Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Истакова Е.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27 г.Йошкар-Олы»



Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности Сегодня, школьное образование является одним из решающих факторов и представляет собой долгий этап обучения человека. Каждый родитель, независимо от национальности , хочет видеть своего ребенка счастливым, успешным, перспективным, но самое главное ,чтобы он обладал теми качествами, которые позволят ему называться человеком. К сожалению, последнее десятилетие недостаточно уделялось внимания общему развитию личности, воспитанию духовных ценностей. Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания, готовность людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Духовность, это одна из проблем человечества во все времена, а воспитание является важной задачей современной педагогики, которая может опираться на богатый опыт многонационального народа России, Республики Марий Эл, поэтому в «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008г.» Д. А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; межнациональный мир семейные традиции; любовь и верность; единство российской нации. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией». Все это учитывается в новом Федеральном государственном образовательном стандарте [1] общего образования. Духовно-нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство [2] Организация внеурочной деятельности обучающихся осуществляется учителями начальных классов, реализующими Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, по комплексной программе внеурочной деятельности «Планета современных школьников», которая предусматривает следующие направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. С целью целостного духовно-нравственного и социального развития, патриотического воспитания учащихся, их гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитания нравственных чувств и этического сознания в 1-4 классах в рамках комплексной программы внеурочной деятельности «Планета современных школьников» проводятся занятия по курсу «Наследие», разработанному на 4 года обучения. Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:  Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций, организации родительского лектория, организации индивидуальной консультативной работы с родителями, проведения тематических родительских собраний, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.  Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, «Посвящение в первоклассники», «Праздник Букваря», организация концертов ко Дню учителя и Дню матери, совместные экскурсии и поездки, организация праздника «Последний звонок», торжественных линеек к 1 сентября и Дню Победы и т.п.).  Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего совета школы и родительского комитета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций и т.п. Курс «Наследие» приглашает детей в путешествие по далёкому прошлому нашего края. Они знакомятся с историей города, микрорайона, открывают для себя новые имена, узнают о своих предках, о православных праздниках и традициях других народов. Свои знания они закрепляют на занятиях в музеях нашего города. Огромные возможности для реализации духовно - нравственного воспитания дают занятия в творческом Фольклорном объединении "Царёв город". Для формирования у обучающихся 1-4 классов первоначального опыта художественно-эстетического вкуса, получения знаний о прекрасном, воспитания умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное классах в рамках комплексной программы внеурочной деятельности «Планета современных школьников» проводятся занятия по курсу «Мир прекрасного», рассчитанному на 4 года обучения. Курс «Мир прекрасного», основан на десятилетних школьных традициях: «Я танцую», «Я пою », «Я играю», а экскурсии в Национальную художественную галерею и в Республиканский музей изобразительного искусства, тесное сотрудничество с выставочным залом «Радуга», помогают художественно-эстетическом воспитании. Таким образом, осваивая на практике духовно-нравственное воспитание младшего школьника во внеурочной деятельности, можно сказать о том, что воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе и внеурочная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Литература

1 uchportal.ru/publ/22-1-0-1473

2. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1998. 479с.

Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование

курса «Наследие» ( 1 класс)

№ п/п

дата

тема занятия

кол-во часов

1


Правила поведения на уроке, на перемене, в столовой.

1

2


Поговорим о воспитанности «Волшебные слова».

1

3


Кто я? Мои права и обязанности

1

4


Праздник, посвященный Дню Республики Марий Эл

1

5


«Государственная символика Республики Марий Эл

1

6


Урок милосердия и доброты: «Поговорим о доброте».

1

7


Хлеб- всему голова» (тематический классный час)

1

8


Какие мы? Наш класс.

1

9


Наша школа.

1

10


Мне посчастливилось родиться на Руси

1

11


Урок милосердия и доброты: «Если добрый ты».

1

12


Веселый праздник-Новый год

1

13


Рождество Христово

1

14


Государственная символика России

1

15


Моя улица

1

16


Доброе братство сильнее богатства

1

17


Мы славим труд

1

18


Защитники Отечества.

1

19


Утренник «Лучше нет дружка, чем родная матушка».

1

20


Любовь и почитание родителей

1

21


О ссоре, прощении, и примирении

1

22


Терпенье и труд все перетрут

1

23


День птиц

1

24


Книжкина неделя

1

25


Мой микрорайон.

1

26


Пасха - главный христианский праздник.

1

27


Чтим великий День Победы!

1

28


Мой город

1

29


Моя республика

1

Итого


29

Приложение 2.

Календарно-тематическое планирование

курса «Мир прекрасного»

1 класс (29 часов)


Тема

Кол-во часов 1 Посвящение в первоклассники

1 2-4 Практические занятия по подготовке к конкурсу бальных танцев

3 5 Выход на театрализованное представление во Дворец Молодежи

1 6 Практическое занятие по подготовке к конкурсу бальных танцев

1 7 Участие в фестивале бальных танцев

1 8-9 Маленькие музыкальные фантазии. Подготовка к конкурсу вокального мастерства «Я пою»

2 10 Участие в общешкольном конкурсе вокального мастерства «Я пою»

1 11 Участие в общешкольном конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку

1 12 Проведение общешкольной новогодней ёлки

1 13 Русские традиции в песнях, играх и обрядах

1 14 Выход в кукольный театр

1 15 Марийские народные сказки

1 16 Музыкальный час «Детский альбом» П.И.Чайковского

1 17-18 Подготовка к общешкольному конкурсу театрального мастерства «Я играю»

2 19 Участие в общешкольном конкурсе театрального мастерства «Я играю»

1 20 Прощание с букварем

1 21 Мамин праздник

1 22 Масленица

1 23 Экскурсия в Национальный музей им.Т.Евсеева

1 24 Традиционная одежда народов мари

1 25 Экскурсия в Национальную галерею

1 26 По страницам детских книг. Игра-знакомство с Центральной библиотекой на ул. Прохорова.

1 27 Подготовка к общешкольному конкурсу «Виват, Победа!»

1 28 Участие в общешкольном конкурсе «Виват, Победа!»

1 29 Прощание с 1 классом

1 Итого

29 ч



© 2010-2022