- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»
Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ландина О.Г. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Выступление на педсовете
«Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»
Автор: Ландина Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории
Место выполнения работы: МКОУ «СОШ № 29», г. Ревда Свердловской области, ул. К.Либкнехта, 64
Пояснительная записка
Стандарты первого поколения выполнили задачу сохранения единого образовательного пространства. Но в условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Поэтому мною разработан проект организации внеурочной деятельности в своем классе. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Созданная программа внеурочной деятельности педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Внеурочная
деятельность
трудовая
творческая
познавательная
игровая
спортивная
Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:
- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания;
- духовности и культуры;
- инициативности;
- самостоятельности;
- способности к успешной социализации в обществе
Принципы программы внеурочной деятельности:
- включение учащихся в активную деятельность;
- доступность и наглядность;
- связь теории с практикой;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному)
Большую роль в реализации программы внеурочной деятельности играет сотрудничество с социумом.
учителя
семья
учащиеся
взаимодействие
школьная газета «Честное слово»
школьная и городская библиотеки
учреждения дополнительного образования
Целью данного сотрудничества является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы, семьи и других участников образовательного процесса в воспитании и образовании детей разного возраста.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, что способствует удовлетворению потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Представляю вашему вниманию отчет о реализации программы внеурочного курса «Школа юного краеведа».
Примерная программа кружка «Школа юного краеведа»
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, знание его
истории - основа, на которой только и может
осуществляться рост духовной культуры всего общества»
Д.С.Лихачев Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности. Отсюда, от порога родного дома, начинается любовь к своей Родине. Знать свой край - его природу, историю - не менее важно, чем знать историю своего государства, зарубежных стран. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей Малой Родине, заботливо сохранять народные традиции. Знание прошлого своего края помогает лучше понять его настоящее, прогнозировать будущее. Непрерывно растёт интерес к своему краю у детей и взрослых. Важно знать родной край, где мы родились, живём и работаем. Много красивого, интересного и поучительного найдёт всякий, кто хотел бы ближе познакомиться с любым уголком своего края. Именно к этому призывали наши знаменитые естествоиспытатели К. А. Тимирязев и К. Ф. Рульфе: вместо бледных описаний тропических лесов, вместо путешествий в чужие страны они советовали изучать родные места. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития. Главная задача сегодня - возрождение высоких гражданских чувств, таких как: духовность, нравственность, патриотизм. Невозможно их воспитать у учащихся без творческого погружения в историю своей малой Родины, родной культуры, без изучения быта, традиций народов, населяющих наш край. Отстоять и приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Возможность расширить свои знания обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.
Цель: формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению человека в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края. Задачи:
Обучающие: - ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками; - углубленное изучение родного края Развивающие: - обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению Воспитывающие: - воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира. Программа рассчитана на 4 года, объем занятий - 272 (136) часа. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчете 2 (1) часа в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками.
4 класс. Проект «Мой любимый город» (Занятия проводятся 1 раз в неделю)
Проблема: учащиеся имеют поверхностные знания о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объём материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Цель данного проекта: повышение познавательного интереса к истории края, его прошлого и будущего. Задачи: - формирование основ познавательного интереса к изучению города как окружающего ребёнка микроклимата; - освоение навыков поисково-исследовательской деятельности (поиск и обработка материалов по выбранной теме); - создание условий для формирования нравственных чувств у учащихся, таких как любовь к своей малой родине, патриотизм, чувство гордости за свой край. Сроки проведения: 2013-2014 учебный год Технологический инструментарий представлен набором организационных форм, направленных на приобщение школьников к краеведческой деятельности: встречи с краеведами и интересными людьми, посещение музеев, библиотечные уроки, уроки - экскурсии, творческие занятия, занятия - презентации и др. Большое значение также имеет связь с социосредой (семья, библиотеки, краеведческие музеи, краеведы). Это способствует осознанию школьником своего места в окружающем мире («Я - мой город»), значения края в истории и культуре России («Я - мой город, мой край, моё Отечество»). Данный проект позволит младшему школьнику на доступном уровне осознать важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении открыть новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Каждый участник данного проекта имеет возможность выбрать: - форму организации своей деятельности (индивидуальная, парная, коллективная); - направление деятельности (блок-направление по истории своего города); - траекторию решения поставленных задач; - способы взаимодействия с партнерами по проекту; - способ предъявления результата своей деятельности Планируемый практический результат: - сотрудничество со школьной газетой «Честное слово»; - создание Энциклопедии «Есть городок на Урале»; - творческая коллективная работа «Город будущего»; - участие в НПК разного уровня
В результате совместной деятельности выделили разделы Энциклопедии, что позволило организовать деятельность учащихся по реализации данного проекта.
- Листая страницы истории… (Исторические вехи нашего города)
- Где эта улица… (История возникновения улиц, толкование ее названия, интересные факты и др.)
