Статья «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальных классов

МБОУ Сосновская СОШ№2

Абросимова С.А.

Духовно -нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения.

«И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

А. С. Пушкин «Пророк» «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на душу и поступки ребёнка. Слово может благословить, окрылить, прояснить, ранить ребёнка, вызвать желание стать лучше, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует передаче детям знаний о моральных качествах человека. Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать личностные качества (совесть, долг, честь, достоинство). А их нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе. Задача воспитания духовно-богатого патриота и гражданина решается школой как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Однако уроки литературного чтения обладают наибольшим потенциалом в реализации этой задачи. Литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям. На сколько будут успешными эти уроки, зависит от качества учебно-методического комплекта. На наш взгляд, весьма удачным, с точки зрения указанной выше задачи является УМК «Гармония». На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества В учебнике "Любимые страницы" Кубасовой О.В. подобраны литературные произведения, которые формируют установки и идеалы у школьников. Умение видеть красоту природы приобретают ученики прочитавшие произведения С. Есенина "Черёмуха", М. Исаковского "Ветер", В. Рахманова "Одуванчики". О том, что надо быть мастером в своём деле, чтобы приносить миру добро и красоту помогает понять ребятам рассказ С. Пермяка "Волшебные краски",стихи С. Баруздина "Стихи о человеке и его делах». Уметь себя защищать учит сказка Ю. Юнгера "Белая роза". О том, что в природе нет ничего лишнего, "вредного"; каждый элемент природы - будь то крапива, майский жук, соловей, - очень важен, поддерживает природное равновесие напоминают произведения В. Сухомлинского "Пусть будут Соловей и Жук", Э.Шима "Жук на ниточке", "Очень вредная крапива" Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является православие, законы которого учат жить в любви с миром и самим собой. Огромную помощь в этом оказывают сказки. Дети с огромным удовольствием читают русские народные сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Прочитав сказку, дети делают выводы о том, что добро воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Нет области человеческого бытия, которой бы не касались пословицы. Пословицы - это действительно кладезь народной мудрости. В них можно найти абсолютно все: житейские и педагогические советы, пожелания, поучения к благопристойному, нравственному поведению, этическая оценка поведения человека. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и лжи , жалости и состраданию. На уроках очень часто просим подобрать или выбрать пословицы к прочитанному тексту, используя сборники пословиц. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Патриотизм -это в первую очередь любовь к малой Родине. Поэтому часто на уроках литературного чтения звучат стихи наших местных поэтов. Поэзия местных авторов через чудодейственную силу своего слова действует на душу человеческую, воспитывает, умудряет, врачует, укрепляет. Основными методами обучения в рамках реализации ФГОС является системно- деятельностный метод и проектно- исследовательская деятельность. Во внеурочное время с учениками занимаемся исследовательской деятельностью. Мною активно используются: метод проектов, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством учителя-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы. Продуктом исследовательской работы на тему «Поэты -земляки о православии» стал православный поэтический журнал «Верую» , созданный силами учеников и родителей моего класса. Привожу отрывок исследовательской работы учеников 2 класса

«Поэты -земляки о православии». На уроках литературного чтения мы узнали, что русская классическая литература на протяжении многих столетий была связана с Православием Всю русскую литературу пронизывают библейские образы и сюжеты. Некоторые произведения полностью посвящены тем или иным событиям, описанным в Библии и Евангелии. Изучая русскую литературу, и зная о том, что Сосновская земля богата талантливыми людьми , нам захотелось узнать, есть ли у наших поэтов - земляков стихи о православии. Мы посетили центральную детскую библиотеку, музей, воскресную школу при храме в честь Нерукотворного Образа Спаса. Пролистав все книги местных поэтов, пришли к выводу что у каждого поэта есть стихи или строки посвященные православию. Слова обращенные к Богу и Иисусу, и к Богородице мы встретили в стихах Валерия Тарасова, Валентины Беловой, Алевтины Одиноковой Валерий Тарасов Смысл жизни Бог дал жизнь, а жизнь для Бога- Есть святой, великий смысл. И богатых ,и убогих Согревает эта мысль. Первым было Божье слово, А за словом дух святой. Когда в Библию заглянешь, Жизнь не кажется пустой.

Дух святой, как голубь ясный, Помогает жить, творить И, о правду очищаясь, Без лукавства говорить.

Тему православных традиционных праздников описывают поэты: Игорь Хлынов НА КРЕЩЕНСКУЮ НОЧЬ
На крещенскую ночь обозлился мороз, Ртуть в термометре вниз опустилась. Я. одевшись теплей, в дом водицы принёс, Над которою мама молилась. От болезни страдая, ослабшей рукой. Из ведёрка она зачерпнула Той водицы, что стала сегодня святой, И с молитвой из кружки глотнула. «И какой же от этого видишь ты прок?», Я спросил у неё, улыбаясь. «Может адские боли отступят, сынок, Видишь, как от болезни я маюсь». «Разве может вода от болезни спасти, Ведь лекарства для этого много». «Так уж видно, сынок, повелось на Руси, Что вода на Крещенье от Бога». К сожаленью, не мог я в те годы понять Мою маму, у Бога во власти, Что до веры Господней рукою подать, Если в дом постучаться несчастью.

О соборах написаны поэтические строки у Сергея Воронина «Баллада о забытом храме» Мы встретились с Сергеем Никандровичем и узнали о том, почему интересна ему эта тема и как было написано произведение.

