Конспект урока по окружающему миру на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира

Тема «Петр I. Эпоха преобразований» 4 класс Цели:Сформировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах. Способствовать развитию УУД: - Личностные УУД: формирование положительной учебной мотивации Познавательные УУД: развитие умения выделять и формулировать познавательные цели; развитие умения осознанного чтения с целью получения и использования информации, развитие умения строить речевое выказывание в устной форме Регулятивные УУД: развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе- определять цели, функции участников, способы взаимодействия Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (работа с карточками, самостоятельная работа), частично-поисковый. Форма организации урока: урок - исследование Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, работа в парах, группах. Оборудование: рабочие тетради, компьютер, компьютерная презентация «Петр I. Эпоха преобразований».

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок, всех позвал на урок -

На урок окружающего мира. - Начнём урок как обычно с метеосводки. Доклад дежурных о погоде (Сегодня с утра … облачность, ветер …, осадки в виде…, температура воздуха …, наблюдается гололёд.Будьте осторожнее на дорогах!) - Спасибо за точную информацию о погоде. Мы с вами снова отправляемся в историческое путешествие по « реке времени». Пусть этот урокоткроет нам много нового.

  1. Проверка домашнего задания
  • Продолжим урок с проверки домашнего задания.

  • О чем мы говорили на предыдущем уроке?

Карточка 1

  • Кому принадлежат слова «Кто с мечом на русскую землю придет, тот от меча и погибнет»?
-Кутузову. -Александру Невскому

- Суворову.



  • Имя какого русского князя связано с событиями 1380 года?
- Александр Невский. - Иван Калита.

- Дмитрий Донской

Где произошла битва между русскими и монголо-татарскими воинами?

- Бородинское поле.

- Мамаев Курган.

- Куликово поле.

Карточка 2

Что означают эти даты, соедини линиями

1242 Крещение Руси

1380 нашествие Батыя

1238 победа А.Невского над немецкими рыцарями

988 Куликовская битва


Карточка 3

Кто мог сказать такие слова?


  1. «Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения)».

  1. «Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве».




  1. «И повел я войско навстречу Ахмату».

  1. «Во главе собравшейся рати я стал полководцем».




  • Остальные вместе со мной вспомним знаменательные даты России:

Крещение Руси. Князь Владимир Красно Солнышко ввёл на Руси новую религию - христианство. Первым Владимир Святославович окрестил киевлян. Вслед за Киевом Владимир Красно Солнышко ввёл христианство во всех городах. За введение христианства Владимир призван церковью Святым.
Знаменитая битва на Чудском озере, вошедшая в историю под названием Ледовое побоище. А князю Александру Ярославовичу за эту битву дали прозвище Невский.
Сражение на Куликовом поле, где река Непряда впадает в Дон. Названная в последствии Куликовская битва. Князь Дмитрий Донской возглавил огромное войско, на битву благословил Сергий Радонежский. Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Пересвета и Челубея. С копьем на перевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга. И тут же Русские и ордынские войска сошлись в кровавойбиве. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле, но со славой возвращались русские полки с Куликова поля. Долгожданную победу праздновали долго и широко. - Почему так важна была для русских людей победа? (С победой появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именен Дмитрия Донского. Но только через сто лет после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость)
Открытие первой русской типографии. Вспомните, кто отдал приказ строить в Москве особый дом для типографии? (Иоанн IV, названный в народе Грозным) Назовите первых русских первопечатников (Иван Фёдоров и его помощник Пётр Тимофеев) Как называлась первая книга? (Первая книга «Апостол»,потом «Евангелие», «Букварь», «Грамматика».
Освобождение Русской земли от иноземных захватчиков, поляков, шведов. Памятник в Новгороде и Москве. Кто призвал русских людей постоять за родную землю? (Торговыйчеловек Кузьма Минин) В каком городе это произошло? (В Нижнем Новгороде) Что создали для борьбы с врагом? (народное ополчение) Только ли из Нижнего Новгорода был народ? ( из всех городов) Кого пригласили возглавить народное ополчение? Во главе собравшейся рати встал талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский) Когда народноеополчение двинулось к Москве (1612г) В июле 1612г народное ополчение Минина и Пожарского выступило в Москву.
  • Чем закончилась схватка? (Русские разбили польское войско)
  • Проверить карточки, выставить оценки.
  1. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам истории. Наша дорога лежит в Российское государство.
- Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. Кто это? Как вы думаете? То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник - Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник.

