цель вы поставите перед собой: изучить, что такое солнце и звезды, выяснить, почему они светят в определенное время суток.

4.Объяснение нового материала.


- А знаете ли вы, что такое солнце? (варианты детей)
Солнце - самый знакомый всем людям астрономический объект. Это наша звезда, дающая нам жизнь.
- Выберите на своих столах тот предмет, на который походит солнце. (работа в группах)
Мяч
Круг
тарелка Апельсин
Круг
крышка Яблоко
Круг
блюдце
-Солнце, как и наша планета Земля имеет шарообразную форму. Оно настолько велико, что его можно сравнить с мячом, нашу планету с горошиной.

-Почему нам днем светло? (освещает солнце)
-Как это происходит?

Опыт 1. Смена дня и ночи. ( Один ученик в роли солнца, второй в роли планеты Земля. У «солнца» светильник. Ученики демонстрируют, как происходит смена дня и ночи) показать модель теллурий.

-Наша планета расположена настолько близко, что лучи солнца хорошо достигают ее поверхности.
-Какой вывод можно сделать? (Солнце само создает день, т.к. расположено близко к планете)

-На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему солнце светит днем)

• -Когда же у нас наступит ночь? (когда планета повернется обратной стороной к солнцу)
-Что же мы увидим на ночном небе? звезды
-Хотели бы вы совершить полет к звездам?
-На чем полетим? на ракете

Но прежде чем полететь, расскажите что вы знаете о звездах. Представьте , что мы находимся на земле и смотрим в ночное небо. Какими кажутся нам звезды?(маленькими светящимися точками, они мерцают).

Перед полетом я предлагаю вам поработать с цветной бумагой и ножницами. Нарисуйте и вырежьте из бумаги звезду в том виде, как вы ее представляете.

(правила работы с ножницами). давайте, посмотрим, какое звездное небо у нас получилось.(показывают).


Учитель: Ну что же, полетели.

5. Физкультминутка.
-Встали и гимнастика для глаз, следим за нашей ракетой.

-Вот мы видим ближайшую к земле звезду. Это солнце. Вот каким оно представлено перед нами (слайд). Это пылающий шар.

Летим дальше.

-Каждый экипаж( 3 группы) приземляется на своей звезде. Определить сою звезду вы сможете по цвету таблички у вас на столе.(1 группа - Альдебаран, красный, 2 группа-Сириус-синий, 3 группа-Регул, белый.)

Что вы можете сейчас сказать об увиденных звездах?

они имеют форму шара. Это пылающие шары разного цвета и размера.

Каждый экипаж-прочитайте название своей звезды.

Можете ли вы объяснить, почему такие разные звезды? (мнение детей).

Рассказ учителя:

На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным.

- Белые и голубые звезды- очень горячие. Они горячее Солнца.

- Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце.

- Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца.

- По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

Альдебаран - оранжевая звезда, в 30 раз больше Солнца.

Регул - белая, в переводе с латыни означает « принц», форма сплюснутая

Сириус - голубая, самая яркая из всех звёзд на небе, означает « блестящий», « сверкающий»


Вот летит ракета вниз. А пока она летит, мы немножко разомнемся.

Физминутка стоя

Кто-то утром не спеша(ходьба на месте).

Надувает желтый шар(развести руками)

А как выпустит из рук-поднятьруки вверх, хлопок.

Станет вдруг светло вокруг(поворот)

Что это за шар?(солнце).

Итак, помашем рукой нашим звездам, и садимся на свои места.
- Расскажите, на каких звездах вы побывали?
-(Альдебаран, Сириус, Регул).

-Мы улетели так далеко, что Солнце стало казаться горошиной.

• Работа в группах. - работа с пластилином (правила работы с пластилином)
1 группа. Лепит из целого куска пластилина Альдебаран.

2 группа - из половины белого куска Регул, 3 группа-из синего еще меньше Сириус.

Показ звед.

-Мы увидели , как на самом деле выглядят звезды. Это пылающие шары.
• Создание проблемной ситуации.

Как вы думаете,
-Заканчивается ночь и звезды выключают свет, ложатся спать. Правда ли это? (Варианты ответов)
Опыт 2. Светящиеся фонарики.

. Но стоит только, не прекращая освещения изнутри, зажечь в комнате достаточно яркую лампу , и искусственные звёзды на листе бумаги бесследно исчезают: это "дневной свет" гасит "звёзды".
Вывод. Теперь вы видите, что звёзды не ложатся спать, а продолжают светить. Но из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их.
-На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему звезды видны ночью?)


6 Закрепление и обобщение изученного материала.
-Красивое звездное небо. Люди давно любовались им.

-Посмотрите на звездное небо и посчитайте, сколько звезд.(невозможно сосчитать.)

Что же стали делать люди со звездами? (объединили в созвездия).


-Мысленно астроном соединял линией звезды и воображал какого либо персонажа или предмет. Придумывал названия. Чаще всего давали имена в честь мифических героев. Так появлялись созвездия.

Ваши звезды тоже находятся в созвездиях, прочитайте их название на табличках.

(Альдебаран-Телец, Регул-Лев, Сириус-Большой пес.)

Посмотрите, как выглядят эти созвездия на ночном небе-слайды.

У вас на столах листочки Соедините линиями точки на рисунке по порядку и увидите, как изображается каждое из созвездий. Показ на доске.


7. Итог урока.
- На какие два вопроса мы сегодня ответили?
-Почему солнце светит днем? ответ
-Почему звезды видны ночью? ответ
8. Рефлексия.
-Иногда наше настроение зависит от того, солнечный сегодня день или пасмурный. И по тому какое у вас настроение, я пойму по вашим солнышкам. Если на уроке вам было интересно и все понятно нарисуйте веселое солнышко, а если на уроке вам было не интересно и скучно нарисуйте грустное солнышко. Работа в ПО с.21
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами!
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
Спасибо вам за урок!

Я надеюсь, в нашем классе будут всегда гореть 14 звездочек. Это вы и будете вы пылать, как звезды на небе.


© 2010-2022