- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по теме: Подвиг
Урок по теме: Подвиг
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Воронова Е.Н. |
Дата | 16.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Воронова Елена Николаевна
Район
Автозаводский
Место работы
МБОУ СОШ № 12
Должность
Учитель начальных классов
Общая информация
Модуль
Основы православной культуры
УМК
А. В. Кураев Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры» 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011 - 96 стр. + электронное приложение
Тема урока
Подвиг
Тип урока
Ознакомление с новым материалом
Цель, задачи
Цель: сформировать представление о подвиге как о части жизни.
Задачи:
познакомить с понятиями подвиг, жертва, подвижник, цель, эгоизм;
осознать необходимость нравственного выбора для достижения цели;
учить работать в группе, развивать умение слушать собеседника, принимать точку зрения другого, анализировать свое поведение.
Необходимое оборудование
Мультипроектор, компьютер, цветные карандаши
Дидактическое обеспечение
Учебник « Основы православной культуры», Толковый словарь, иллюстрации
Планируемые результаты урока
-
личностные
-
ребенок осознает место подвига в собственной жизни, необходимость жертвы чем-либо ради других или самого себя в большом и малом
-
предметные
-
формирование представления о подвиге, жертве, подвижничестве, жизненной цели и эгоизме
-
метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Регулятивные УУД: развитие умения работать в группах, слушать собеседника, принимать точку зрения другого, анализировать свое поведение.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, умение строить речевое высказывание, самостоятельное выделение и формулирование понятия., символическое моделирование, подведение под понятие, распознавание объектов.
-
Коммуникативные УУД: умение выслушивать мнения других, работать в группе. планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Синквейн
Литература и Интернет-ресурсы
Основная
-
Учебник «Основы православной культуры»,
Дополнительная
-
толковый словарь, вырезки из газетных сообщений
Интернет-ресурсы
-
сайт СТК «Светочъ»,ресурсы сайта НИРО по ОРКСЭ
ЭОРы
Электронное приложение к учебнику
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Поприветствуйте друг друга и пожелайте успехов.
«Погружение» в тему.
Ребята, каждый из вас сейчас получит лист, на котором записаны слова: подвиг, корысть, жертва, жадность, щедрость, эгоизм. При помощи теплых и холодных цветов раскрасьте слова, которые обозначают нравственные и безнравственные категории. Когда работа будет завершена, то обсудите результаты в группах.
Выполняют задание индивидуально. Обсуждают результаты в группах.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные УУД: оценка действий
Коммуникативные УУД: умение выслушивать мнения других
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Выделение слов, которые встретились детям на первом этапе работы: подвиг, жертва, подвижник.
Что же такое подвиг?
Проводится словарная работа с использованием толкового словаря.
С.И. Ожегов считает, что подвиг это «подвигнуть, побудить к чему- либо к благородному возвышенному»
Подвиг есть в сраженье,
Подвиг есть в борьбе
Высший подвиг- в терпенье,
В любви, и в мольбе.
А какие родственные слова вы можете подобрать к слову «подвиг»?
А куда движется человек совершающий подвиг?
Дети объясняют слова, доказывают правильность выбора нужного значения многозначных слов.
Высказывания детей.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные УУД: контроль правильности толкования слов.
Коммуникативные УУД: умение выслушивать мнения других, работать в группе.
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Объясните значения слов «жертва», «подвижник» с точки зрения православной культуры.
Высказывания детей
Выделение проблемы
Познавательные УУД: рефлексия, логические УД
Коммуникативные УУД: умение выслушивать мнения других
Регулятивные УУД: оценивание поступков
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Чтение учителем статьи: «Подвиг длиной в жизнь»
Во второй половине 14 века неизвестные мастера украсили фресками церковь Спаса Преображения на Ковалевом поле близ Новгорода.
Храм этот простоял многие века. Но во время Великой Отечественной войны был взорван. Стены храма, смешанные с землей, образовали огромный курган. Но в 1963 году решено было восстановить древние росписи. Реставратор А.П. Греков вместе с помощниками разбирал вручную курган, собранные осколки фресок очищали от грязи, из мелких фрагментов собирали целые композиции. Эта работа продолжалась долгие годы.
Главной помощницей реставратора была его жена В.Б.Грекова. Когда в 2000 г. умер Александр Петрович, его жена стала руководительницей группы. Работа над восстановлением фресок стала для нее делом жизни .
Она продолжается и до сих пор. Час за часом, день за днем, год за годом реставраторы трудятся в тесной мастерской для того, чтобы вернуть людям утраченное сокровище- их прошлое, их культуру, их память.
Можно ли общее дело семьи Грековых назвать подвигом?
Мы вместе с вами проведем исследовательскую работу, чтобы разобраться со значением понятий «подвиг», «жертва» и «подвижник». Каждая группа получит задание и попытается решить возникшие проблемы.
Чтение и обсуждение в группах. Первая группа обсуждает прочитанный отрывок учителем
« Подвиг длиной в жизнь», доказывают, что общее дело Грековых можно назвать подвигом. Вторая группа работает с учебником, читает отрывок «Епископ Акакий» и занимается исследовательской деятельностью. Третья группа изучает в учебнике рубрику «Это интересно» и размышляет над вопросом: «Слово - подвиг связано только с военным временем?» Четвертая группа восстанавливает « рассыпавшиеся» высказывания и объясняют их смысл. Пятая группа работают со словарями и находят значения слов « подвижник» и «жертва».
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, умение строить речевое высказывание
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Учитель предлагает составить кластер о подвиге.
На основании полученных знаний дети составляют кластер о подвиге, работая в группах
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование понятия., символическое моделирование, подведение под понятие, распознавание объектов.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли
Регулятивные УУД: планирование деятельности, умение слушать собеседника , принимать другие точки зрения, контроль
ли6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Ролевая игра по предложенным ситуациям
Игра, обсуждение
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Регулятивные: управление своим поведением и поведением товарищей
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
А сейчас, ребята, вам необходимо поработать с притчей «О двух волках» Вам необходимо вставить пропущенные слова в текст, используя слова для справок. Когда-то старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло- … . другой волк представляет добро- … . Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: -А какой волк в конце побеждает? Старый индеец улыбнулся и ответил: -Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Слова для справок: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь, мир, любовь, надежда, истина, доброта,
верность.
Обсуждение в парах, самооценка
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, умение строить речевое высказывание, выбор оснований , критериев для сравнения и оценки действий.
Регулятивные УУД: контроль, оценка и коррекция своих знаний
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Учитель организует групповую работу по составлению синквейна к слову « подвиг».
Работа в группах
Регулятивные УУД: оценка, коррекция и осознание того, что уже усвоено.
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Мы сегодня хорошо поработали и можем себя похвалить.
За что мы можем похвалить соседа по парте?
За что мы можем похвалить себя?
О чем еще мы можем поговорить на следующем уроке?
Домашнее задание:
1.Подготовить сообщение на тему: «В наши дни всегда есть место подвигу».
2.Представь, что в твоем городе решили поставить памятник Доброму Человеку. Как ты думаешь, как он должен выглядеть? Нарисуй макет этого памятника.
Личностные УУД:
осуществление личностного морального выбора
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»