- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по Истокам на тему: Ткачихи - рукодельницы
Разработка урока по Истокам на тему: Ткачихи - рукодельницы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гилазутдинова О.Н. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Гилазутдинова Ольга Николаевна
Район
Дивеевский
Место работы
МБОУ Сатисская СОШ
Должность
Общая информация
Модуль
УМК
Тема урока
Ткачихи-рукодельницы.
Тип урока
Ознакомления с новым материалом.
Цель, задачи
Цель - сформировать знания учащихся по теме «Ткачихи - рукодельницы».
Задачи:
-
Обучающая: знакомство со значением слов «ткачиха», «рукодельница», «прялка», «веретено», «лён», «полотно», «беседы и посиделки», «сноровка», «терпение».
-
Развивающая:
-
содействие к развитию у школьников умений использовать методы познания - эксперимент;
-
развитие умения работать с информацией;
-
развитие умений общаться;
-
развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
-
умение работать в четвёрке;
-
овладение навыками прядения.
-
Воспитывающая: воспитание положительного отношения к труду.
Необходимое оборудование
УМК, иллюстративный материал, мультимедийное оборудование.
Дидактическое обеспечение
Планируемые результаты урока
-
личностные
-
положительное отношение к учению, к уроку «Истоки»; уважительное отношение к собеседнику.
-
предметные
-
понимать роль и значение женщины в семье, умение объяснять смысл текста.
-
метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
-
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место; оценивание правильности выполнения заданий; высказываний собеседника; постановка учебной задачи; устанавливать и соблюдать очередность действий, работая в четвёрке; в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд; понимать цель выполняемых действий.
-
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; понимать информацию; выделение необходимой информации из текста, иллюстраций, овладение навыками прядения.
-
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; участвовать в коллективном обсуждении; выражать свои мысли; слушать собеседника; развивать внимание учащихся.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Литература и Интернет-ресурсы
Основная
-
УМК
Дополнительная
Интернет-ресурсы
ЭОРы
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). Здравствуйте, дорогие ребята! Как замечательно, что мы снова вместе. На ваших лицах я вижу улыбки. Вы в хорошем настроении, это чувствуется по вашим голосам. Значит, встреча будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу.
Дети дарят улыбку друг другу.
Соблюдение норм дисциплины.
Организация рабочего места (регулятивные УУД)
Личностные УУД. 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
- Посмотрите на иллюстрацию (слайд 2)
Кого мы на ней видим?
- Что она делает?
- А для чего она это делает?
Переход к теме урока.
Постановка цели:
Что мы сегодня можем узнать на уроке?
- «Труд, мастерство ткачих - рукодельниц» - тема нашего занятия (слайд 3). Вы вырастите большими и, тоже, выберите для себя какую - то профессию. Вы будете трудиться, а ваш труд - приносить пользу, радость другим людям. Сегодня на занятии мы всей душой и сердцем, с глубокой благодарностью обратимся к их труду, таланту и мысленно побудем на месте ткачих - рукодельниц.
Пытаются ответить на вопрос ы.
Пытаются самостоятельно вывести тему урока и определить цели урока.
Слушать и развивать монологическую речь.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
(коммуникативные УУД)
Постановка учебной задачи,
понимать цель выполняемых действий, определять последовательность изучения материала (регулятивные УУД)
Личностные УУД
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
- Чтобы была рубашка, да и другая одежда нужно было вырастить в поле это растение. Угадайте загадку: Загадка . (слайд 4)
Синий цветочек,
Мал-малышочек.
В землю малый вошел,
В синей шапке пришел.
(лён) (слайд 5)
- Посмотрите на лен, послушайте, о чем могли переговариваться между собой его головки?
-Какие руки его вырастили?
- А вы знаете, ребята, как рубашка в поле выросла? Послушайте рассказ
- К.Д.Ушинского. «Как рубашка в поле выросла».
Крохотное блестящее льняное зернышко сеяли в землю добрые руки крестьянина - земледельца.
- Взгляните на эти семена. (Показ семян льна).(слайд 6)
Через 2-3недели покрылось полюшко нежной зеленой травкой. Бережно ухаживала семья крестьянина за этими молодцами, и вот уже через несколько недель, засинели голубые головки льна. (слайд 7) Переговариваются друг с другом, веселятся на родных просторах. Быстро промелькнуло время, опали голубые глазки льна, и на их месте образовались нежно-зеленые головки, которые были очень рады теплым лучам солнышка, по- прежнему им было весело пересмеиваться друг с другом.
Подошло время и тоненькие стебельки выдергали, завязали в снопы и снова оставили стоять в поле. (сл 8) Зашумит ветерок, приласкает их и просушит.
Легкий готовый ленок принимались трепать, расчесывать жестким гребешком, и делался он мягким и шелковистым. (слайд 9)
-Вы внимательно смотрели и слушали, скажите, кто выполнял всю эту работу?
-Можно ли сказать, что труд этот легкий?
Активное занятие: «как рубашка в поле выросла» работа в четверке.
Р/т: с.13.
Проверьте задание с экрана. Оцените свою работу, прокомментируйте, как вы выполнили задание.
(слайд 10)
Рассказ учителя:
А вот долгими зимними вечерами собирались женщины, девушки на посиделки в одной избе, приносили с собой рукоделие: одни шили, вышивали, другие пряли.