- Памятные места города (Памятники и история их создания, мемориальные доски, интересные факты из истории города)
- Промышленность нашего города (Заводы и их история)
- Памятники природы нашего района
- Красная книга Ревдинского района
№ п/п
Название раздела, темы занятия
Кол - во часов
Примечание
1.
2.
3. Есть городок на Урале… Страницы истории в лицах. (Встречи с краеведом Новиковым С.Г.) Как это было? (Посещение музеев): - История школьного образования в Ревде - Исторические страницы - Великая Отечественная война в истории нашего города - Встречи с интересными людьми города
12
5
3
4
Встречи проходят 1 раз в триместр Клуб «Ровесник»
4.
Работа с различными источниками Работа в библиотеке, краеведческом отделе библиотеки, с материалами, имеющимися в классе, дома, Интернет
6
Учить систематизировать материалы из различных источников
5.
6. Я иду, шагаю по Ревде… Создание страниц Энциклопедии Предъявление классному сообществу результатов своей деятельности
13
8
5 Заочные экскурсии, фоторепортажи, творческие отчеты, презентации и т.д.
7.
8. Город будущего (Творческая работа) Каким я вижу свой город в 2024 году Презентация Энциклопедии «Есть городок на Урале…»
3
2
1 Работа проходит в группах, созданных по желанию учащихся
Ожидаемый результат: 1.Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения образа жизни, о принятых в обществе нормах отношений, о правилах конструктивной групповой работы, о правилах коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества и социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений к родному краю, Отечеству, другим людям, стремление к коллективной творческой деятельности. 3. Результаты третьего уровня (приобретения школьником самостоятельного социального действия.):приобретения опыта актуализации деятельности в социальном пространстве опыта волонтерской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Рекомендации по созданию условий и ресурсов для реализации программы 1.Материально-технические ресурсы: -фото и видеоаппаратура -компьютерная техника 2. Кадровый ресурс: - педагог, учащиеся, семья учащегося - специалисты и педагоги учреждений образования - социальные партнеры 3. Информационно-методический ресурс: - качественное информационно-методическое оснащение библиотечного фонда - комплектность учебных пособий, дополнительной литературы. - школьный сервер, школьный сайт. Используемая литература 1.Иванов А..Н. Энциклопедия коллективных творческих дел - Новосибирск, 2003 2.Поляков С.Д. Технологии воспитания - Москва, 2002 3.Прутченков А.С. Модели ученического самоуправления в системе дополнительного образования - Москва, 2007 4. Прутченков А..С. Школа самоуправления: современные модели в системе гражданского образования - Брянск, 2006 5.Нормативно-правовые основы взаимодействия детских общественных организаций и органов ученического самоуправления: методическое пособие - Москва, 2008
Список литературы для учителя
- Атлас Свердловской области. - Екатеринбург, Уральская картографическая фабрика Роскартографии. 2000. - 48< Капустин В.Г, Корнев И.Н. География Свердловской области. - Екатеринбург, Изд-во Дома учителя, 2000. - 300;
- Архив Хомутова М.И., краеведа.
- Архивы Мельниковой Т.Я., заслуженного учителя РФ
- Документы по истории города Ревды в XVIII-XX вв., хранящиеся в Государственном архиве Свердловской области. Составители Перевалов В.А., Сапожников А.Г. - Екатеринбург, 2001. - 46 с.
- Авдонин В.Н., Поленов Ю.А. Очерки об уральских минералах.- Екатеринбург, 2002. - 412 с.
- Барбот де Марни Е.Н. Урал и его богатства. - Екатеринбург, типография газеты «Уральская жизнь», издает П.И. Пекина, 1910.
- Быков В. Возмутители // Колокола памяти. - Екатеринбург, 1994.
- Геннин В.И. де. Описание уральских и сибирских заводов. 1735. - М., 1937.
- Геология СССР. Том 12. Полезные ископаемые. Пермская, Свердловская, Челябинская и Курганская области (под редакцией академика А.В. Сидоренко).- М., «Недра», 1973. - 632 с.
- Геологический словарь. В двух томах. - М., «Недра», 1978.
- Глухов А.Ф. Чертовы ворота. - Челябинск, 1992.
- Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Из истории южно-уральских горных заводов XVIII - XIX веков. Часть П. - Уфа, 1993
- Громов Л.В., Данильянц С.А. Названное именем геолога. - М., 1998. - 151 с.
- Демидовы. Родословная роспись. Составитель Краснова Е.И. - Екатеринбург, Демидовский институт, 1992. - 40 с.
- Иванов С.Н., Меркулов М.И. Деггярское медно-колчеданное месторождение. - Москва - Ленинград. Главе» редакция литературы по цветной металлургии, 1937. - 124 с.
- Иванов К.С. Основные черты геологической истории (1,6 - 0,2 млрд. лет) и строения Урала. Диссертация на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук в форме научного доклада. - Екатеринбург 1998.-253с.
