Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»Выступление на педсовете «Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»

Выступление на педсовете

«Реализация внеурочного курса «Школа юного краеведа»











Автор: Ландина Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории
Место выполнения работы: МКОУ «СОШ № 29», г. Ревда Свердловской области, ул. К.Либкнехта, 64



Пояснительная записка
Стандарты первого поколения выполнили задачу сохранения единого образовательного пространства. Но в условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Поэтому мною разработан проект организации внеурочной деятельности в своем классе. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Созданная программа внеурочной деятельности педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Внеурочная

деятельность

трудовая

творческая






познавательная

игровая

спортивная








Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания;
  • духовности и культуры;
  • инициативности;
  • самостоятельности;
  • способности к успешной социализации в обществе

Принципы программы внеурочной деятельности:
  • включение учащихся в активную деятельность;
  • доступность и наглядность;
  • связь теории с практикой;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному)













Большую роль в реализации программы внеурочной деятельности играет сотрудничество с социумом.

учителя

семья

учащиеся



взаимодействие



школьная газета «Честное слово»

школьная и городская библиотеки





учреждения дополнительного образования








Целью данного сотрудничества является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы, семьи и других участников образовательного процесса в воспитании и образовании детей разного возраста.






Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, что способствует удовлетворению потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Представляю вашему вниманию отчет о реализации программы внеурочного курса «Школа юного краеведа».






Примерная программа кружка «Школа юного краеведа»


Пояснительная записка


«Любовь к родному краю, знание его

истории - основа, на которой только и может

осуществляться рост духовной культуры всего общества»
Д.С.Лихачев Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину. Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Это место и есть его родной край. Никогда не забывается свой дом. Всегда помнится дорога в школу, родное селение и его незабываемые окрестности. Отсюда, от порога родного дома, начинается любовь к своей Родине. Знать свой край - его природу, историю - не менее важно, чем знать историю своего государства, зарубежных стран. Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно относиться к своей Малой Родине, заботливо сохранять народные традиции. Знание прошлого своего края помогает лучше понять его настоящее, прогнозировать будущее. Непрерывно растёт интерес к своему краю у детей и взрослых. Важно знать родной край, где мы родились, живём и работаем. Много красивого, интересного и поучительного найдёт всякий, кто хотел бы ближе познакомиться с любым уголком своего края. Именно к этому призывали наши знаменитые естествоиспытатели К. А. Тимирязев и К. Ф. Рульфе: вместо бледных описаний тропических лесов, вместо путешествий в чужие страны они советовали изучать родные места. Занятие в кружке дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, историей и культурой, природой. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития. Главная задача сегодня - возрождение высоких гражданских чувств, таких как: духовность, нравственность, патриотизм. Невозможно их воспитать у учащихся без творческого погружения в историю своей малой Родины, родной культуры, без изучения быта, традиций народов, населяющих наш край. Отстоять и приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Возможность расширить свои знания обучающиеся приобретают нравственные качества: доброту, вежливость, любовь к Родине, преданность, целеустремленность.
Цель: формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению человека в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края. Задачи:
Обучающие: - ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками; - углубленное изучение родного края Развивающие: - обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению Воспитывающие: - воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- формирование личности ребенка, способной ориентироваться в обществе, воспитывать естественную потребность к познанию окружающего мира. Программа рассчитана на 4 года, объем занятий - 272 (136) часа. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчете 2 (1) часа в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками.
4 класс. Проект «Мой любимый город» (Занятия проводятся 1 раз в неделю)
Проблема: учащиеся имеют поверхностные знания о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объём материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Цель данного проекта: повышение познавательного интереса к истории края, его прошлого и будущего. Задачи: - формирование основ познавательного интереса к изучению города как окружающего ребёнка микроклимата; - освоение навыков поисково-исследовательской деятельности (поиск и обработка материалов по выбранной теме); - создание условий для формирования нравственных чувств у учащихся, таких как любовь к своей малой родине, патриотизм, чувство гордости за свой край. Сроки проведения: 2013-2014 учебный год Технологический инструментарий представлен набором организационных форм, направленных на приобщение школьников к краеведческой деятельности: встречи с краеведами и интересными людьми, посещение музеев, библиотечные уроки, уроки - экскурсии, творческие занятия, занятия - презентации и др. Большое значение также имеет связь с социосредой (семья, библиотеки, краеведческие музеи, краеведы). Это способствует осознанию школьником своего места в окружающем мире («Я - мой город»), значения края в истории и культуре России («Я - мой город, мой край, моё Отечество»). Данный проект позволит младшему школьнику на доступном уровне осознать важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении открыть новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Каждый участник данного проекта имеет возможность выбрать: - форму организации своей деятельности (индивидуальная, парная, коллективная); - направление деятельности (блок-направление по истории своего города); - траекторию решения поставленных задач; - способы взаимодействия с партнерами по проекту; - способ предъявления результата своей деятельности Планируемый практический результат: - сотрудничество со школьной газетой «Честное слово»; - создание Энциклопедии «Есть городок на Урале»; - творческая коллективная работа «Город будущего»; - участие в НПК разного уровня
В результате совместной деятельности выделили разделы Энциклопедии, что позволило организовать деятельность учащихся по реализации данного проекта.

