Урок русского языка 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 1
Повторяем фонетику Цели: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции.

Ход урока

I. Чистописание. /////..иии а о // ю ы // э е // е ё // а о // Линейка, пенал, книга // школа, этаж, окно, стена. - Ребята, выберите две строчки, над которыми вы бы хотели поработать. Пишите аккуратно, чисто, красиво. Учащиеся по желанию выбирают две строчки для написания. II. Повторение изученного материала. 1. Беседа по вопросам: - Помните ли вы, что изучает фонетика? (Звуковую сторону речи.) - Что обозначает слово «фонетика»? (Образовано от греческого слова phone, что значит «звук».) - Что во 2 классе мы изучили из этого раздела? Учитель пишет на доске ответы учащихся. Звуки речи, ударение, слог, гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные гласные, письменное обозначение звуков речи. - Что вы помните о количестве гласных звуков и букв? Посмотрите верный ответ, записанный на доске. На доске записана схема:

Звуки

[à]

[î]

[и]

[ы]

[y]

[э]


Урок русского языка 1 класс

Урок русского языка 1 класс

Урок русского языка 1 класс

Урок русского языка 1 класс

Урок русского языка 1 класс

Урок русского языка 1 класс

Буквы

а я

о ё

и

ы

у ю

е э - Какими буквами может обозначаться [а]? - Какими буквами может обозначаться [о], [и]? - Какой звук имеет буква ы (э, у)? - Какой вывод вы можете сделать о количестве гласных звуков и букв? - Какой звук может передавать буква -я-? ([a], [й'а].) - Что вы можете рассказать о согласных звуках? Чего больше в русском языке - согласных букв или согласных звуков? Подтвердите свои ответы, опираясь на таблицу в учебнике (ч. I, упр. 3). Учитель. В языке всё имеет звуковое выражение. Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям, поэтому не случайно обучение в школе начинают с букв и звуков. Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв - 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Об этом нам поведают сами звуки речи. 2. Звуки речи - «гости» урока. Учащиеся инсценируют стихотворение В. Волиной «Звуки речи». Мы - не буквы, мы - звуки речи. Изучает фонетика нас. Мы - не буквы, мы - звуки речи, Произносят и слышат нас. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных - прерывается на миг, И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт. Звук получается гласный. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные… согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс… - змеиный слышен свист. Шшш… - шуршит опавший лист. Жжж… - шмели в саду жужжат. Ррр… - моторы тарахтят. В жизни трудящихся звуков Разное может случиться: Могут они оказаться В слабой и сильной позиции. Гласные и согласные Бывают такие опасные! Звук очень ясно слышится, А буква другая пишется. Проникнув в тайны фонемы, Осилим мы эти проблемы. Учитель. Вы уже знаете, что письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Звуки мы слышим, а буквы пишем. В одних случаях между ними есть полное соответствие, а в других - полная неразбериха. На этом, к сожалению, сложные отношения звуков и букв не заканчиваются. Одна, например, буква «Б» трудится в поте лица и за себя, и за других, обозначая целых четыре звука. Кто покажет, как это происходит? Учащиеся. Это подтверждают следующие примеры: буря [б], битва [б'], хлеб [п], дробь [п']. Учитель. Вы уже знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки - в царстве того, что мы слышим, а буквы - в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков-букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова. Давайте рассмотрим, как это происходит? 3. Сравнение буквенной записи слов с записью слов с помощью транскрипции. На доске написано слово поля́. Учитель. Один ученик утверждает, что в этом слове все гласные звуки одинаковые. Как же так? Ведь здесь нет одинаковых букв. Как вы думаете? Приведите примеры слов, где один и тот же звук обозначен разными буквами. (Мяла, пряла.) На доске записаны слова так, как они звучат в речи, с помощью транскрипции.

[атхот], [атгадат'], [патшутит'] Учитель. Не правда ли, лучше не писать так, как слышится? Произнесите слова так, как правильно вы бы их записали. (Отход, отгадать, подшутить.) 4. Артикуляционная гимнастика. Учитель. Произнесите 5-7 раз скороговорку.

Архи́п оси́п, а Óсип охри́п.

Урок русского языка 1 классФизкультминутка Ванька, встань-ка! (Учащиеся встают на носки и возвращаются в исходное положение.) Ванька, встань-ка! (Повторяют это же движение.) Приседай-ка, приседай-ка! (Приседают, опять встают на носки, приседают.) Будь послушен, ишь какой! (Грозят друг другу пальцем.) Нам не справиться с тобой. (Садятся обратно на стулья.) 5. Работа с рубрикой «Давай подумаем». На доске записаны слова. Щавель, черёмуха, лось, белка, червяк, йогурт, шиповник, юнга, жук, цапля, щука, шустрый, чудак. Задание: распределите слова по группам. Проблема! 1) Слова, которые начинаются с твердого непарного согласного звука: лось, цапля. 2) Слова, начинающиеся с мягкого непарного согласного звука: йогурт, юнга, чудак, щука, черемуха, щавель, червяк. 3) Слова, которые не попали ни в одну из этих групп: шиповник, жук, шустрый, белка. Трое учащихся на доске, а остальные в тетрадях выполняют задание с доказательством. 6. Выполнение упражнения 4 с комментированием (учебник). Задание: запишите транскрипцию двух пар. лес - [л'эс] - лез - [л'эс] грусть - [груст'] - груздь - [груст'] - Почему у пар слов одинаковые транскрипции? (Правописание согласных в корне слова; эту орфограмму надо проверять.) III. Итог урока. - Что изучает фонетика? - Почему нужно изучать фонетику? - Что мы повторили сегодня на уроке? - Сколько гласных звуков и букв в русском языке? - Сколько согласных звуков и букв в русском языке? Чего больше: согласных звуков или согласных букв? Домашнее задание: закончить упражнение 4 в учебнике.


© 2010-2022