- Иванов К.С. Смирнов В.Н., Ерохин Ю.В. Тектоника и магматизм коллизионной стадии. - Екатеринбург 2000. - 133 с.
- Иванов К.С., Ерохин Ю.В., Смирнов В.Н. и др. Рифтогенез на Среднем Урале. - Екатеринбург, 2002. - 91 с.
- История Урала с древнейших времен до 1861 г. - М., 1989.
- Карпунин А.М., Мамонов С.В., Мироненко О.А., Соколов А.Р. Геологические памятники природы России (под редакцией академика В.П. Орлова). - Санкт-Петербург, 1998. - 200 с.
- Кафенгауз Б. Б. История хозяйства Демидовых в ХУ1П-Х1Х вв. Т. I. - М.-Л, 1949.
- Козлов А.Г. Творцы науки и техники на Урале. XVII - начало XVIII века. - Свердловск, 1981
- Мамаев С. А., Ипполитов В.В. Особо охраняемые природные территории Свердловской области. - Свердловск: УНЦ АН СССР, 1985.
- Материалы Государственного архива Свердловской области.
- Осадочные бассейны Урала и прилегающих территорий: закономерности строения и минерагении. - Екатеринбург, 2000. - 218 с.
- Петров Г.А., Петрова ТА. Геология и полезные ископаемые Ревдинского района. Информационный отчет - Екатеринбург, 2003. - 61 с.
- Перфильев А.С. Формирование земной коры Урала. - М., «Наука», 1979. - 187 с.
- Прокаев В.И. Физико-географическая характеристика юго-западной части Среднего Урала и некоторые вопросы охраны природы этой территории. Труды комиссии по охране природы. - АН СССР, Уральский филиал. Свердловск, 1963. - 186 с.
- Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. - Екатеринбург, 1902.
- Рапопорт М.С., Комаровский В.Я., Филатов В.В. Творцы уральской геологии. - Екатеринбург, 2000. - 222 с.
- Ревдинские были. Тематический выпуск // Ревдинский рабочий. - 1995
- Семёнов И.В. Палео-вулканический спрединговый вулканизм Урала и реконструкция параметров Уральского палеоокеана. - Екатеринбург, 2000. - 367 с.
- Стафеев КГ Вещественные свидетели истории горного дела и геологии в России. - Москва, 2000. - 163 с.
- Шевалев В.П. Музей под открытым небом. - Изд-во «Калан», Каменск-Уральский, 1997. - 207 с.
- Юшкин Н.П., Иванов О.К., Попов В. А. Введение в топоминералогию Урала. - М., «Наука», 1986. - 294 с.
- Шакинко И.М. Демидовы. Историческое повествование с портретами. - Екатеринбург, «Пакрус», 2000. - 272 с
- Шкерин В. А. Генерал Глинка. Личность и эпоха. - Екатеринбург, 1998.
Список литературы для учащихся
- Атлас Свердловской области. - Екатеринбург, Уральская картографическая фабрика Роскартографии. 2000. - 48< Капустин В.Г, Корнев И.Н. География Свердловской области. - Екатеринбург, Изд-во Дома учителя, 2000. - 300;
- Болыпаков В.Н.,Таршис Г.И.,Безель В.С. Региональная экология. Учеб. пособие для учащихся старших классов. - Екатеринбург, Сократ, 2000. - 224 с.
- Геология и экология Урала глазами детей: путь к научному творчеству. Сборник исследовательских работ МНС «Рифей» (составитель П.С. Козлов). - Ревда, 1999. -165 с.
- Зырянов В.И. Дачное село Краснояр // Ревдинский рабочий. - 2003. - 15 ноября.
- Краткий геологический словарь для школьников. // Под редакцией профессора Г.И. Немцова. - М., «Недра». 19
- Красная книга Среднего Урала (Свердловская и Пермская области): Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений / под ред. В.Н. Большакова и П. Л. Горчаковского. - Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 1996. - 229 с.
- Колокола памяти. // Составитель Показаньев А. А. - Екатеринбург, Изд-во «Кедр», 1994. - 304
- Кулагина Г. и Орлов. Волнения углежогов в Ревдинском заводе в 1841 году. - - Свердловск, 1938.
- Курочкин А. Ф. Ревда. - Свердловск, 1984.
- Летопись уральских деревень. (Ревдинский район). // Редактор-составитель Юркова Н.И. - 1997.
- Материалы газет «Городские вести» и «Ревдинский рабочий».
- Ради жизни на земле. // Составитель Рудометова Т.С. - Ревда, 2000. - 210 с.
- Ревда в судьбах и лицах. // Составители Курочкин А.Ф., Рудометова Т.С. - Ревда, 1999. - 428 с.
- Ревдинские были. Тематический выпуск // Ревдинский рабочий. - 1995.