Урок по русскому языку на тему Изменение глаголов по временам

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Предмет Русский язык Класс 4 класс Тип урока Урок применения предметных ЗУНов и УУД. Технология построения урока Проблемно-поисковая, игровая деятельность, здоровьесберегающая технология
Тема Изменение глаголов по временам Цель актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глагола и изменять глаголы по временам Основные термины, понятия Время: наст.вр, прош.вр.. буд.вр.

Планируемый результат Предметные умения
умение определять временные формы глаголов, изменять глаголы по временам







Личностные УУД:

  • - развитие самостоятельности;
  • развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия. Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений, доказательство; использование знаково−символических средств Коммуникативные УУД:

  • - учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Групповая , индивидуальная, работа в паре

Интернет-ресурсы, учебники, рабочие тетради

Мультимедийный проектор, компьютер

Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи Организационный Слайд 1 (этап мотивации) -Вот наступила долгожданная весна. Март-начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению

Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 2)

«Учись, смекай, активней будь и к знаниям откроешь путь!»

-Сегодня на уроке нужно:

Думать, рассуждать, говорить, мыслить.

-Что дано человеку для передачи своих мыслей, чувств, истины и вдохновения другим людям? (слово)

Русский педагог К.Д.Ушинский писал: (Слайд 3)

«Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата».

-Как вы понимаете это высказывание?

(В русском языке огромное количество слов, с помощью которых мы можем свободно говорить, писать. Словом можно ободрить, поддержать, а можно и убить.)

Актуализация опорных знаний и умений

Языковая разминка. На доске слова слайд 4

По, солнышко, ясн.му, лучист.е, небу

-Используя слова, составьте предложение.

-Легко ли было составлять предложение? Почему?

-Слова, какой части речи не хватает в этом предложении?

-Подберите глагол, подходящий по смыслу.

Запишите предложение.

По ясному небу плывет лучистое солнышко.

-Объясните орфограммы.




Постановка учебной проблемы

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.

1)Что вы больше всего любите?

-Люблю действовать.

2)Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

3)Что бы вы пожелали ребятам?

-Чтобы русский все ребята

На пятерку знали

На письме и в разговоре

Нас употребляли.

-Какой части речи предложили ответить на вопросы анкеты?

-Глаголу?

-Правильно, это часть речи глагол.








Формулирование проблемы, планирование деятельности

- А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе «Корзина идей» СЛАЙД 5 ,6

1)Что такое глагол? (часть речи) (открывается буква)

2)Что обозначает глагол? (действие предмета)

3)На какие вопросы отвечает глагол?

4)Чем в предложении является глагол? (сказуемым)

5)Как изменяется глагол? (временам, числам, родам в прош.вр)

-Какое слово у нас получилось?(Время).

- Как вы понимаете значение этого слова время? (Часы, дни, времена года)

Словарь В.И.Даля: «Время - это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».

Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).

- Догадались, какая тема урока? Изменение глаголов по временам. Слайд 7,8,9,10

- Какая учебная задача стоит перед нами?

  1. Закрепить знания о глаголе;

  2. Закрепить умение определять время глаголов;

  3. Развивать умение анализировать свою деятельность








Открытие нового знания

Работа по теме: Слайд 11

-Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

-Тема нашего урока - Изменение глаголов по временам. Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу. Прочитайте выразительно четверостишье.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Назовите глаголы. Выпишите их, распределив в 3 группы. - Прочитайте глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.

«Снег что делает? тает»

«Ручьи что делают? бегут»

-Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).

Как обозначаем? -наст.вр.

Прочитайте глаголы, обозначающий действие, которое уже прошло.(повеяло) На какой вопрос отвечает глагол? (что сделало?).Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло»

Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)

Как обозначаем? -прош.вр.

Прочитайте глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают?

«Соловьи что сделают? засвищут»

«Лес что сделает? Оденется»

-Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время) Как обозначаем? - буд.вр.

Делаем вывод: так что же вы узнали? Глаголы бывают в п.в., н.в., б.в.) Слайд 12





Первичная проверка понимания

Учебник Упражнение146 стр.71

Прочитайте стихотворение выразительно.

Объясните значение слова навострили (приготовились к действию)

Выписать:кончится -буд

Потекут- буд.

Навострили-прош

Готовим-наст

Снятся-наст

Вывод; на какие 2 признака нужно обращать внимание при определении времени глаголов? (на смысловой - какое действие обозначает глагол и формально-грамматический - на какой вопрос отвечает глагол)

Звуко-буквенный разбор вьюга ( у доски)
ФИЗМИНУТКА
Применение новых знаний Дидактический материал

Рабочая тетрадь № 91 Проверка: слайд 13

СЛАЙД 14,15,16 Правила работы в паре

Устно Упражнение «Четвёртый лишний».
На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите и объясните почему? (Учащиеся работают в парах.)


Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил)




Рефлексия учебной деятельности

ЗАДАНИЕ

Запишите глаголы в 3 столбика в зависимости от времени

Диктую: летают, играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, улыбался, рисовал

Наст вр прош.вр. буд вр.

Летают играли будет читать

Смеются гулял засмеются

Думаю улыбался прочитают

Поёт рисовал посмотрит

Самопроверка: слайд 17 Оцените себя. Кто допустил ошибку? Запишите по 1 своему прим

Итог, оценки за урок, задание на дом

- Как определить время глагола?

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?

- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?

- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какой вопрос отвечают?

  • -Оцените свою работу на уроке. Что узнал? Что получи

лось? Где были затруднения?

Резерв

Дополнительное задание игра.

Подумайте, как связаны слова в первой паре и назовите слова, подходящие по смыслу вместо пропуска:

Например:

Котлеты жарят, а суп варят.

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стенку____ вбивают.(Какое время?)

Топором рубили, а пилой ___ пилили. (Какое время?)

Ластиком будут ___ стирать, а ручкой___ будут писать . (Какое время?)

Рыбы плавали, а птицы ___ летали. (Какое время?)

Платье будут шить, а шарф___ будут вязать. (Какое время?)











Урок по русскому языку на тему Изменение глаголов по временам

© 2010-2022