- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на тему Формирование метапредметных результатов обучения через организацию исследовательской деятельности
Статья на тему Формирование метапредметных результатов обучения через организацию исследовательской деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванкова Е.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование метапредметных результатов обучения через организацию исследовательской деятельности
Мотивационный компонент - Поговорим? - О чем? - О разном и о прочем. О том, что хорошо и что не очень. Ведь что-то знаешь ты, а что-то мне известно. Поговорим? - Поговорим. Нам будет интересно. - Я желаю, чтобы вам во время моего выступления было действительно интересно и комфортно.
Обоснование актуальности темы В качестве эпиграфа своего выступления я взяла слова известного педагога Вахтерова В.П.: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания». С переходом на ФГОС НОО приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Принципиальным отличием ФГОС НОО является их ориентация на «универсальные учебные действия», являющиеся метапредметными результатами образования. Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении образовательного процесса в начальной школе. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых, которые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация. Под исследовательскими умениями мы будем понимать интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования (на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования. Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили выбор данной темы «Формирование метапредметных результатов обучения через организацию исследовательской деятельности». В качестве примера я представлю организацию исследовательской деятельности на уроках русского языка во втором классе. Цель: показать роль исследовательского метода в формировании метапредметных результатов обучения. Задачи:
- Рассмотреть теоретические основы исследовательской работы на уроке русского языка.
- Показать на конкретном примере, как учителя начальных классов могут организовать творческие исследования на практике.
Основная часть В современной начальной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением при формирование метапредметных результатов обучения. По сравнению с традиционным обучением, направленным на сообщение, а затем на воспроизведение учебного материала, исследовательский метод кажется революционным. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, даёт возможность самостоятельного поиска и даёт радость открытия. Лингвист Лев Владимирович Щерба писал: «О заучивании чего бы то ни было, не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным их языком». Самостоятельные наблюдения, за которыми должны последовать выводы, - это, по сути, исследования. Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме. Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся: -мыслительных умений и навыков; - анализ и выделение главного; - сравнение, обобщение и систематизация; - определение и объяснение понятий; - конкретизация; доказательства и опровержения; - умения видеть противоречия; - умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; - умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника; - умений слушать и слышать одноклассников, сотрудничество в группе и коллективе, - умение договариваться, приходить к общему мнению, делать выводы. Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Обратимся к схеме проведения исследования. Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом: 1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования. 2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти. 3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования. 4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи. 5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования. 6. Определение последовательности проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания. 8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы. 9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования. 10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. 11. Обсуждение итогов завершенной работы. Занимаясь этой темой, я выделила несколько важных моментов, необходимых для успешной исследовательской работы. Важнейший из них это развитие творческого мышления. Для развития творческого мышления можно использовать вербальные и невербальные задания, предложенные Савенковым А.И. Невербальные задания Склеивание (агглютинация)
- Детям предлагается сделать аппликацию из разноцветных геометрических фигур, изобразив то, что придумать кроме него не может никто. Назвать получившегося героя и исследовать и описать его возможности.
- Нарисуйте несуществующее животное, с новыми необычными свойствами, соединяя различные части животных, затем опишите его.
Аналогии
- Нарисуйте предмет, похожий на жука. Расскажите о его свойствах.
- На что похожи эти кляксы?
- Отметь отличительные черты старинных слов.
- Сочини про любой предмет сказочную историю.
- Придумай сказку с новыми сказочными героями.
- Придумай предложения со словами: Вечер; книга; мир
- Составь рассказ, продолжив первое предложение или используя последнее.
- Найди как можно больше способов использования предметов. (Например, газета)
- Придумай свои небылицы, загадки, четверостишия.
Практическая часть Приведу пример организации исследовательской деятельности на уроке русского языка во 2 классе. Тема урока: «Слово в словаре и тексте» (обыграть фрагмент урока, с присутствующими педагогами) Исследовательские задачи на уроке:
- вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;
- развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);
- формирование в учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков
- интегративность (исследовательские проекты на стыке разных наук);
- обогащение духовной культуры;
- развитие творческих задатков личности.
Фрагмент урока. - Сегодня на уроке все мы - исследователи. Как вы планируете построить наш урок? (будем исследовать, значит изучать). - Что должно быть в уроке - исследовании? (проблема) - Как решаем? (изучаем, исследуем в парах или группах) - С помощью чего? (учебник, словарь, книги, интернет) - Где и как оформляем, чтоб запомнить и рассказать о своей работе другим? (в тетради, правильно и аккуратно). - А если устанем? (физкультминутка)
- Актуализация знаний.
- Организация исследования
- Рефлексия
- Домашнее задание приготовить свой проект для любого словарного слова (используя памятку)
Презентация проектов, выполненных уч-ся. Рефлексия. В качестве рефлексии прошу выполнить один вид работы. Это метод незаконченного предложения: Исследовательская деятельность младших школьников- это ….. Основная сложность организации исследовательской деятельности младших школьников в …..
Литература
-
Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург, 1996.
Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. - М., 2003.
-
Методы формирования исследовательских умений младших школьников //До и после. Начальная школа. №8/11, 18-24
-
Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. №3/10,17-19
-
Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5.
-
Универсальный словарь русского языка. /Под ред. Соболевой О.Л.- М., 2003.
-
Урок-исследование в методике функционального подхода к изучению морфологии //До и после. Начальная школа. №2/10,31-36