- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения по теме: Л. А. Кассиль «Таран»
Урок литературного чтения по теме: Л. А. Кассиль «Таран»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Еремеева И.В. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Литературное чтение Тема: Л.А. Кассиль «Таран»
Цели: расширение у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях.
Задачи.
Образовательные:
· актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне и её героях;
· познакомить учащихся с произведением Л. Кассиля "Таран";
· рассмотреть подвиг лётчиков в ходе войны;
· показать влияние музыкальных произведений времён ВОВ на силу духа и мужество русских людей;
Развивающие:
· развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;
· развивать у школьников умение составлять словесный портрет, работать с текстом;
Воспитательные:
· способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.
Оборудование: выставка книг о войне; аудиозапись песни « Священная война» на стихи Лебедева - Кумача; плакат: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы дети и война!
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
- Как вы думаете о чём говорится в этом стихотворении ?
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
II. Сообщение темы урока
- Работа над песней «Священная война».
- О чём эта песня? О каком времени, каких событиях она рассказывает?
(о Великой Отечественной войне, 1941 - 1945 г.) Это начало Великой Отечественной войны. Песня "Священная война" была написана 24 июня 1941 года. Слова - В. И. Лебедева-Кумача, музыка - А. В. Александрова. Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий путь.
- О чём мы будем читать сегодня?
- Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
- С кем воевали наши предки?
22 июня 1941 года началась война страшная никого не щадящая, кровавая! Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Кассиля "Таран". Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) - прозаик. Родился 27 июня 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. Учился в гимназии, после сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль. По окончании школы за активную общественную работу Л. Кассиль получил направление в вуз. Писатель написал большое количество произведений. Многие его рассказы посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу. Учитель: Почему именно так называется произведение? Как вы думаете, что может произойти в рассказе с таким названием?
2. Работа с текстом до чтения. а) На доске записано:
таран , бомбить, самолёт - истребитель, самолёт - бомбардировщик, ястребок, про- пел- лер,
Таран - приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта противника путём столкновения.
Самолёт - истребитель - предназначен для уничтожения самолетов противника над полем боя.
Пропеллер - устройство для приведения в движение самолётов и вертолётов
Самолёт - бомбардировщик - военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения.
Ястребок - в годы Великой Отечественной войны: обиходное название советского самолета-истребителя марки <Як> [по имени конструктора А. С. Яковлева]
- Прочитайте. Что обозначает каждое слово? б) Чтение рассказа. 3. Работа с текстом после чтения.
- Понравился вам рассказ?
- Какой подвиг совершил лётчик?
- Какие чувства вы испытали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе рабо-ты с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
ΙΙΙ. Физкультминутка.
Руки ставим все разлёт, появился самолет.
Мах крылом туда-сюда. Делай раз и делай два.
VI. Выборочное чтение
- Как описан вражеский самолёт?
- Как отреагировали наши лётчики на появление в небе вражеского самолёта?
- Прочитайте, как шёл воздушный бой.
- Докажите, что бой был трудным. Для этого выберите из текста нужные слова, словосочетания и предложения.
- Подходят ли эти пословицы к рассказу «Таран»? Объясните, почему?
Где смелость, там и победа. Смелого пуля боится, смелого штык не берёт.
Какие качества героя помогли выполнить задание? (мужество, верность Родине, выносливость, терпеливость)
2. Рассказы детей о прадедушках, воевавших в годы Великой Отечественной войны.
VII. Домашнее задание. Выразительное чтение рассказа