Урок русского языка на тему: Склонение по падежам

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Склонение имен существительных по падежам

Дата: 16.11.15

Цель урока: изучить шесть падежей существительного, научиться ставить нужные вопросы для определения падежа, сформировать умение склонять имена существительные по падежам.

Оборудование: учебник, доска с записями, компьютер с презентацией, раздаточный материал, карточки для рефлексии

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент

II.Минутка чистописания

III.Актуализация знаний

IV.Работа по новой теме урока



  1. Объяснение новой темы



























  1. Работа на закрепление



V.Подведение итогов

1) Рефлексия



2)Домашнее задание

Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: учебники, ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное - хорошее настроение. Залог хорошего настроения это доброжелательная улыбка.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу успеха:

Готовы! Тогда начинаем наш урок.

- Пропишем всю строку букву яя ЯЯ не отрывая ручки от бумаги.

- Давайте вспомним, что такое имя существительное? Какие постоянные признаки имеет имя существительное? (с примерами) Какие непостоянные признаки?

- Сегодня на уроке мы изучим еще один признак- это падеж имени существительного, а какой он постоянный или нет вы узнаете позже. И сегодня, мы поставим еще один кирпичик в наш дом.

Для начала откройте учебники на странице64 и послушайте сказку. Учитель читает сказку о падежах.

- Сколько всего падежей вы насчитали?

- Правильно, всего в русском языке 6 падежей и они показывают отношение одного предмета к другому. У каждого падежа есть свой вопрос.

Для того чтобы определить падеж имени существительного в предложении (если оно не является подлежащим) необходимо:

1) найти слово, от которого зависит существительное;

2) поставить от этого слова к имени существительному вопрос: услышать (кого? что?) смех, радоваться (чему?) приобретению, заботиться (о ком?) о младшем брате

Посмотрите на таблицу, здесь даны названия падежей, слова- помощники, которые помогают подобрать вопрос, сами вопросы и предлоги, которые ставятся перед существительным того или иного падежа.

Сейчас мы с вами подробно остановимся на каждом падеже.

Именительный падеж. Отвечает на вопрос - кто? что?

Существительное в предложении чаще всего является подлежащим. Это главный член предложения, который называет того, о ком (или о чем) говорится в предложении.

Именительный падеж считается прямым, а все остальные - косвенными.

Падеж я самый главный,

Служу я вам исправно.

Кто действует? Кто главный?

Кто главный, тот герой!

Всегда я - подлежащее,

К успеху приводящее.

Но только как зовут меня,

Не помню я порой.

Напомните название -

И подружусь я с вами.

Давайте запишем этот падеж в тетрадь вместе с вопросами и примером. Н-р: И.п. кто? Что? Мама, дом

Именительный падеж указывает на начальную форму существительного. Если нам надо найти начальную форму имени существительного, то мы ставим его в И.п. ед.ч.

Родительный падеж. Отвечает на вопросы - кого? чего?

Для определения родительного падежа, к существительному необходимо добавить слово «НЕТ», при этом существительное не изменяется (нет (чего?) солнышка, нет (чего?) радости, нет (кого?) друга, нет (кого?) тети)

Запишем его в тетрадь, и поставим слово мама и дом в родительный падеж. Для этого подставляем наше слово-помощник нет кого? Мамы Нет чего? Дома

Дательный падеж. Отвечает на вопросы - кому? чему? Для определения дательного падежа, необходимо к существительному добавить слово «ДАЮ» (даю (кому?) Маше, даю (кому?) мужу, даю (кому?) котику).

Винительный падеж. Отвечает на вопросы - кого? что?

Для определения винительного падежа нужно добавить к существительному слово «ВИНЮ» (в значении «обвиняю») или «ВИЖУ» (виню (кого?) администратора, вижу (кого?) жирафа, вижу (что?) кинотеатр.

Важно не путать винительный падеж с именительным. В отличие от именительного, винительный падеж никогда не бывает в предложении подлежащим и от него нельзя постаивть вопрос сказуемому.

Творительный падеж. Отвечает на вопросы - кем? чем?

У творительного падежа слово-помощник «Горжусь» (кем?) щенком, (чем?) карандашом.

Предложный падеж. Отвечает на вопросы - о ком? о чем?

Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогом. Слово-помощник «ДУМАЮ» или «МЕЧТАЮ» (думать (о чем?) о чуде, мечтаю (о ком?) о попугае, думаю (где? в чем?) в кабинете).

Каждый падеж учитель записывает на доске вместе с вопросами.

- Ребята, изменение существительных по падежам называется склонением.

Учитель раздает детям карточки с текстом.

По полю бежит рыжая лиса. У лисы пушистый хвост. Хочется лисе поймать зайца. Увидел лису косой и ускакал, только его и видели. Не любит он встречаться с лисой. Заяц со страхом вспоминает о лисе. - Прочитайте текст. О ком он. Как можно озаглавить текст? Какое слово встречается в каждом предложении?

- Наша задача списать этот текст и найти падеж в слове лиса. Падеж будем подписывать сверху, карандашом. Также выделяем окончания.

- Сегодня мы с вами познакомились с падежами. Мы научились склонять слова по падежам и определять падеж имени существительного. Как вы думаете падеж - это постоянный признак или нет? Давайте поставим еще один кирпичик-признак в стену нашего дома. Если вам понравился урок и вам было интересно поднимите вверх карточку в восклицательным знаком. Если вы в чем-то затруднялись то поднимите вопросительный знак.

Дома выучите таблицу, которую я вам раздала, вместе с вопросами, словами помощниками. И выполните упр №178 на стр66. , стр 65 учить правило

Ребята настраиваются на урок, создается рабочая атмосфера.

Дети записывают число, классная работа и прописывают минутку чистописания

Ученики отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Ученики слушают сказку о падежах и отвечают на вопросы.









Дети склоняют слово мама и дом и по одному записывают у доски.

Ребята читают текст, придумывают название. Отвечают на вопросы учителя. Затем записывают по одному предложению у доски и определяют падеж. Остальные работают в тетрадях

Дети отвечают на вопрос учителя, решают проблему. Оценивают свою работу на уроке.

Дети записывают домашнее задание



© 2010-2022