- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по литературному чтению на тему
Конспект по литературному чтению на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ситникова Л.В. |
Дата | 07.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Литературное чтение.
Тема урока: С.А. Есенин «Черемуха».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель: учить школьников видеть в поэтических текстах выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и самых ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительные образы; создать условия для формирования выразительности чтения; совершенствовать умение выделять изобразительные средства языка определять их роль. Задачи урока: формирование умений воссоздавать картины, нарисованные автором; развивать навык осознанного правильного чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию, понимать смысл стихотворного текста; воспитывать уважение к мастерам слова и любовь к родной природе. Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой, карточки для парной и групповой работы, слайды с биографией поэта, лексический словарь.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный момент (1-2 минуты)
Цель: эмоционально настроить детей на предстоящую работу.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Представьте, что на ваших ладошках лежит что-то доброе, родное. Чувствуете, оно согревает ваши руки, тело, душу. Оно расцветает от вашего тепла и ласки, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.
Дети настраиваются на работу.
Актуализация знаний (4-5 минут)
Цель: актуализировать знания, полученные ранее.
- Кто главный человек, без которого не может состояться разговор?
- Что вы о нем знаете?
- А кто стоит с другой стороны книги?
- Расскажите о нем?
- Что создает автор? Как мы это можем описать?
Автор - самый главный. Он все для нас, читателей, придумал.
-Автор имеет свою точку зрения. Эту точку зрения и должен разгадать читатель. Автор все оценивает: нравится или не нравится.
-Читатель.
-У него своя точка зрения. Ему тоже что-то нравится, а что-то не нравится. И у него бывают какие-то настроения. Мы научились оценивать, стали читателями-критиками.
-Он создает картину жизни, созданную в его воображении, записанная словами так, чтобы читатели могли эту картину тоже вообразить. Причем в эту картину входит не только то, что можно увидеть, но и картину невидимую - все, о чем думают, что чувствуют герои.
Постановка цели урока (4-5 минут) Цель: Создать условия для принятия целей урока, подготовить к чтению и обсуждению текста, прогнозировать деятельности, волевая саморегуляция своей работы.
-Ребята, над каким разделом мы сейчас с вами работаем? - Авторы нашего учебника предлагают нам стихотворение С. А. Есенина «Черемуха». Как вы думаете, о чем стихотворение? - Для того, чтобы узнать, верны ли ваши предположения, откройте учебник на. Найдите стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся.
-Знакомы ли с автором? Что вы можете о нем сказать? (Учитель рассказывает детям биографию автора, сопровождая показами слайдов). Слайд 1. Портрет С. Есенина Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925) Слайд 2. с. Константиново. Дом-музей С. Есенина Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константиново в семье простого крестьянина. С юных лет мальчик рос в деревне, наблюдал за жизнью простых людей. Но больше всего будущего поэта вдохновляла природа. Есенин начал писать стихи в 9 лет. И уже тогда обозначились главные темы его творчества: родной края, Родина, природа России. Слайд 3. Картины русской природы. С большой любовью Есенин пишет о природе. Мы с вами уже знакомы с творчеством этого поэта. Вспомните стихотворения "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза". И вот перед нами очередное творение автора. На этот раз его стихотворение посвящено черемухе. Слайд 4: дерево черемухи.
- Поэтическая тетрадь.
- Ответы детей.
Первичное восприятие текста (7-8 минут) Цель: познакомить с текстом стихотворения.
-Сели как слушатели. Перед тем как я начну читать, послушайте задание: попробуйте определить настроение этого стихотворения (цель: установка на прослушивание текста). Чтение текста учителем. Книги у детей закрыты (цель: сосредоточить внимание учащихся на слушании произведения) - Понравилось ли вам стихотворение? - Какие мысли у вас возникли после прослушивания стихотворения? - Какое настроение оно у вас вызвало? - Что вы себе представляли, когда слушали стихотворение? - Как вы думаете, что хотел передать этим стихотворением автор? (Проблемный вопрос введен с целью: поиск ответа на него сделает анализ произведения естественным и необходимым процессом).
-Да, нет.
- Ответы детей.
- Ответы детей.
- Ответы детей.
Словарная работа (5-6 минут) Цель: разобрать лексическое значение некоторых слов, осмыслить непонятные фразы.
- Какие слова вам были непонятны?
При разборе слов, у детей должны на партах лежать лексические словари.
- Давайте разберем лексическое значение этих слов.
- Роса медвяная, зелень пряная, проталинке, волной гремучею, сияет в серебре, под кручею.
- Роса медвяная - капли росы с запахом меда, ароматные, сладкие;
-Зелень пряная - зелень с острым пряным запахом, душистая;
-Проталинка - место, где растаял снег и виднеется земля.
-Волна гремучая - вода громко журчит.
-Сияет в серебре - это цветы черемухи, они белого цвета, похожи на расплавленное серебро.
Под кручею - под обрывом.
Чтение и анализ стихотворения (7-8 минут)
Цель: понять позицию автора, выработать собственное отношение к читаемому, отработать технику чтения.
- О чем стихотворение С. Есенина?
-Какое настроение вызвало у нас стихотворение? Почему?
-На какие картины можно разделить это стихотворение?
-В стихотворении Сергея Александровича два героя-ручей и черемуха. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды.
-Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.
-Какие краски вы использовали бы для иллюстрации? Почему?
Дети сначала самостоятельно тренируются читать стихотворение. Затем читают по цепочке.
- О природе, о черемухе.
-Настроение радостное, приподнятое, вольное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.
-Черемуха, ручей, снова черемуха, опять ручей.
-Работа в группах. Для каждой группы подготовлена раскраска с изображением черемухи и ручья. Учащиеся должны раскрасить рисунок, выбирая те краски, которые указал автор. Во время работы можно включить музыкальную запись А. Вивальди "Времена года. Весна".
Работа над вторичным восприятием (6-7 минут)
Цель: обобщение, выполнение творческих заданий.
-Нравится ли ручью черемуха?
-Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки…»
-Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки.
-Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Какой прием использовал поет, чтобы ожил ручеек и стал похожим на человека.)
-Какой образ олицетворяет черемуха?
- А ручей?
-Найдите в тексте сравнения.
-Что такое метафора?
-Найдите метафоры.
Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С. Воспользовался ли этим приемом Есенин? Попробуем про читать первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки.
-А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, строит» и тоже подчеркнем звуки З-С.
-видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была поной, поэт хотел, чтобы и запахи представили.
-Какими словами поэт говорит о запахах?
-Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье.
- Как будем читать стихотворение - быстро или неторопливо?
-Да, он ей песенки поет.
-Р-ПТ-Т-СТР-БР-Р
- Олицетворение
-Образ девушки
-Образ юноши
-Что кудри…
-Слова, употребленные в переносном значении.
-Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит…
-Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.
-Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.
-Неторопливо, с любованием.
Обобщение
-Мы увидели, что это стихотворение не только о природе, о весне. О чём оно ещё?
Да, о двух мирах в природе: женском, несущим красоту и покой, и мужском - полном движения, стремления к переменам. Благодаря им существует жизнь.
Давайте прочтём стихотворение выразительно, соблюдая ритм, паузы и нужную интонацию.
-О дружбе, о любви
Чтение стихотворения детьми.
Рефлексия
Какие мысли и чувства пробудил у вас урок?
О чём заставил задуматься?
С каким настроением вы заканчиваете урок?
Красота, дружба……
О жизни; о дружбе, которая придаёт силы
Весёлым, радостным, ожиданием чего-то прекрасного
Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть