Урок русского языка по учебнику «Русский язык», «Школа России»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Работа с художественным произведением на уроке русского языка. 1 класс.

Цель: 1.Обогащать память обучающихся лучшими образцами русской словесности.

2.Способствовать развитию словарного запаса и развитию грамотности ученика.

Планируемые результаты: учащиеся научатся употреблять в речи близкие и противоположные по значению слова.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

- Текст состоит из -------------------.

- Из предложений.

Предложение состоит из -----------------.

- Слова состоят из ------------------.

- Из звуков.

На письме звуки обозначаются буквами. Каждый звук нашей речи - это малый «колдующий гном», это волшебство в любом слове.

- А слово для человека?

- Чтобы выразить свои мысли, свое состояние, свои чувства мы ищем слова. И надо найти такое слово, которое бы не обидело, которое обрадовало бы.

3. Самоопределение к действию.

Мне очень понравилось стихотворение «Ищу слова», автор В.Выркин.

Ищу слова певучие

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Да чтобы в душу падали,

Как в полюшко бы зернышко.

Чтоб добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие.

Да помыслы бы чистые,

Да на дела хорошие.

- Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

- О чем мы будем говорит на уроке?

- Правильно, сейчас мы с вами окунемся в мир звуков, в музыку звуков в словах, в художественном произведении.

4. Работа по теме урока.

На доске: Ветерок прошептал, пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят!»

Е.Серова

- Как вы полагаете, какое время года описывает поэт?

- По каким признакам вы догадались?

- Вдумайтесь в содержание текста.

- О чем этот текст?

- Вслушайтесь в слово «ветерок».

- Какие звуки гласные вы слышите? (э э о)

- Как произносится данное слово? (витирок).

- Как проверим безударную гласную? (ветер).

- Слово «пролетая». Звуки (а э а)

В каждом слове звук не случаен.

Звук (э) - напевность.

-Прошептал - шепчет, пролетая летчик, полет. (л) - мягкость, легкость, полет.

- Золотая - золото, позолоченный. (о) - восторг.

-Колоски - колос, колосья. (о) - восторг.

-Шелестят - шелест.

Назовите мягкие согласные. Какими буквами обозначается мягкость согласных?

Ветерок - (в, т,) - 2 буквы е.

Пролетая - (л, - буква е.

Шелестят - (л, т,) - буквы е, я.

- Назовите твердые согласные. Какими буквами обозначается твердость согласных?

Золотая- (з л т ) - буквы о, а.

Колоски - (к л с )- 2 буквы о.

5. Создание образности художественного текста.

- Прочитайте еще раз текст. Прочувствуйте еще раз музыку звуков, напевность, нежность слов.

- Опишите словами образ ветра, который создается в вашем воображении. ---- Какими словами можно охарактеризовать это образ?

- Ветерок - игривый, легкий, молодой, ласковый, нежный, задумчивый, радостный.

- С помощью каких слов автор рисует этот образ?

- Ветерок прошептал, пролетая.

- Образ колосков - наливные, тяжелые, спелые, желтые, золотые, тучные.

- Давайте найдем в этих словах слова близкие по значению.

1. Желтые, золотые. (Учебник русского языка, словарь слов, близких по значению).

2. Наливные, тяжелые, спелые, тучные.

- Прочитайте еще раз последнюю строку стихотворения.

Золотые руки растят.

- Какие слова, близкие по значению мы можем подобрать?

Трудолюбивые

Умелые

Искусные

- Почему автор применяет именно это слово в стихотворении?

( Слово это емкое, самое точное, незаменимое).

- Представьте, что вы художник. Что вы изобразите на картине?

- Светлые или темные краски выберете?

- Как можно изобразить ветерок?

- Представьте, что вы композитор. Как бы вы озвучили это произведение?

-Какие бы звуки передали?

- Найдите слова, с помощью которых названы действия.

Прошептал - глагол прошедшего времени.

Шелестят - глагол настоящего времени.

Пролетая - деепричастие.

- Соединение прошедшего и настоящего времени придает живость повествования.

5. Работа над выразительностью чтения.

- Прочитайте первую строчку, стараясь голосом передать чувство нежности, легкости.

- На какое слово в предложении падает логическое ударение?

- Прошептал.

- Попробуйте прочитать эту строку с логическим ударением на другое слово.

- Меняется ли смысл?

- «Отчего ты, рожь, золотая?"

-Золотая.

А в ответ колоски шелестят:

Шелестят.

«Золотые руки растят!».

Золотые.

6. Рефлексия.

- Что бы вы хотели сказать сейчас о себе, о своих чувствах.

- Что вам особенно запомнилось, понравилось?

- Кто из вас хотел бы стать художником, написать картину по впечатлениям?

7.Итог урока.

Урок русского языка по учебнику «Русский язык», «Школа России», стр. 27.

Учитель МБОУ Гимназия № 3, Григорова Нина Ивановна, город Инта, Республика Коми. Дом.адрес: улица Морозова, д. 12, кв. 50.

[email protected]



© 2010-2022