Рабочая программа по технологии для 3 класса по ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию и делам молодежи

Администрации Солонешенского района

МБОУ «Сибирячихинская СОШ»




«Принято» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор школы ______________ ______________ ______________ Кашперова М.Н. Слуева Е.Я. Прибыткова З.А.

Протокол № ____ от Приказ № ____ от «___»__________ 2014 «___»__________ 2014 «___»__________ 2014

Рабочая программа

По технологии

3 класс начального общего образования,

(1 ступень), базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе:

Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения.

УМК "Перспективная начальная школа" (3 класс) М.: Академкнига / Учебник, 2012 год.


Составитель: Кашперова Марина Николаевна

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория




с. Сибирячиха

2014г.

Пояснительная записка

Данная Рабочая программа по технологии для 3 класса первой ступени образования составлена на основе Примерной и авторской программы Т.М. Рогозиной «Технология» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). 2011г. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».

В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опыт ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.

Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности - целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагатьспособы решения, оценка изделия и т.д. - предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:

  • развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;

  • освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;

  • развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.

Содержание УМК

Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 1-4 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник.

Объём и сроки изучения Согласно базисному учебному плану МБОУ «Сибирячихинская СОШ» программа курса «Технология» рассчитана на 34 часов, 34 учебных недели, из расчёта 1 час в неделю.

Основные направления коррекционной работы В рабочую программу внесены основные направления коррекционной работы, так как в классе есть учащийся с ЗПР. Рабочая программа «Окружающий мир» позволяет решать связанные воедино образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. 1. Формирование учебной деятельности и коррекция её недостатков: - формировать учебную мотивацию и общеучебные интеллектуальные умения; - развивать личностные компоненты познавательной деятельности; - развивать умение выполнять заданное, доводить выполнение задания до конца. 2. Развитие зрительного восприятия: - развивать умения в области предметного восприятия; - развивать умения зрительного анализа сюжетных изображений; - развивать умения в области символьного восприятия. 3. Развитие пространственной ориентировки: - формировать дифференцированные представления о пространственных признаках объектов; - развивать умение ориентироваться на плоскости листа (двухмерное пространство); - формировать представление о временных последовательностях; - формировать навыки ориентировки во времени. 4. Развитие мелкой моторики рук: - укреплять мышцы кистей; - формировать графические умения. 5. Развитие памяти: - развивать объём и темп запоминания наглядного материала; - развивать объём и темп запоминания слухоречевого материала; - формировать умение запоминать материал, используя приёмы создания внешних опор; - формировать умение запоминать материал, используя приёмы создания смысловых опор. 6. Развитие мышления - развивать умения мыслительного анализа и синтеза; - развивать умения проводить сравнение; - развивать умение группировать объекты; - развивать комбинаторные умения; - развивать умения устанавливать отношения; - развивать умение устанавливать закономерности с опорой на зрительный образец; - развивать умение выполнять сериацию - ранжировать предметы, по какому - либо измеряемому признаку; - развивать умения логического и творческого мышления. 7. Развитие устной речи: - развивать умения связной речи. 8. Развитие количественных представлений: - развивать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов, близкие по количеству, использовать словесные определения равенства и неравенства; - развивать умение уравнивать неравночисленные группы предметов.

Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков

Формы организации учебной деятельности

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков с дидактической игрой.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Используемые технологии: технология ненасильственного обучения, развивающая технология, интегративная технология, здоровье сберегающая технология.

В рабочей программе заложено одно из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний и сформированность умений, - систематическая проверка и оценка. Для этого предлагаются различные виды текущих и итоговых проверок: фронтальные и индивидуальные опросы.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

  • Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки;

  • Анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания;

  • Моделирование, конструирование из различных материалов;

  • Решение доступных конструктивно-технологических задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.

В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерная особенность учебного предмета в связи с внедрением в учебно-образовательный процесс требований Федерального стандарта второго поколения - практико-ориентированная направленность предлагаемого содержания, сформированность элементарных общетрудовых навыков, овладение универсальными учебными действиями; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.

С третьего класса в программу включён раздел «Практика работы на компьютере». Он предусматривает первичное использование информационных технологий.

Основные результаты освоения учебного предмета

  • элементарные знания о месте и роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

  • начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.), умения по созданию несложных конструкций и проверки их в действии;

  • начальные графические умения: выполнение измерений и построений с использованием чертежных инструментов (линейки, угольника, циркуля), чтение простейших планов, схем, чертежей при решении практических задач по моделированию и конструированию;

  • начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение);

  • приобретение навыков сотрудничества, формирование уважения к труду, внимательности и любознательности.

Личностные результаты

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Предмет технология способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  • действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;

  • действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;

  • проектная деятельность

  • контроль и самоконтроль.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

  • отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;

  • самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);

  • оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.

Познавательные УУД

  • осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;

  • сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;

  • чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);

  • моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;

  • конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;

  • сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;

  • сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;

  • анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;

  • выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;

  • проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;

  • поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);

  • осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Планируемые результаты изучения курса «Технология»

3-й класс

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

  • описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

  • принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

  • опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

  • уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

  • уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

  • выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

  • осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;

  • проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)

Познавательные УУД

  • искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

  • добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

  • делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

  • преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД

  • донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

Предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3-го года обучения

Обучающиеся научатся:


  • рассказывать о современных профессиях, связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;

  • анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

  • осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;

  • выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды);

  • отбирать картон с учётом его свойств;

  • применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник), колющими (шило);

  • экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;

  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;

  • изготавливать плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;

  • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;

  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

По разделу «Практика работы на компьютере»

Обучающиеся научатся:


  • рассказывать об основных источниках информации;

  • рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;

  • называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);

  • называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);

  • рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;

  • соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;

  • включать и выключать компьютер;

  • использовать приёмы работы с дисководом и электронным диском;

  • использовать приёмы работы с мышью;

  • работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);

  • работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.

Обучающиеся получат возможность научиться:


  • ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);

  • осуществлять проектную деятельность: собирать информацию о создаваемом изделии, выбирать лучший вариант, проверять изделие в действии;

  • создавать образ конструкции с целью разрешения определённой конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;

  • использовать приёмы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на электронных дисках.

Требования к уровню подготовки учащихся

- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;

- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);

- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:

- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);

- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умения определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;

- достаточный уровень графической грамотности, выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделия, опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;

- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;

- овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умения находить и исправлять ошибки в своей практической работе;

- умения самостоятельно разрешать доступные проблемы, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель подчинённый);

- развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам,

- стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Содержание учебного предмета «Технология»

3 класс (34 часа)

Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность в жизни человека

Распространённые виды профессий, связанные с сельскохозяйственной техникой.

Общее представление о технологическом процессе

Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества.

Элементарная творческая и проектная деятельность

Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта, проверка изделия в действии. Результат проектной деятельности - «Парк сельскохозяйственных машин».

Самообслуживание

Декоративное оформление культурно-бытовой среды.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (18 ч)

Искусственные материалы

Бумага и картон (9 ч)

Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.

Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цвет прочность, толщина, гибкость, жёсткость, фактура поверхности. Сравнение свойств разных видов картона между собой и со структурой бумаги.

Выбор картона для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений - простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление новогодних подвесок, декоративных композиций, упаковок, коробок, подставок для письменных принадлежностей, планшетов, картонных фигурок для театра с подвижными элементами.

Текстильные материалы (5 ч)

Общее представление о текстильных материалах, их практическое применение в жизни.

Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по основным свойствам: цвету, фактуре поверхности, толщине. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей.

Нитки используемые на уроках: швейные, мулине, для вышивания. Выбор ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.

Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.

Практические работы: изготовление вышитых картинок, подвесок, обложек для записных книг, открыток, закладок, аппликаций, кукол для пальчикового театра, коллажа, нитяной графики.

Металлы (1 ч)

Виды металлов, используемые на уроках: фольга, проволока. Свойства фольги: цвет, блеск, толщина, прочность, жесткость, гибкость, способность сохранять форму.

Экономное расходование материалов при разметке.

Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, пустой стержень шариковой ручки, подкладная дощечка.

Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, скручивание.

Практические работы: изготовление новогодних украшений, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.

Утилизированные материалы (3 ч)

Вид материала: пластмассовые разъёмные упаковки-капсулы. Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, шила.

Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: разметка по шаблону, надрезание ножницами, прокалывание шилом, сборка деталей (гвоздиком), отделка клейкой бумагой.

Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.

Конструирование и моделирование (6 ч)

Понятие о конструкции изделия. Различные виды конструкции (разъёмная, неразъёмная) и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей (подвижное и неподвижное). Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления по назначению изделия).

Конструирование и моделирование несложных технических объектов по рисунку, схеме и простейшему чертежу, эскизу, по заданным условиям (функциональным, декоративно-художественным).

Практические работы: изготовление устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха; змейки для определения движения тёплого воздуха; устройства из полос бумаги; компаса; весов для определения веса воздуха; флюгера.

