ДОКЛАД Формирование УУД в начальной школе на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Доклад








Формирование УУД в

начальной школе на уроках русского языка.



















Содержание

Аннотация………………………………………………………………………… 3

Раздел I.ВВЕДЕНИЕ

Обоснование актуальности проекта………………………………………………4

Объект проектирования……………………………………………………………4

Предмет проектирования…………………………………………………………..4

Гипотеза проекта……………………………………………………………………4

Цель проекта……………………………………………………………………….. 4

Задачи проекта…………………………………………………………………….....5

Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы и механизм реализации проекта…………………………………………..5

Ожидаемые результаты проекта (индикаторы, показатели, значения)…………..6

Показатели регулятивных универсальных учебных действий

у младших школьников……………………………………………………………..8

Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта……………………………….. 9

План по реализации проекта……………………………………………………… ..9

Список использованных нормативных документов и источников информации.10

Приложение №1……………………………………………………………………...12

Приложение №2……………………………………………………………………...13







Аннотация Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. В широком значении "универсальные учебные действия" - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.











Введение Актуальность проекта. Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Безусловно, уроки русского языка обеспечивают формирование познавательных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Объект проекта: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет проекта: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка. Цель проекта: выявить и экспериментально доказать эффективность условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка. Гипотеза проекта: эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка может быть обеспечена, если реализуется комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования УУД: а) изучены и отобраны методы и формы проведения уроков русского языка, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий; б) разработаны критерии оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников; - дано экспериментальное обоснование процесса для объективной оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Задачи:

  1. Раскрыть сущность и структуру познавательных универсальных учебных действий, дать теоретическое обоснование необходимости формирования познавательных универсальных действий на уроках русского языка в начальной школе
  2. Разработать практические занятия, направленные на формирование и развитие регулятивных учебно-универсальных действий младших школьников на уроках русского языка.
  3. Разработать критерии оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент); статистический метод обработки данных. Универсальные учебные действия (УУД) составляют систему в составе четырех видов: личностные - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание; регулятивные - планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; познавательные - общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем; коммуникативные - планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка, понимание языка соответствующей предметной области.(см таблица 1) Таблица 1

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Общеучебные Логические Постановка и решение проблемы

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- поиск и выделение необходимой информации

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

- структурирование знаний

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка СМИ

- постановка и формулирование проблемы

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

- знаково-символическое моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных)

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

- подведение под понятие, выведение следствий

- установление причинно-следственных связей

- построение логической цепи рассуждений

- доказательство

- выдвижение гипотез и их обоснование

- формулирование проблемы

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого поискового характера


РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
  • Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательность действий.
  • Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
  • Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  • Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
  • Оценка - выделение и осознавание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавание качества и уровня усвоения.
  • Волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.



КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Уровень развития коммуникации Коммуникация как общение (интеракция) Коммуникация как кооперация Коммуникация как условие интериоризации

- Потребность в общении со взрослыми и сверстниками

- Владение вербальными средствами общения

- Сотрудничество, ориентация на партнера по общению, умение слушать

- Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос

- Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения

- Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору

- Учет разных мнений и умения обосновать собственное

- Умение договариваться, находить общее решение

- Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

- Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

- Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

- Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

- Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, и что нет

- Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения


ЛИЧНОСТНЫЕ УУД самоопределение смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Формирование основ гражданской идентичности личности: - чувства сопричастности своей Родине, народу, истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества - осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» гражданина Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека: - ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Развитие «Я-концепции» и самооценка личности: Формирование адекватной позитивной самооценки и самовосприятия Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: - развития познавательных интересов, учебных мотивов - формирование мотивов достижения и социального признания - мотива, реализующего потребность в социально значимой оцениваемой деятельности - формирование единого целостного образа при развитии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности - ориентацию в нравственном содержании и смысле как своих так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести ….) как регуляторов морального повеления - знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) - выделение нравственного содержания поступков - формирование моральной самооценки - развитие доброжелательности, доверия и внимательности в людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально нравственной отзывчивости - формирование установки на ЗОЖ, терпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств Таким образом, в процессе формирования познавательных УУД учащиеся получают возможность научиться: - формулировать правило на основе выделения существенных признаков; - выполнять задания с использованием материальных объектов, схем; - проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ; - строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - строить логическую цепь рассуждений. Для оценивания критерий сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, возможны применение методик. (Приложение 1,2)

Литература:

  1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка: (начальные классы): учебник / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2010. - 447c.

  2. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. - 338 с.

  3. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

  4. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11.

  5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Академия, 2009.

  6. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

  8. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М.; Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2006.










Приложение 1 Методика 1. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова) Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность. Описание задания: педагог зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их. 1. Скажи, сколько слов в предложении. 2. Назови первое слово, второе и т. д. Предлагаемые предложения: Маша и Юра пошли в лес. Таня и Петя играют в мяч. Критерии оценивания: ориентация на речевую действительность. Уровни оценивания: Низкий уровень - Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные предметы. Средний уровень - Неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов. Высокий уровень - Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог, или союз) или полностью правильный ответ.



Приложение 2 Методика 2. Задание "Отсутствующая буква" Цель: выявление умения выделять и сравнивать стратегии решения логической задачи. Материал: карточка со списком слов: кот, пут, потеет, инг, пата, кышка. Инструкция: определить, какая буква отсутствует в следующих словах, сравнить эффективность разных стратегий решения задач. Описание задания: учащимся дан список слов с пропущенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутствует. Сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Выявить стратегии решения и сравнить их эффективность. Критерии оценивания: Высокий уровень - ребенок определяет, какая буква отсутствует, сопоставляет способы нахождения недостающих букв при построении слов, находит наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Средний уровень - ребенок не сразу определяет, какая буква отсутствует, затрудняется сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов, с трудом находит наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Низкий уровень - ребенок не может определить, какая буква отсутствует, не сопоставляет способы нахождения недостающих букв при построении слов, не может найти наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Поэтому для повышения эффективности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников мы предлагаем занятия по русскому языку, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся.


© 2010-2022