Конспект по литературному чтению на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет: Литературное чтение.

Тема урока: С.А. Есенин «Черемуха».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.


Цель: учить школьников видеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и самых ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительные образы; создать условия для формирования выразительности чтения; совершенствовать умение выделять изобразительные средства языка определять их роль. Задачи урока: формирование умений воссоздавать картины, нарисованные автором; развивать навык осознанного правильного чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию, понимать смысл стихотворного текста; воспитывать уважение к мастерам слова и любовь к родной природе. Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой, карточки для парной и групповой работы, слайды с биографией поэта, лексический словарь.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент (1-2 минуты)

Цель: эмоционально настроить детей на предстоящую работу.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Представьте, что на ваших ладошках лежит что-то доброе, родное. Чувствуете, оно согревает ваши руки, тело, душу. Оно расцветает от вашего тепла и ласки, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.

Дети настраиваются на работу.

Актуализация знаний (4-5 минут)

Цель: актуализировать знания, полученные ранее.

- Кто главный человек, без которого не может состояться разговор?

- Что вы о нем знаете?

- А кто стоит с другой стороны книги?

- Расскажите о нем?



- Что создает автор? Как мы это можем описать?

Автор - самый главный. Он все для нас, читателей, придумал.

-Автор имеет свою точку зрения. Эту точку зрения и должен разгадать читатель. Автор все оценивает: нравится или не нравится.

-Читатель.

-У него своя точка зрения. Ему тоже что-то нравится, а что-то не нравится. И у него бывают какие-то настроения. Мы научились оценивать, стали читателями-критиками.

-Он создает картину жизни, созданную в его воображении, записанная словами так, чтобы читатели могли эту картину тоже вообразить. Причем в эту картину входит не только то, что можно увидеть, но и картину невидимую - все, о чем думают, что чувствуют герои.

Постановка цели урока (4-5 минут) Цель: Создать условия для принятия целей урока, подготовить к чтению и обсуждению текста, прогнозировать деятельности, волевая саморегуляция своей работы.

-Ребята, над каким разделом мы сейчас с вами работаем? - Авторы нашего учебника предлагают нам стихотворение С. А. Есенина «Черемуха». Как вы думаете, о чем стихотворение? - Для того, чтобы узнать, верны ли ваши предположения, откройте учебник на. Найдите стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся.

-Знакомы ли с автором? Что вы можете о нем сказать? (Учитель рассказывает детям биографию автора, сопровождая показами слайдов). Слайд 1. Портрет С. Есенина Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925) Слайд 2. с. Константиново. Дом-музей С. Есенина Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константиново в семье простого крестьянина. С юных лет мальчик рос в деревне, наблюдал за жизнью простых людей. Но больше всего будущего поэта вдохновляла природа. Есенин начал писать стихи в 9 лет. И уже тогда обозначились главные темы его творчества: родной края, Родина, природа России. Слайд 3. Картины русской природы. С большой любовью Есенин пишет о природе. Мы с вами уже знакомы с творчеством этого поэта. Вспомните стихотворения "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза". И вот перед нами очередное творение автора. На этот раз его стихотворение посвящено черемухе. Слайд 4: дерево черемухи.

- Поэтическая тетрадь.

- Ответы детей.

Первичное восприятие текста (7-8 минут) Цель: познакомить с текстом стихотворения.


-Сели как слушатели. Перед тем как я начну читать, послушайте задание: попробуйте определить настроение этого стихотворения (цель: установка на прослушивание текста). Чтение текста учителем. Книги у детей закрыты (цель: сосредоточить внимание учащихся на слушании произведения) - Понравилось ли вам стихотворение? - Какие мысли у вас возникли после прослушивания стихотворения? - Какое настроение оно у вас вызвало? - Что вы себе представляли, когда слушали стихотворение? - Как вы думаете, что хотел передать этим стихотворением автор? (Проблемный вопрос введен с целью: поиск ответа на него сделает анализ произведения естественным и необходимым процессом).















-Да, нет.

- Ответы детей.

- Ответы детей.

- Ответы детей.

Словарная работа (5-6 минут) Цель: разобрать лексическое значение некоторых слов, осмыслить непонятные фразы.

- Какие слова вам были непонятны?



При разборе слов, у детей должны на партах лежать лексические словари.

- Давайте разберем лексическое значение этих слов.

- Роса медвяная, зелень пряная, проталинке, волной гремучею, сияет в серебре, под кручею.

- Роса медвяная - капли росы с запахом меда, ароматные, сладкие;

-Зелень пряная - зелень с острым пряным запахом, душистая;

-Проталинка - место, где растаял снег и виднеется земля.

-Волна гремучая - вода громко журчит.

-Сияет в серебре - это цветы черемухи, они белого цвета, похожи на расплавленное серебро.

Под кручею - под обрывом.

Чтение и анализ стихотворения (7-8 минут)

Цель: понять позицию автора, выработать собственное отношение к читаемому, отработать технику чтения.

- О чем стихотворение С. Есенина?

-Какое настроение вызвало у нас стихотворение? Почему?

-На какие картины можно разделить это стихотворение?

-В стихотворении Сергея Александровича два героя-ручей и черемуха. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды.

-Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.

-Какие краски вы использовали бы для иллюстрации? Почему?

Дети сначала самостоятельно тренируются читать стихотворение. Затем читают по цепочке.

- О природе, о черемухе.

-Настроение радостное, приподнятое, вольное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.

-Черемуха, ручей, снова черемуха, опять ручей.



-Работа в группах. Для каждой группы подготовлена раскраска с изображением черемухи и ручья. Учащиеся должны раскрасить рисунок, выбирая те краски, которые указал автор. Во время работы можно включить музыкальную запись А. Вивальди "Времена года. Весна".

Работа над вторичным восприятием (6-7 минут)

Цель: обобщение, выполнение творческих заданий.

-Нравится ли ручью черемуха?

-Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки…»

-Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки.

-Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Какой прием использовал поет, чтобы ожил ручеек и стал похожим на человека.)

-Какой образ олицетворяет черемуха?

- А ручей?

-Найдите в тексте сравнения.

-Что такое метафора?

-Найдите метафоры.

Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С. Воспользовался ли этим приемом Есенин? Попробуем про читать первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки.

-А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, строит» и тоже подчеркнем звуки З-С.

-видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была поной, поэт хотел, чтобы и запахи представили.

-Какими словами поэт говорит о запахах?

-Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье.

- Как будем читать стихотворение - быстро или неторопливо?

-Да, он ей песенки поет.

-Р-ПТ-Т-СТР-БР-Р



- Олицетворение

-Образ девушки

-Образ юноши

-Что кудри…

-Слова, употребленные в переносном значении.

-Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит…







-Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.

-Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.

-Неторопливо, с любованием.

Обобщение

-Мы увидели, что это стихотворение не только о природе, о весне. О чём оно ещё?

Да, о двух мирах в природе: женском, несущим красоту и покой, и мужском - полном движения, стремления к переменам. Благодаря им существует жизнь.

Давайте прочтём стихотворение выразительно, соблюдая ритм, паузы и нужную интонацию.

-О дружбе, о любви



Чтение стихотворения детьми.


Рефлексия

Какие мысли и чувства пробудил у вас урок?

О чём заставил задуматься?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Красота, дружба……

О жизни; о дружбе, которая придаёт силы

Весёлым, радостным, ожиданием чего-то прекрасного

Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть



© 2010-2022