Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Основная общеобразовательная школа № 53»

пгт. Изъяю г. Печора











Урок русского языка в 3 классе.
















Учитель: Носова О.С.












2014 г.

Урок русского языка в 3 классе. «Школа России», учебник русского

языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого


Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком Цели: Способствовать развитию умения правильно писать слова с разделительными твердым и мягким знаками, создать условия для знакомства с правилами переноса слов с разделительным твердым знаком

Планируемые результаты (предметные):

Знают и применяют орфограмму «Написание слов с разделительным твердым знаком»; правило переноса слов с разделительным твердым знаком

Личностные результаты: Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные): Познавательные: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для
выполнения учебных заданий. Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами. Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор;

2. Компьютер;

3. Проекционный экран; 4. Карточки для работы в группах

Ход урока


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)
- Долгожданный дан звонок, начинается урок. - Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. В классе сразу стало уютней от улыбок. - Откройте тетради, напишите сегодняшнее число. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе II. Чистописание 1) - Пропишите буквы, отметьте те, которые получились особенно красиво. ьъ ьъ ьъ

2) - Замените сочетание слов одним словом, запишите слова в нужном порядке: Мать, отец, дети; Снежная буря; Домики для пчёл ( вьюга, ульи, семья) - Устно разделите их для переноса. - Какое слово нельзя перенести на другую строчку? Почему?

Выполняют письмо по образцу




Списывают слова в нужном порядке. Комментируют выбор написания слов Семья, вьюга, ульи

IV. Актуализация знаний














-Прочитайте слова. В . юга, с . ел, п . ёт, под . езд, в . юн, с . ёмка - Разделите их на две группы. - По какому признаку разделили слова на группы? (слова с разделительным Ъ и слова с разделительным Ь) - В каком случае слова пишутся с разделительным Ъ или Ь? Читают, анализируют слова, предложенные для наблюдения, делят на две группы: 1) вьюга, пьёт, вьюн 2) съел, подъезд, съёмка Анализируют данный материал
и делают вывод о необходимых условиях для написания разделительного твердого знака (приставка, оканчивающаяся на согласную и буквы е, ё, ю, я в начале корня) и разделительного мягкого знака (в корне перед гласными е, ё, ю, я) V. Постановка учебной задачи

- Откройте учебник на с.138

- Внимательно прочитайте слова, предложенные в упр. 273 учебника. Подумайте, по какому принципу слова разделены на группы? (Слова с разделительным Ь, слова с разделительным Ъ.) - Что обозначает чёрточка в каждом слове? (Знак переноса.) - С каким правилом нам необходимо сегодня познакомиться?
(С правилом переноса слов с разделительным твердым знаком.) - Нам известно такое правило? А где его можно посмотреть? (в учебнике) - Попробуйте сформулировать задачи нашего урока: 1) различать слова с Ъ и Ь; 2) познакомиться с правилом переноса слов с Ъ; 3) научиться переносить слова с Ъ Слушают учителя. Анализируют языковой материал, высказывают предположение о принципах классификации слов на группы. Высказывают предположения о задачах работы на уроке

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий. Работа с учеб-
ником (упр. 273, правило
на с. 138)
Знакомство с правилом










Работа в группах - Прочитайте слова из упр. 273, которые нельзя перенести
на другую строку. (Льет, фильм, съесть, въезд.) - Почему их нельзя перенести? - Понаблюдайте над тем, как расставлены знаки переноса в словах с Ъ разделительным знаком. - Какому правилу нужно следовать? - Прочитайте правило в учебнике (с. 138) и проверьте правильность ваших собственных выводов. - Спишите слова из второй группы со знаком переноса. - Самостоятельно расставьте знаки переноса в словах подъёмный, печенье, объезд (подъ-ёмный, пе-ченье, объ-езд) - Проверим результаты самостоятельной и групповой работы Знакомятся с правилом переноса слов с разделительным твердым знаком. Самостоятельно расставляют знаки переноса в словах «подъемный»,
«печенье», «объезд»



Работают в группе, контролируют процесс и результаты деятельности, строят монологическое высказывание

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику
(упр. 274)

2. Работа в группах - Прочитайте задание к упр. 274. Объясните написание пропущенных букв. Спишите по выбору 2 пословицы. Слова с разделительным Ъ и Ь разделите чёрточкой для переноса.

- У вас на столах лежат конверты с рассыпанными словами. Ваша задача собрать рассыпавшиеся слова, приклеить на лист. - Проверим какие слова у вас получились (листья, подъезд, объём, муравьи, сошью, подъехал, налью, съем) Слушают задание
учителя, задают уточняющие вопросы. Самостоятельно выполняют упражнение в тетради




Слушают задание, выполняют его. У доски распределяют слова по группам: слова с разделительным Ь и слова с разделительным Ъ. Записывают в тетрадь, разделяя чёрточкой для переноса

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке - А теперь проверим, как вы усвоили новое правило (Положительный ответ отмечают знаком «+», а отрицательный ответ - знаком « - »).

  1. 1) При переносе слова нельзя отрывать ъ от предшествующей согласной.
  2. 2) Разделительный ь пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.
  3. 3) В словах вход, подлетел, откусить надо писать ъ, так как приставки оканчиваются на согласную.
  4. 4) Разделительный ъ пишется в словах после приставки, оканчивающейся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
  5. 5) Глаголы шьёт, бьёт, пьёт, льёт пишутся с разделительным ь.
(Проверка работ. Знаки «+» в вопросах 1, 2, 4, 5). - Оцените свою деятельность на уроке. Закончите предложения: сегодня на уроке научился … понял … было интересно … было трудно … Отвечают на вопросы учителя. Учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения, осознают способы преодоления трудностей
























Заканчивают предложения в зависимости от своего впечатления от урока

IX. Итог урока

- Какие задачи стояли перед нами?

- Удалось ли их решить? - Что нового узнали о разделительном Ъ? Осмысливают и анализируют свою деятельность на уроке

Домашнее задание - Чтобы знания были крепче, дома надо поупражняться. Выберите уровень домашнего задания в соответствии со своими возможностями и желанием. 1 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.277 2 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.238, разделяя их для переноса 3 уровень: выучить правило с.138, списать слова из упр.238 разделяя их для переноса, дополнить словарный ряд новыми словами по этой теме. - Спасибо за урок. Желаю успехов!


Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Литература: 1. Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995 2. Русский язык. 3 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику В.П. Канакиной и др. - Волгоград: Учитель, 2014 3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. - М.: ВАКО, 2014

© 2010-2022