  1. Листая страницы истории… (Исторические вехи нашего города)
  2. Где эта улица… (История возникновения улиц, толкование ее названия, интересные факты и др.)
  3. Памятные места города (Памятники и история их создания, мемориальные доски, интересные факты из истории города)
  4. Промышленность нашего города (Заводы и их история)
  5. Памятники природы нашего района
  6. Красная книга Ревдинского района
Учебно-тематическое планирование (34 часа)

№ п/п

Название раздела, темы занятия

Кол - во часов

Примечание


1.


2.





3. Есть городок на Урале… Страницы истории в лицах. (Встречи с краеведом Новиковым С.Г.) Как это было? (Посещение музеев): - История школьного образования в Ревде - Исторические страницы - Великая Отечественная война в истории нашего города - Встречи с интересными людьми города

12

5


3





4
Встречи проходят 1 раз в триместр Клуб «Ровесник»

4.



Работа с различными источниками Работа в библиотеке, краеведческом отделе библиотеки, с материалами, имеющимися в классе, дома, Интернет

6



Учить систематизировать материалы из различных источников


5.

6. Я иду, шагаю по Ревде… Создание страниц Энциклопедии Предъявление классному сообществу результатов своей деятельности

13

8

5 Заочные экскурсии, фоторепортажи, творческие отчеты, презентации и т.д.


7.

8. Город будущего (Творческая работа) Каким я вижу свой город в 2024 году Презентация Энциклопедии «Есть городок на Урале…»

3

2

1 Работа проходит в группах, созданных по желанию учащихся
Ожидаемый результат: 1.Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения образа жизни, о принятых в обществе нормах отношений, о правилах конструктивной групповой работы, о правилах коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества и социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений к родному краю, Отечеству, другим людям, стремление к коллективной творческой деятельности. 3. Результаты третьего уровня (приобретения школьником самостоятельного социального действия.):приобретения опыта актуализации деятельности в социальном пространстве опыта волонтерской деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Рекомендации по созданию условий и ресурсов для реализации программы 1.Материально-технические ресурсы: -фото и видеоаппаратура -компьютерная техника 2. Кадровый ресурс: - педагог, учащиеся, семья учащегося - специалисты и педагоги учреждений образования - социальные партнеры 3. Информационно-методический ресурс: - качественное информационно-методическое оснащение библиотечного фонда - комплектность учебных пособий, дополнительной литературы. - школьный сервер, школьный сайт. Используемая литература 1.Иванов А..Н. Энциклопедия коллективных творческих дел - Новосибирск, 2003 2.Поляков С.Д. Технологии воспитания - Москва, 2002 3.Прутченков А.С. Модели ученического самоуправления в системе дополнительного образования - Москва, 2007 4. Прутченков А..С. Школа самоуправления: современные модели в системе гражданского образования - Брянск, 2006 5.Нормативно-правовые основы взаимодействия детских общественных организаций и органов ученического самоуправления: методическое пособие - Москва, 2008
Список литературы для учителя