- Почему вы так решили? Что вы знаете о ПетреI?

Время катится вперед,

Новый век опять грядет.

Царь совсем уже другой:

Худ, высок, на вид простой,

Он и гвоздь умеет вбить,

Строить корабли и пушки лить.
Тема нашего урока: Петр 1. Эпоха преобразований. Как вы понимаете значение слов: «эпоха», «преобразования»? Словарная работа Эпоха - длительный период времени, выделяемый по определенным характерным событиям. Преобразовать - совершенно переделать, изменить к лучшему.

Да, мы будем говорить о Петре 1.С именем Петра люди связывают период преобразования в России. Кто-нибудь из вас раньше встречался с именем Петра 1? (книги, музеи, фильмы) -Как вы думаете, много ли вы знаете о Петре 1, его жизни? -Хотите проверить? Возьмите карточку № 1, прочитайте и поставьте плюсы там, где уверены, что можете ответить. Сколько получилось? Думаю немного, хотите узнать больше? Послушайте и скажите, какие преобразования и зачем нужны были в России? Слайд Петр Первый стал царем в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Россия переживала в то время трудный момент своей истории: она очень сильно отставала в своем развитии от стран Европы. В России почти не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Между приближенными царя - боярами и дворянами - постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания… Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. "Я в учении нуждаюсь и в учителях", - вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других. В голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликал его: "Эй, плотник Питер, иди сюда!", он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов - на самом деле русский царь Петр Первый, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. -Зачем Петр Iстал проводить реформы в России?Предположите, что должны узнать на уроке? Какие изменения произошли в Росси при ПетреI? Зачем они были нужны? Результат реформ, предпринятых Петром I На доске:Зачем…? Какие…? Результат…

многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого все перемены и происходили, жестоко страдал - это было ценой, которую нужно было заплатить за реформы.

  1. Физкультминутка

Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь Петра полки!
Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже.

И направо, и еще
Через левое плечо.

Зачем…?

  • Россия отстала

  • не развито образование

  • нет армии

  • отсутствует флот

  • не развивается торговля

  • требовалось оружие


Работа в группах Для полного ответа на поставленные вопросы мы разделились на три исследовательские группы: Каждая группа получает конверт, в котором задания и карточки - помогайки 1 группа - в культуре

  • новый календарь

  • счет лет «от рождества Христова»

  • 1 января

  • поздравлять друг друга

  • В 1700 году

  • первая печатная газета

С 1702 года

Итог по работе группы (ответы по одному) и слайд. 2 группа - в науке,в быту Сбрить бороду Короткие рукава и полы длинных боярских кафтанов

  • новые налоги

школы
  • обязаны учиться

  • первая библиотека

  • В 1697 году

  • в Голландию

  • Великое посольство

  • Кунсткамера

Итог по работе группы (ответы по одному) и слайд. 3группа-армия

  • потешный полк

  • гвардейские полки

  • военное дело

  • морское дело

  • создана регулярная армия

  • крестьяне

  • рекруты

  • пожизненная

  • сукно, полотно

  • предприятия и мануфактуры

  • новые налоги

Итог по работе группы (ответы по одному) и слайд.
Работа в тетрадях 1 стр. 30 задание 50 и расскажет с чьим именем связаны события… 2 стр.31 задание 51 выполнит кроссворд 3 стр.32 задание52 и мы узнаем, какие корабли строились при Петре I?
Закрепление

Самостоятельная работа (взаимопроверка)
Цель : Проверить усвоение нового материала о Петре I.
Тест по теме: Петр Великий
1. Сколько лет было Петру I, когда его провозгласили царем?
а) 10 лет б) 15 лет в) 20 лет
2. В какой стране Петр I учился корабельному делу?
а) в Голландии б) в Греции в) во Франции
3. В устье какой реки был заложен Санкт-Петербург?
а) Москвы-реки б) Невы в) Днепра
4. Чем стала Россия при Петре I?
а) княжеством б) царством в) империей
6. Какой город при Петре Великом стал столицей России?
а) Санкт-Петербург б) Москва в) Владимир Выставление оценок.

  1. Итог урока


- С какой темой познакомились на уроке?
- Что нового узнали?

Некоторые вопросы остались без ответа, так как требуется поработать с историческими материалами. Попробуйте ответить на них к следующему уроку, обратитесь за помощью в библиотеку. Домашнее задание. 1 вариант - о городе на Неве 2 вариант -с.учебника 62, задание 1

- Урок закончен.

© 2010-2022