- А что значит «прясть»? Ответ найдите в учебнике на с. 60-61
-А какие инструменты нужны для этого? Найдите их на рисунке. Р/т: с.11
А чтобы за работой не скучать, рассказывали новости, сказки, пели песни. Недаром говориться в пословице «Весело поется, весело прядется».
Прочитаем в тетради на стр.11 одну из песен, которую пели пряхи за работой.
- Я предлагаю вам немного отдохнуть и исполнить танец - игру «Уж, я сеяла, сеяла ленок»
Физминутка (звучит песня)
Игра-хоровод:
-
Уж я сеяла, я сеяла ленок
Уж я сеяв приговаривала.
Припев:
Ты удайся, удайся ленок.
Ты удайся мой беленький ленок.
-
Я полола, полола ленок,
Я половши приговаривала.
Припев:
-
Уж я дергала, я дергала ленок,
Уж я дергав приговаривала.
Припев
-
Уж я мяла , я мяла ленок.
Уж я мевши приговаривала.
Припев.
-
Я препала, препала ленок,
Я трепавши приговаривала.
Припев.
-
Я чесала, чесала ленок,
Я чесавши приговаривала.
Припев.
Слушают.
Отгадывают загадку.
Пытаются ответить на вопросы.
Слушают.
Работают самостоятельно тетради, потом в четверке.
Оценивают работу. Комментируют результат.
Слушают.
Работают с учебником.
Работают в тетради.
Работают в тетради.
Водят хоровод.
Умение слушать (метапредметные коммуникативные)
Получать нужную информацию (познавательные)
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные УУД: понимать информацию
Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий; устанавливать и соблюдать очередность действий, работая в четверке;
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; участвовать в обсуждении, выражать свои мысли, адекватно оценивать свои достижения
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника.
Познавательные УУД: получение нужной информации из текста, сравнение, анализ.
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Рассказ учителя:
Раньше лён в народе называли северным шёлком. Костромская земля славились своими льнами. Лён выращивали, обрабатывали, а потом использовали в каждой семье. Он обеспечивал потребность в одежде, из отходов делали верёвки. К льну крестьяне, особенно женщины, относились очень уважительно. Называли его ласково «Ленок», «Леночек». Выращивание льна, прядение и ткачество были исключительно женской работой. Была такая поговорка «Лён мять, да трепать, чесать, да прясть - бабья работа». Сажали лён на день святой Елены - 3 июня. При этом говорили «Посеешь лён на Алёну, будут длинные льны». Сеяли лён путём разбрасывания семян, беря их рукой из лукошка, слева направо, идя по полосе. Всё делали вручную.
Прясть и ткать на Руси умела каждая женщина. Зимними вечерами в избе появлялась прялка (показ прялки). (сл 11)
К прялке прикрепляли клубок мягкого льна или шерсти и начинали скручивать тонкую длинную нить, накручивая ее на веретено. (слайд 12)
(Показ веретена).
Получив их, в дом заносили ткацкий станок. (слайд 13) Посмотрите, как он выглядел. Может быть, у ваших бабушек сохранилась эта реликвия. В этом удивительном станке тонкие длинные нити превращались в холст, побелив его, заботливая мама принималась шить деткам белые, как снег, рубашки.
Слушают.
Познавательные УУД: понимать информацию.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Практическая работа.
Сейчас и мы с вами попробуем сделать тоже ниточку, только из ваты.
(У детей кусочек ваты им нужно вытянуть ниточку, скрутив ее пальчиками.)
-Трудно вам было?
-Какими качествами должна обладать пряха?
(слайд14)
1.Трудолюбивая.
2.Ленивая.
3. Добросовестная.
4.Аккуратная.
5. Терпеливая.
6. Неряшливая.
7. Ловкая.
Пробуют вытянуть нить.
Оценивают результат. Комментируют.
Отвечают на вопросы.
Познавательные УУД: овладение навыками прядения.
Регулятивные УУД:
умение контролировать результаты свое деятельности, вносить коррективы. Отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении, выражать свои мысли. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Ресурсный круг:
- Долгими зимними вечерами при святцах с лучиной или керосиновой лампой девушки и женщины пряли, а потом ткали полотно (новину, пестрядь, серо - сукно, холст), (фотографии). (слайд15,16,17). На посиделки собиралось много народа, молодёжь со всей деревни. Совмещалась нелёгкая работа с отдыхом и пением песен и частушек, плясками. Пойдемте, встанем рядком, да поговорим ладком!
Если бы мы очутились в такой беседе, что бы мы увидели?
- А что бы мы услышали?
- А что мы могли почувствовать?
Выходят и становятся в круг.
Отвечают на вопросы.
Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий; устанавливать и соблюдать очередность действий,
отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении, выражать свои мысли, адекватно оценивать свои достижения
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника.
Познавательные УУД: обобщение. 9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Вывод:
Мне было очень приятно общаться с вами и хотелось бы, что бы у каждого из вас волшебный сундучок знаний стал чуть-чуть богаче, а сердце - а сердце теплее и добрее.
Д/з:.Уч: с 60-63, Р/т: с 11,с.12. (Слайд 18)
Записывают домашнее задание в дневник.
Познавательные УУД: обобщение.
8