Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: Буквы «Н», «н», обозначающие согласные звуки [ н ], [н ´]

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Буквы «Н», «н», обозначающие согласные звуки [ н ], [н ´].

Цели: познакомить учащихся со звуками [ н ], [н ´]., с буквами «Н», «н»; формировать навыки безотрывного письма и плавного чтения; развивать речь, логическое мышление учащихся.

Ход занятий.

1*Организационный момент.

Начинаем мы урок,

Затаив дыханье.

Кто же ступит на порог,

Гадаем в ожиданье. ( С. Чижова)

Появляется Незнайка.

-Что же за гость пожаловал к нам на урок? (Незнайка).

Обидно Незнайке за имя своё.

Не хочет Незнайка не знать ничего.

Поможем бедняге мы грамотным стать

И буквы начнём вместе с ним повторять. (С. Чижова)

2* Повторение ранее пройденного материала

Вспомнить изученные буквы, расположенные в «Замке букв».

Чтение букв, буквосочетаний.

3* Определение темы урока.

- Назовите гостя, пришедшего к нам на урок.

- Незнайка - назовите первый звук.

- Назовите фамилию автора, придумавшего этого героя.

- Носов - назовите первый звук.

- С какими же звуками мы будем работать на уроке? А ещё мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать.

- Вы посмотрите, куда забрался Незнайка!

4* Книжная пятиминутка.

Незнайка: Как появился я, Незнайка?

И почему всё знает Знайка?

А кто придумал Пульку с Булькой?

А кто такой болтливый Гунька?

Как много слышу я вопросов!

Всех нас придумал автор Носов! (С. Чижова )

Показ портрета Н. Н. Носова (1908 - 1976).

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в Киеве в актёрской семье. В юности увлекался театром, музыкой, занимался самообразованием.

Н. Н. Носов - детский писатель-юморист, кинорежиссёр.

В детстве Носов читал книги Пальмера Кокса «Новый Мурзилка» о приключениях маленьких человечков. Среди них были Знайка, Незнайка и их смешные друзья. Носов «взял» Знайку и Незнайку и «повёл» к новым друзьям в другой мир - в мир коротышек из Цветочного города. Так появилась трилогия о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

Произведения: «Мишкина каша», «Фантазёры», «Телефон», «Затейники», «Дружок», «На горке» и др.

5* Изучение нового материала

.

Слого-звуковой анализ слов (учебник - стр. 45).

Характеристика звуков н , н в процессе слого-звукового анализа слов «барабан». «конь».

Учитель пользуется демонстрационными предметными картинками и демонстрационными фишками для составления слого-звуковых схем на наборном полотне, расположенном на доске. Ученики работают с фишками, выкладывая схемы слов на своих рабочих местах.

Вывод:

звук [ н ] - согласный (при произношении есть преграда, воздух задерживается), звонкий (при произношении участвует голос - при прикладывании ладошки к горлу чувствуется дрожание), твёрдый;

звук [ н´].- согласный, звонкий, мягкий;

оба звука мы будем обозначать буквой «н» («эн»).

«Новоселье» буквы в «Замке букв» (в ленте букв).

- Поселим новую букву «н» в «Замок букв».

- Какое место она займёт и почему? (Буква «н» поселится в сине-зелёной «гостиной»,

т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на верхнем этаже, т. к. обозначат звонкие согласные звуки).

Из истории буквы «н».

- Сейчас эта буква называется «эн», а когда-то называлась иначе - «наш», т. е. «свой, принадлежащий нам». В старину так называлась буква, а теперь это самостоятельное слово. С этим словом существует много речевых оборотов:

«знай наших» - восхваление самого себя;

«наша взяла» - мы одержали победу;

«наше вам с кисточкой» - шутливое приветствие.

Работа с учебником (стр. 44 - 45) .

Составление предложений по картинке (по заданным схемам).

- Кто изображён на картинке?

Словарная работа:

богатырь - герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек очень большой силы, стойкости, отваги;

былина - русская народная песня, сказание о богатырях.

- Какие русские богатыри вам известны7

- Почему русский богатырь сражается со Змеем Горынычем?

Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина учителем, пословиц читающими учениками, анализ пословиц, подчёркивание в них новой буквы «н».

Обучение письму строчной буквы «н».

*Зрительное восприятие.

-На что похожа буква «н»? (Работа с иллюстрациями на доске).

Там я букву «н» найду,

Где гамак висит в саду. (В. Степанов)

На букве «н» я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки. (Е. Тарлапан)

*«Тактильное знакомство» со строчной буквой «н» методом ощупывания буквы, вырезанной из наждачной бумаги, в направлении письма.

*Письмо буквы «н» с помощью вкладыша.

*Работа в прописи № 1 (стр. 24).

Написание буквы «н», слогов и слов с новой буквой после слого-звукового анализа.

Пальчиковая гимнастика.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят. (О. Узорова )

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту, поджимая пальцы. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Риторическая пятиминутка.