Календарно тематическое планирование по технологии 3 класс

по УМК «Перспективная начальная школа»

(1 ч. в неделю, 34 ч. в год)

Неде ля

(1)

Урока (2)





Тема (3)













Личностные результаты (4)











Оснащенность

Кол-во часов

отведенных

на тему

Требования к уровню

подготовки учащихся

(к разделу) (7)









Критерии оценки(8)

Формы

и методы (9)

Коррекционная цель (Приложение 1.1)

1

1

Подставка для письменных принадлежностей

Научатся принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним

Учебник, тетрадь по технологии

1

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 5,6,8,12

2

2

Коробка со съёмной крышкой

Научатся оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями

Учебник, тетрадь по технологии

1

Регулятивные УУД

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1,2, 5, 7

3

3

Прибор, демонстрирующий циркуляцию воздуха

Научатся оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие

Учебник, тетрадь по технологии

1

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 3, 5,6

4

4

Мера для измерения углов

Научатся оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями

Учебник, тетрадь по технологии

1

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1,2, 5,12

5

5

Поздравительные открытки из гофрированного картона

Научатся, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла

Учебник, тетрадь по технологии

1

Регулятивные УУД

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 3, 5,8

6

6

Декоративное панно

Научатся описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров

Учебник, тетрадь по технологии

1

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 3, 5, 7

7

7

Картонные фигурки с элементами движения для театра

Научатся оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями

Учебник, тетрадь по технологии

1

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 4, 6, 8

8

8

Открытка-ландшафт

Научатся оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие

Учебник, тетрадь по технологии

1

Регулятивные УУД

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 2, 5

9

9

Новогодние игрушки

Научатся, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические

знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла

Учебник, тетрадь по технологии

1

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 2, 3, 6

10

10

Аппликации из ниток

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Учебник, тетрадь по технологии

1

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 8, 12

11

11

Декоративное оформление изделий вышивкой

Научатся описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров

Учебник, тетрадь по технологии

1

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 3, 6, 8, 10, 12, 14

12

12

Подвеска из ткани

Научатся, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла

Учебник, тетрадь по технологии

1

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 5, 6, 8, 10, 12

13

13

Куклы для пальчикового театра

Научатся описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров

Учебник, тетрадь по технологии

1

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

П-1.

Коллективная, индивидуальная

2, 3, 5, 8

14

14

Нитяная графика на картонной основе

Научатся принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним

Учебник, тетрадь по технологии

1

Регулятивные УУД

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 2, 5, 8, 12

15

15

Украшения из фольги

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Учебник, тетрадь по технологии

1

Регулятивные УУД

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других детей

П-1.

Коллективная, индивидуальная

6, 8, 10

16

16

Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул

Научатся оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями

Учебник, тетрадь по технологии

1

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

П-1.

Коллективная, индивидуальная

2, 3, 5, 8

17

17

Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул

Научатся оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие

Учебник, тетрадь по технологии

1

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1,2,3,8

18

18

Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Учебник, тетрадь по технологии

1

Регулятивные УУД

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1,6, 14

19

19

Приёмы работы с деталями конструктора

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Учебник, тетрадь по технологии

1

Регулятивные УУД

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других детей

П-1.

Коллективная, индивидуальная

5,6, 8,12

20

20

Изготовление моделей часов

Научатся, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла

Учебник, тетрадь по технологии

1

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 2, 5, 8, 12

21

21

Тележка-платформа

Научатся оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие

Учебник, тетрадь по технологии

1

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

П-1.

Коллективная, индивидуальная

2, 3, 5, 8

22

22

Проект «Парк машин»

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.


Учебник, тетрадь по технологии

1

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

П-1.

Коллективная, индивидуальная

6, 8, 10

23

23

Проект «Сельскохозяйственная техника»

Научатся оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями

Учебник, тетрадь по технологии

1

Регулятивные УУД

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 2, 5, 8, 12

24

24

Конкурс проектов

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Учебник, тетрадь по технологии

1

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 3, 5, 7,10

25-26

25-26

Лепка птиц из пластилина

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Учебник, тетрадь по технологии

1

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

П-1.

Коллективная, индивидуальная

2, 3, 5, 8

27

27

Устройство из полос бумаги. Модель шара.

Научатся принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним

Учебник, тетрадь по технологии

1

Регулятивные УУД

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других детей

П-1.

Коллективная, индивидуальная

6, 8, 10, 14

28

28

Самодельный компас

Научатся, опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла

Учебник, тетрадь по технологии

1

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 2, 5, 8, 12

29

29

Экскурсия в осенний парк. Сбор природного материала.