Сергей Никандрович Воронин вспоминает: « Мысль написать стихотворение о Колпенском храме я вынашивал в себе много лет. Встреча с ним произошла в далеком 1946 году. Тогда мы с мамой пошли в д. Сергеево к участнику войны Соколову, который рассказал нам о гибели моего брата Александра. По дороге в Сергеево мы увидели этот храм. Он стоял на возвышенности и, сверкая венецианскими стеклами, поразил меня величием и красотой Село Колпенки в это время уже исчезло, жителей там оставалось мало, а храм полуразрушенный, еще жил. Одинокий и заброшенный, он стоял как немой укор всем нам. Все эти долгие годы храм жил в моем сердце, я думал о нем, видел его во сне. Когда начал писать стихи, решил воспеть его, рассказать о нем людям и вместе с ними поскорбеть о былом величии святыни». «Баллада о забытом храме» Поземка белая клубится, Гуляет ветер по полям, И снег в оконные глазницы Влетает в храм, забытый храм, Молчит высокая звонница, Ей снится колокол литой. И лишь летят в ненастье птицы В пустую церковь на постой. И над заброшенной деревней Не слышен медный благовест, Чей голос звал нас к вере древней И провожал к венцу невест.……………………………… Когда-то люди шли за Богом На ратный труд и на погост, И было дел хороших много, И каждый был душою прост. А нынче - холод и тревоги Декабрь разносит по полям. И не проторена дорога В Колпенский храм Забытый храм. Стихи, посвященные служителям церкви и святым написаны поэтами -Валентином Беловым «Протопоп Аввакум» и Одиноковой А.В. поэма «Сказания о Муромских князьях-чудотворцах» О том, что Алевтина Васильевна Одинокова( бывший директор нашей школы) пишет стихи мы знали , поэтому и обратились к ней с вопросом: «Есть ли у Вас стихи о православии». Ее ответом были очень довольны. Оказывается, Алевтине Васильевне очень близка эта тема. Ею написана поэма и несколько стихотворений. Мы взяли у Алевтины Васильевны интервью. « Родилась Алевтина Васильевна в 1947 году - в то время, когда вера была попросту запрещена. Примером в христианской жизни был для Алевтины Васильевны отец. Она вспоминает, что он часто по ночам «ловил» «голос Америки» и слушал церковное православное служение, хотя это было не безопасно. В его комнате всегда были иконы. Молился он только тогда ,когда оставался с ними наедине. Вера в Бога помогала ему выжить на фронте, пережить многие трудности и в мирное время. Бабушка Алевтины Васильевны - папина мама - была очень верующим человеком. С юных лет она пела на клиросе в Ардатовской церкви, а ее сестры были монашками и жили в кельях при церкви в городе Кулебаки. Дед Сустаев Федор Васильевич так же был певчим в мужском хоре. Детей воспитывали по - христиански. Бабушка тайно окрестила маленькую Алю, вместе они часто посещали храмы. Особенно сильное детское впечатление произвел Благовещенский монастырь в Муроме. Он очень красивый, величественный. Там поют два хора - женский и мужской, чудотворная икона Богородицы и святой камень, который исцеляет истинно верующих людей. Не могла тогда маленькая девочка и предположить, что судьба вновь приведет ее в Благовещенский храм уже в зрелые годы. Так получилось, что старший сын Алевтины Васильевны стал жить в Муроме. Его семья регулярно посещает Благовещенский храм Один из священнослужителей этого храма обратился к Алевтине Васильевне с просьбой написать в стихах житие святых князей Константина и Федора - Алевтина Васильевна сочла это промыслом Божьим. Долго молилась, просила у Бога благословения, изучала их житие написанное в прозе, а потом принялась за написание « Сказания…» Ей казалось, что кто-то очень Великий, Добрый и Мудрый помогал - подбирая нужные слова, вкладывая душу в каждую строку. «Сказания о Муромских князьях-чудотворцах» Город Муром! Ты как книга живая Помнишь всё, что быльем поросло На священных холмах, что Ока обнимает Много Богу угодного произошло Правили Муромом много князей Но крестителем был лишь один Веру в Господа он утвердил средь людей Богом избранный князь Константин. ………………………………………. В Благовещенском храме, с крепкой верой в душе. Вы всегда утешенье найдете. Не ленясь, помолитесь вы Богу здесь, Ко святым мощам приложитесь Здесь чудес ежедневных - не счесть Чтоб заметить их - потрудитесь. И склонившись над рекой священной с надеждой, Милости вы попросите себе. Прошепчите с верою, нежно: ГОСПОДИ! СЛАВА ТЕБЕ! Какое счастье, что были и есть такие талантливые, совестливые, небезразличные люди, как наши местные поэты; какое счастье читать их стихотворения - глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас умнее, добрее, чище.» Таким образом, мы видим, как богаты возможности учителя для духовно-нравственного развития младших школьников. Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, используя внеурочную деятельность, учитель воспитывает в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества. Литература.

  1. Гаспаров М.Л. О русской поэзии// Анализы, интерпретации, характеристики. - С.Пб.: Азбука, 2001.
  2. . «Русские писатели о языке». Изд. 2.,Л.,1978.
  3. . Федотов О. «Магическая сила слова». Л., №26 2001.
  4. .В.Виноградов. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX веков. М., 1982.
  5. .С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.М.,1991.
  6. Шатохина С. Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 8 - стр. 109-110
Электронные ресурсы.

1 sozidanie-duhownosti.ru/publ/72-1-0-560 2 orthgymn.ru/publish/rodnoeslovo/krasota.php 3 slowoboga.narod.ru/chelislovo.htm
4. URL: rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2073 5festival.nic-snail.ru/index.php?Itemid=57&item_id=41&option=com_zoo&task=item







© 2010-2022