Неожиданно появляется Буратино:

- Я сейчас торопился на урок и очень боялся опоздать. Кричу прохожему: «Скажи, сколько часов?» Он посмотрел на меня сердито, ничего не сказал и пошёл дальше. Незнайка. Ты случайно не знаешь, почему он не стал на мой вопрос?

Незнайка:

- Обращаясь к прохожему, ты допустил целых 4 ошибки. Ребята, давайте поможем Буратино их отыскать. (1 ошибка: обращался на «ты» к незнакомому взрослому человек, а надо на «Вы». 2 ошибка: не употребил волшебное слово «пожалуйста». 3 ошибка: выражение «сколько часов» не точно, его можно понять по-разному. Нужно было спросить: «сколько времени?» или «который час?». 4 ошибка: кричал, обращаясь к прохожему, надо было говорить спокойным голосом.

-Каким должен быть голос, когда мы обращаемся на улице к незнакомому человеку? (По высоте - средним, по силе - уверенным, спокойным).

Физминутка.

Буратино быстро мчался,

На пригорок он взобрался.

А затем он вниз стремился -

Чуть, бедняга не разбился.

Влево, вправо он петлял -

Всё же в школу опоздал.

Но не зря в класс торопился -

Быть культурным научился. (С. Чижова )

Продолжение работы с учебником (стр. 46).

Соотнесение предмета с местоимением. Работа с предложением: большая буква в начале предложения, в именах собственных, знаки в конце предложения. Чтение предложений.

Буратино знакомит с папой Карло, просит вспомнить название сказки.

Определение значения слова «на»: «возьми» и предлог, указывающий место.

Чтение стихотворения читающими учениками.

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»:

- Отгадайте загадки:

Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла. (Лиса)

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

- Это герои сказки, которую нам предстоит вспомнить.

- Измените данные слова так, чтобы в них звучали новые изученные звуки. (Заинька, лисонька - ласковые слова).

- Какой изученный звук мы слышим в данных словах?

Рассказывание сказки по картинкам.

Обучение письму заглавной буквы «Н» (аналогично обучению письму строчной буквы).

Работа в прописи № 1 (стр. 25).

Слого-звуковой анализ слова «Незнайка».

Письмо восклицательных предложений (восклицательный знак, восклицательная интонация).

Письмо предложений в соответствии с правилами: первое слово в предложении и имена собственные пишутся с большой буквы; слова в предложении пишутся отдельно; в конце предложения ставится пунктуационный знак ( . ! ? ).

Разминка для глаз с использованием тренажёра Базарного.

7* Закрепление изученного на уроке материала.

Упражнение «Слогочиталочка».

Дети читают слоги с изученной буквой, перемещая в абаке полоску с гласными; работают в парах (сигнал) по принципу «учитель - ученик», меняясь ролями.

Упражнение «Твёрдый - мягкий».

- Приготовьте карточки (синие и зелёные сигналы). Отгадайте загадки; определите, какой изученный звук встретился в отгадках; покажите нужную карточку.

На пальце одном

Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги)

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей. (Нос)

Пять ступенек - лесенка,

На ступеньках - песенка. (Ноты)

Есть семь братьев,

Годами равные,

А именинами разные. (Неделя)

Лексическая пятиминутка.

*Слова-близнецы.

- Послушайте стихотворение, назовите слово, имеющее несколько разных значений. Объясните их. Определите местонахождение нового звука, дайте ему характеристику.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

Может, норка возле норки?

Нет нигде, пропал и след.

Норка здесь, а норки нет! (А. Шибаев)

*Слова-наоборот (противоположные по смыслу).

- Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звуков н, н:

налево - … (направо), высоко - … (низко), верхний - … (нижний), высушить - … (намочить).

*Шарада (для читающих учеников).

С буквой «н», мои друзья,

Ничего не знаю я,

«Н» на «с» перемените -

Смело в суп меня кладите.

Не берите с буквой «м» -

Я пальто у вас проем. (Ноль - соль - моль)

*Анаграммы (для читающих учеников):

насос - … (сосна), накат - … (канат), норма - … (роман).

*Упражнение «Цветочная поляна».

Мы уже немало знаем,

А теперь мы поиграем -

Вспомним травы и цветы

С буквой «н» - и я и ты.

(Незабудка, нарцисс, настурция, нимфея - озёрная кувшинка, нелюмбиум - один из видов лотоса и др.)

Если позволяет время, предложить прочесть читающим ученикам следующие четверостишия:

Я в холодный обнажённый сад пойду -

Весь рассеян по земле его наряд.

Бирюзой сияет небо, а в саду

Красным пламенем настурции горят. (И. Бунин)

Расскажи, цветочек голубой,

Почему зовёшься незабудкой?

Не таись, сердечко приоткрой!

Наклонюсь и буду слушать чутко. (Т. Шорыгина)

Незабудок цвет чудесный,

В самом деле поднебесный.

Полдень, зноя душный плен,

Здесь повсюду буква … («эн»).

7* Подведение итогов.

- С какими новыми звуками познакомились?

- Что узнали об этих звуках?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Урок окончен. (Домашнее задание в первом классе не задаётся)


© 2010-2022