• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья «Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности и творческого потенциала младшего школьника. » из опыта работы

Статья «Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности и творческого потенциала младшего школьника. » из опыта работы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности и творческого потенциала младшего школьника. Описание практического опыта. Развитию критического мышления в современной школе уделяется довольно большое внимание. Важным достоинством критического мышления является сотрудничество ученика и учителя путём внедрения нестандартных уроков, упражнений вместо готовых шаблонов. В основе всех инноваций лежит интерактивный метод обучения, который подразумевает самостоятельное добывание знаний, а не получение их в готовом виде от учителя. Технология развития критического мышления - представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем - представить условия для осмысления нового материала и, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Эта технология дает возможность личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Работая в режиме технологии критического мышления, я поняла, что учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение - продвижение от незнания к знанию - в совместный и интересный поиск, а значит основным видом на уроке для учащихся становиться исследовательская деятельность. В основе такой деятельности лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Данную технологию использую в своей практике второй год. Наиболее удачно получается использовать эту технологию на уроках литературного чтения и окружающего мира, так как именно на этих уроках идёт полноценная работа с текстом. Уроки в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов - осмысление содержания - рефлексия». На каждом этапе урока использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность и являются эффективным средством для развития мыслительной и творческой деятельности младших школьников. Их достаточно много. Каждый приём в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации. Для каждого этапа выбрала свой девиз для работы. «Люди с желанием и эффективно делают то, что сами хотят делать, а не то, что им приказывают» - девиз первого этапа урока. «Если хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!» - девиз второго этапа урока. Для третьего этапа я выбрала девиз: «Образование - это то, что останется, когда забудется все заученное». В своей работе часто использую такие приёмы: Верные и неверные утверждения (предлагаю учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности). Рассказ - предположение по ключевым словам, по заголовку (чем больше выскажут ученики предположений, тем интереснее читать рассказ). Кластер (графическая систематизация материала: составление таблиц, структурно-логических схем). На доску вывешиваю карточку с темой урока (центр кластера), от этого центра отходят лучи (веточки кластера), на которых помещаем вместе с учениками ключевые слова - термины, понятия. Инсерт (чтение с размёткой). Раздаю карточки с текстом. Ученики читают текст и делают пометки значками( «v» - уже знал, «+» узнал новое, «?» - вопрос). Эти значки дети ставят по ходу чтения на полях. Текст должен быть кратким и глубоким по содержанию. Чтение индивидуальное. Заполнение таблицы «Знаю - узнал - хочу узнать». Таблицу и распечатку подобранного текста раздаю на каждую парту. Ученики самостоятельно читают текст, затем заполняют в таблице часть «знаю», участвуют в обсуждении и заполняют часть «узнал». По ходу чтения текста прошу учащихся отмечать в третьей части таблицы вопросы, на которые пока у них нет ответов. Вопросы в раздел « хочу знать» тщательно продумываю и записываю на доске. Продолжи предложения. Заготавливаю начало фраз на доске (открываю их для рефлексии). - Сегодня мне удалось… - Мне стало понятным… - У меня возникло желание… - Если бы… Синквейн (стихотворение из пяти строк) является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Существуют правила составления синквейна:
  1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Использование технологии развития критического мышления позволило мне достичь следующих результатов: - изменить отношение детей к уроку; - развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера; - мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности; - создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Мои ученики успешно участвуют в различных конкурсах и олимпиадах, научно-практических конференциях. За время работы по данной технологии провела анкетирование учащихся. По результатам анкетирования видно, что каждый урок для моих учеников стал интересным, эффективным, развивает мыслительную и познавательную деятельность, способствует повышению таких качеств образования, как компетентность, коммуникативность, инициатива, творчество. Данные качества необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизненных различных ситуациях. Установка на критическое мышление формирует такие качества у младших школьников.


© 2010-2022