Научатся делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Учебник, тетрадь по технологии

1

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 3, 5, 7, 8

30-31

30-31

Аппликация из соломенной крошки «Жители леса».

Научатся описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров

Учебник, тетрадь по технологии

1

Познавательные УУД

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 3, 5, 7

32

32

Флюгер из картона

Научатся принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним

Учебник, тетрадь по технологии

1

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

П-1.

Коллективная, индивидуальная

2, 3, 5, 8

33-34

33-34

Упаковка для подарков

Научатся оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие

Учебник, тетрадь по технологии

2

Регулятивные УУД

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других детей

П-1.

Коллективная, индивидуальная

1, 2, 5, 8, 12

Формы и средства контроля Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.



Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих, индивидуальных и коллективных работ
  4. Тестирование
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Приложение 1.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся по технологии В I классе отметки за знания и умения учащихся не ставятся, а даётся словесная оценка: хорошо, отлично. Если работа выполнена плохо, то учитель показывает ученику, что и как надо изменить или сделать, чтобы изделие стало лучше. Оценки выставляются со II класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними; за умение различать семена цветочно-декоративных и овощных растений, за выращивание растений и уход за ними.
I. Выполнение изделия в целом. Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом. А также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока). Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия. Оценка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделий. За проявленную самостоятельность и творческие выполненную работу оценку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой. Изделие с нарушением, конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке. За готовое изделие во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся. (Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определенного количества уроков или как итоговый урок по видам труда).
II. Отдельные технологические операции. Оценка «5» выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделия из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; безошибочное распознание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений, правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых; экономное и рациональное использование материалов. Инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (II класс), самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (III класс), составить план после самостоятельно анализировать изделие (IV класс); умение продемонстрировать изделие в действии (II класс), с объяснением (III -IV классы). Оценка «4» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность (до 3мм), при раскрое - отклонение от линии разметки на 1 мм, нерационально использовал материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; при распознавании 4-5 видов семян допустил не более 1 ошибки; составил план работы по наводящим вопросам учителя (II класс) вместе с учителем (III класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (IV класс). Оценка «3» выставляется, если ученик -

  • при разметке допустил неточность:
от 3мм до 10 мм во II классе; от 2 мм до 5 мм в III классе; до 5 мм в IV классе;
  • неэкономно использовал материал (II класс), нерационально использовал материал и инструменты (III класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя;
  • при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки; при работе с деталями конструктора, слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (II класс), при составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (III класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (IV класс).
Для объективности оценки знаний и умений учащихся необходимо вести учёт усвоения программных требований каждым ребёнком. Примерная схема учёта программных знаний и умений для I класса приводится ниже. По аналогии учитель может составить схему и для II - IV классов. Оценка может быть объективной в том случае, если учитель планирует опрос и наблюдения за учащимися. В плане урока он записывает фамилии 3-4 учеников, за которыми будет наблюдать, как они соблюдают порядок на рабочем месте в течение всего урока, 3-4 учеников, у которых проверит умения точно размечать детали на материале, у 3-4 учеников, - умения правильно и точно резать но линиям разметки, у следующих 3-4 учеников - умения аккуратно работать с клеем, выполнять стежки или работать, соблюдая правила безопасной работы с инструментами на уроках технического или сельскохозяйственного труда. Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребёнку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков. Так осуществляется индивидуальная работа с учащимися на уроке. Таким образом, за урок учитель выставляет несколько оценок, но все они будут выставлены за определённые знания и умения.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Методические пособия для учащихся:

Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 1-4 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методические пособия для учителя

Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.

Программа по курсу «Технология»:

Авторская программа по технологии Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2011 г. - Ч.2:

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения материалов к уроку и инструментов.

  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)

  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

Список литературы


  1. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 3 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

  2. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 3 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.













Лист внесения изменений

Дата внесения изменений

Содержание

Дата, № приказа

Подпись лица, внёсшего запись.

































































Приложение 1.1

Коррекционные цели:

  1. развивать концентрацию внимания;
  2. развивать аналитическое мышление;
  3. коррекция пространственной ориентации;
  4. коррекция мышления;
  5. развивать умение работать самостоятельно;
  6. развивать мелкую моторику;
  7. развивать произвольное внимание;
  8. развивать зрительную память;
  9. развивать слуховую память;
  10. корригировать зрительное и слуховое восприятие;
  11. коррекция логического мышления;
  12. развивать память
13. развивать оперативную память; 14. развивать долговременную память;

15. коррекция временных представлений; 16. развивать умения связной речи.

© 2010-2022