Дополнительная образовательная программа Музыкальная мозаика

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Данная программа составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ.
Направленность программы дополнительного образования «Музыкальная мозаика» объединения «Почемучка» - художественно-эстетическая (вокально-инструментально-игровой вид деятельности).
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы С учетом требований современного дополнительного образования, была создана адаптированная образовательная программа. Данная программа предназначена для занятий в объединении, где занятия проводятся в течение одного года с детьми 5-6 лет. Данная программа разработана на основе «Сборника примерных образовательных программ по инструментальной музыке и вокальному искусству» выпуск 40 часть 1 под редакцией Минько Н.Г., Москва 2004 г. и методического пособия Е. Королёвой «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках» и адаптирована к условиям дополнительного образования. Данная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей: развитие музыкального слуха, а также мотивации детей к творчеству обучения игры на музыкальных инструментах; приобщение к ценностям мировой культуры и искусству; сохранение и охрана здоровья детей. При разработке программы использовались следующие материалы: • опыт работы ДМШ и школ искусств по классу скрипки; • система Кабалевского Д. Д. в области музыкального образования; • методика нового поколения «Искусство слышать» Кадобновой И. В., Усачевой В.О., Школяр Л.В.; • оригинальная работа, не имеющая аналогов по способу организации учебной деятельности Юдиной Е.И.; • игры-задачи Богино Г. и др. Новизна программы заключается в том, что в данной образовательной программе обучение музыке идет комплексно, параллельно с подготовкой детей к общеобразовательной школе, а для некоторых начальным обучением общему фортепиано, скрипке, ансамблю. Творческое развитие воспитанников осуществляется через взаимосвязь искусств и применяется коллективная (индивидуально-групповая) форма обучения. Данная программа основывается на планомерном, комплексном обучении: развитие голоса и слуха, слушание музыки, развитие ритма, музыкально-дидактические игры, игра на шумовых инструментах (для некоторых на скрипке и фортепиано). Подготовленные произведения могут исполняться совместно с творческим коллективом «Виолино». Актуальность программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности занимает художественно-эстетическое воспитание. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при ее освоении у детей развиваются: - музыкальные способности (слух, ритм); - повышается культурный уровень; - формируется эстетический вкус; - расширяется музыкальный кругозор.
Цель программы - приобщение воспитанников к сокровищнице музыкального искусства, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в целом и его определенных способностей, формирование музыкально-эстетических интересов и потребностей детей средствами инструментального искусства.
Задачи программы:
образовательные: • знакомство воспитанников со скрипкой, фортепиано, игрой в ансамбле; • формирование художественного и эстетического вкуса;
развивающие: • развитие музыкальной памяти, слухового контроля, чувства метроритма; • развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка; • развитие музыкально-слухового представления;
воспитательные: • воспитание навыков поведения и работы в коллективе.


Форма и режим занятий. Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте 5-8 лет. Реализуется данная программа в течение одного года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего учебных часов в год - 36. Продолжительность занятия - 30 минут. По форме проведения занятия - групповые. Основной формой проведения занятия является комбинированный урок. Материал излагается в краткой доступной форме с элементами игры, учитывая возраст обучаемых детей. Педагог контролирует выполнение работы учащимися.

Ожидаемые результаты и способы проверки
Ожидаемые результаты Способы проверки К концу цикла обучения воспитанники должны знать: - что такое звук (звуковысотность, длительность, динамика, тон); - песня, танец, марш; для углублённого обучения: • называние частей скрипки и смычка; • называние струн; • нотную грамоту; • как обращаться со скрипкой, смычком; • как играть на фортепиано. К концу 1-го цикла обучения воспитанники должны уметь: - пение песен детского репертуара; - исполнение танцевальных движений под музыку; - запись ритмических заданий; - исполнение на шумовых инструментах; - выполнять музыкальную гимнастику для снятия напряжения в мышцах; • слушать себя в ансамбле; • сочинять по открытым струнам свои имена, двустишья; • исполнять пьесы по нотной записи; • исполнять несложные пьесы из сборников: Якубовской «Вверх по ступенькам», Станко «Первые шаги».
Слуховой анализ. Итоговое занятие.

Формы подведения итогов реализации программы

- открытые занятия (декабрь, май).









Учебно-тематический план № п/п

Название тем Всего часов Теория Практика 1. Беседы о музыке. 1 1
2. Развитие музыкально-слуховых представлений. 9 7 2 3. Воспитание ритма. 8
8 4. Музыкальная гимнастика. 3
3 5. Работа над репертуаром. 5
5 6. Основы музыкальной грамоты. 5 5
7. Творческая работа. 5
5
Всего: 36 13 23
Тема 1. Беседы о музыке (1ч.). Теория: Скрипка и её выразительные возможности.
Тема 2. Развитие музыкально-слуховых представлений (9 ч.). Теория: Звук. Знакомство со скрипкой. Настроим звук. Звуки низкие и высокие. Музыка вокальная. Музыка инструментальная. Звуки речи и звуки музыки. Практика: Слушание музыки (2 ч.). Тема 3. Воспитание ритма (8 ч.). Практика: Освоение музыкальной формы марша. Освоение музыкальных движений (упражнение медведи). Простейшая фразировка. Элементы свободного дирижирования. Освоение музыкальной формы вальса. Звуки длинные и короткие. Освоение музыкальных движений (упражнение «Колокольчики»). Освоение музыкальной формы польки. Тема 4. Музыкальная гимнастика (3 ч.). Практика: Музыкальная гимнастика (Упражнение «Погладь кошечку»). Музыкальная гимнастика (Упражнение «Сверло»). Музыкальная гимнастика (Упражнение «Свист чайника»).
Тема 5. Работа над репертуаром (5 ч.). Практика: Работа над репертуаром. Работа над детскими песенками (2 ч.). Закрепление всего пройденного репертуара. Песенки о маме.
Тема 6. Основы музыкальной грамоты (5 ч.). Теория: Регистр. Динамика. Диапазон. Паузы. Длительности нот.
Тема 7. Творческая работа (5 ч.). Практика: Посвящение в музыканты. Путешествие в королевство Музыки и царство «Фонетики». Новогодняя сказка. Итоговое прослушивание в классе. Выступление учеников с выученными произведениями.



Методическое обеспечение 1.Произведения композиторов; 2. Методические разработки; 3. Методическая литература; 4. Иллюстрации; 5. Репродукции картин.

Оборудование

  1. Кабинет для проведения групповых занятий;
  2. Магнитофон, аудио, видеозаписи;
  3. Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано,
  4. Музыкально- шумовые инструменты;
  5. Театральные костюмы.

Методические рекомендации


При выполнении программы следует иметь в виду, что каждое новое изучаемое произведение должно быть очередной ступенью для продвижения воспитанника вперед. Формирование исполнительских навыков невозможно на одном материале, поэтому в репертуар надо включать произведения различные по характеру, техническим трудностям, стилю и т.д. Также необходимо учитывать желание ребят учить и исполнять популярные произведения. Это активизирует их, повышает интерес к занятиям.

Литература
для педагога: 1. Искусство слышать: Комплект методических рекомендаций. - М: Просвещение, 1990. 2. Михайн Д. Развитие навыков чтения, письма у семилетних учащихся общеобразовательных школ с музыкальным уклоном. Музыкальное воспитание в современном мире . - М., 1993. - с. 236-238. 3. Башаева Т.Н. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль. Академия развития, 1998. - 194 с.

6


© 2010-2022