- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему Изменение глаголов по временам
Урок по русскому языку на тему Изменение глаголов по временам
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Щур Л.П. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Предмет Русский язык Класс 4 класс Тип урока Урок применения предметных ЗУНов и УУД. Технология построения урока Проблемно-поисковая, игровая деятельность, здоровьесберегающая технология
Тема Изменение глаголов по временам Цель актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глагола и изменять глаголы по временам Основные термины, понятия Время: наст.вр, прош.вр.. буд.вр.
Планируемый результат Предметные умения
умение определять временные формы глаголов, изменять глаголы по временам
Личностные УУД:
- - развитие самостоятельности;
- развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Регулятивные УУД:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия. Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений, доказательство; использование знаково−символических средств Коммуникативные УУД:
- - учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Групповая , индивидуальная, работа в паре
Интернет-ресурсы, учебники, рабочие тетради
Мультимедийный проектор, компьютер
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи Организационный Слайд 1 (этап мотивации) -Вот наступила долгожданная весна. Март-начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение, располагает к общению
Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 2)
«Учись, смекай, активней будь и к знаниям откроешь путь!»
-Сегодня на уроке нужно:
Думать, рассуждать, говорить, мыслить.
-Что дано человеку для передачи своих мыслей, чувств, истины и вдохновения другим людям? (слово)
Русский педагог К.Д.Ушинский писал: (Слайд 3)
«Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата».
-Как вы понимаете это высказывание?
(В русском языке огромное количество слов, с помощью которых мы можем свободно говорить, писать. Словом можно ободрить, поддержать, а можно и убить.)
Актуализация опорных знаний и умений
Языковая разминка. На доске слова слайд 4
По, солнышко, ясн.му, лучист.е, небу
-Используя слова, составьте предложение.
-Легко ли было составлять предложение? Почему?
-Слова, какой части речи не хватает в этом предложении?
-Подберите глагол, подходящий по смыслу.
Запишите предложение.
По ясному небу плывет лучистое солнышко.
-Объясните орфограммы.
Постановка учебной проблемы
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.
1)Что вы больше всего любите?
-Люблю действовать.
2)Что вы больше всего не любите?
-Не люблю предлоги и известную всем частицу.
3)Что бы вы пожелали ребятам?
-Чтобы русский все ребята
На пятерку знали
На письме и в разговоре
Нас употребляли.
-Какой части речи предложили ответить на вопросы анкеты?
-Глаголу?
-Правильно, это часть речи глагол.
Формулирование проблемы, планирование деятельности
- А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе «Корзина идей» СЛАЙД 5 ,6
1)Что такое глагол? (часть речи) (открывается буква)
2)Что обозначает глагол? (действие предмета)
3)На какие вопросы отвечает глагол?
4)Чем в предложении является глагол? (сказуемым)
5)Как изменяется глагол? (временам, числам, родам в прош.вр)
-Какое слово у нас получилось?(Время).
- Как вы понимаете значение этого слова время? (Часы, дни, времена года)
Словарь В.И.Даля: «Время - это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».
Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).
- Догадались, какая тема урока? Изменение глаголов по временам. Слайд 7,8,9,10
- Какая учебная задача стоит перед нами?
-
Закрепить знания о глаголе;
-
Закрепить умение определять время глаголов;
-
Развивать умение анализировать свою деятельность
Открытие нового знания
Работа по теме: Слайд 11
-Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.
-Тема нашего урока - Изменение глаголов по временам. Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу. Прочитайте выразительно четверостишье.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Назовите глаголы. Выпишите их, распределив в 3 группы. - Прочитайте глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.
«Снег что делает? тает»
«Ручьи что делают? бегут»
-Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).
Как обозначаем? -наст.вр.
Прочитайте глаголы, обозначающий действие, которое уже прошло.(повеяло) На какой вопрос отвечает глагол? (что сделало?).Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло»
Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)
Как обозначаем? -прош.вр.
Прочитайте глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают?
«Соловьи что сделают? засвищут»
«Лес что сделает? Оденется»
-Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время) Как обозначаем? - буд.вр.
Делаем вывод: так что же вы узнали? Глаголы бывают в п.в., н.в., б.в.) Слайд 12
Первичная проверка понимания
Учебник Упражнение146 стр.71
Прочитайте стихотворение выразительно.
Объясните значение слова навострили (приготовились к действию)
Выписать:кончится -буд
Потекут- буд.
Навострили-прош
Готовим-наст
Снятся-наст
Вывод; на какие 2 признака нужно обращать внимание при определении времени глаголов? (на смысловой - какое действие обозначает глагол и формально-грамматический - на какой вопрос отвечает глагол)
Звуко-буквенный разбор вьюга ( у доски)
ФИЗМИНУТКА
Применение новых знаний Дидактический материал
Рабочая тетрадь № 91 Проверка: слайд 13
СЛАЙД 14,15,16 Правила работы в паре
Устно Упражнение «Четвёртый лишний».
На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите и объясните почему? (Учащиеся работают в парах.)
Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил)
Рефлексия учебной деятельности
ЗАДАНИЕ
Запишите глаголы в 3 столбика в зависимости от времени
Диктую: летают, играли, поёт, будет читать, смеются, засмеются, прочитает, гулял, посмотрит, думаю, улыбался, рисовал
Наст вр прош.вр. буд вр.
Летают играли будет читать
Смеются гулял засмеются
Думаю улыбался прочитают
Поёт рисовал посмотрит
Самопроверка: слайд 17 Оцените себя. Кто допустил ошибку? Запишите по 1 своему прим
Итог, оценки за урок, задание на дом
- Как определить время глагола?
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?
- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?
- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какой вопрос отвечают?
-
-Оцените свою работу на уроке. Что узнал? Что получи
лось? Где были затруднения?
Резерв
Дополнительное задание игра.
Подумайте, как связаны слова в первой паре и назовите слова, подходящие по смыслу вместо пропуска:
Например:
Котлеты жарят, а суп варят.
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стенку____ вбивают.(Какое время?)
Топором рубили, а пилой ___ пилили. (Какое время?)
Ластиком будут ___ стирать, а ручкой___ будут писать . (Какое время?)
Рыбы плавали, а птицы ___ летали. (Какое время?)
Платье будут шить, а шарф___ будут вязать. (Какое время?)