  1. Атлас Свердловской области. - Екатеринбург, Уральская картографическая фабрика Роскартографии. 2000. - 48< Капустин В.Г, Корнев И.Н. География Свердловской области. - Екатеринбург, Изд-во Дома учителя, 2000. - 300;
  2. Архив Хомутова М.И., краеведа.
  3. Архивы Мельниковой Т.Я., заслуженного учителя РФ
  4. Документы по истории города Ревды в XVIII-XX вв., хранящиеся в Государственном архиве Свердловской области. Составители Перевалов В.А., Сапожников А.Г. - Екатеринбург, 2001. - 46 с.
  5. Авдонин В.Н., Поленов Ю.А. Очерки об уральских минералах.- Екатеринбург, 2002. - 412 с.
  6. Барбот де Марни Е.Н. Урал и его богатства. - Екатеринбург, типография газеты «Уральская жизнь», издает П.И. Пекина, 1910.
  7. Быков В. Возмутители // Колокола памяти. - Екатеринбург, 1994.
  8. Геннин В.И. де. Описание уральских и сибирских заводов. 1735. - М., 1937.
  9. Геология СССР. Том 12. Полезные ископаемые. Пермская, Свердловская, Челябинская и Курганская области (под редакцией академика А.В. Сидоренко).- М., «Недра», 1973. - 632 с.
  10. Геологический словарь. В двух томах. - М., «Недра», 1978.
  11. Глухов А.Ф. Чертовы ворота. - Челябинск, 1992.
  12. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. Из истории южно-уральских горных заводов XVIII - XIX веков. Часть П. - Уфа, 1993
  13. Громов Л.В., Данильянц С.А. Названное именем геолога. - М., 1998. - 151 с.
  14. Демидовы. Родословная роспись. Составитель Краснова Е.И. - Екатеринбург, Демидовский институт, 1992. - 40 с.
  15. Иванов С.Н., Меркулов М.И. Деггярское медно-колчеданное месторождение. - Москва - Ленинград. Главе» редакция литературы по цветной металлургии, 1937. - 124 с.
  16. Иванов К.С. Основные черты геологической истории (1,6 - 0,2 млрд. лет) и строения Урала. Диссертация на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук в форме научного доклада. - Екатеринбург 1998.-253с.
  17. Иванов К.С. Смирнов В.Н., Ерохин Ю.В. Тектоника и магматизм коллизионной стадии. - Екатеринбург 2000. - 133 с.
  18. Иванов К.С., Ерохин Ю.В., Смирнов В.Н. и др. Рифтогенез на Среднем Урале. - Екатеринбург, 2002. - 91 с.
  19. История Урала с древнейших времен до 1861 г. - М., 1989.
  20. Карпунин А.М., Мамонов С.В., Мироненко О.А., Соколов А.Р. Геологические памятники природы России (под редакцией академика В.П. Орлова). - Санкт-Петербург, 1998. - 200 с.
  21. Кафенгауз Б. Б. История хозяйства Демидовых в ХУ1П-Х1Х вв. Т. I. - М.-Л, 1949.
  22. Козлов А.Г. Творцы науки и техники на Урале. XVII - начало XVIII века. - Свердловск, 1981
  23. Мамаев С. А., Ипполитов В.В. Особо охраняемые природные территории Свердловской области. - Свердловск: УНЦ АН СССР, 1985.
  24. Материалы Государственного архива Свердловской области.
  25. Осадочные бассейны Урала и прилегающих территорий: закономерности строения и минерагении. - Екатеринбург, 2000. - 218 с.
  26. Петров Г.А., Петрова ТА. Геология и полезные ископаемые Ревдинского района. Информационный отчет - Екатеринбург, 2003. - 61 с.
  27. Перфильев А.С. Формирование земной коры Урала. - М., «Наука», 1979. - 187 с.
  28. Прокаев В.И. Физико-географическая характеристика юго-западной части Среднего Урала и некоторые вопросы охраны природы этой территории. Труды комиссии по охране природы. - АН СССР, Уральский филиал. Свердловск, 1963. - 186 с.
  29. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. - Екатеринбург, 1902.
  30. Рапопорт М.С., Комаровский В.Я., Филатов В.В. Творцы уральской геологии. - Екатеринбург, 2000. - 222 с.
  31. Ревдинские были. Тематический выпуск // Ревдинский рабочий. - 1995
  32. Семёнов И.В. Палео-вулканический спрединговый вулканизм Урала и реконструкция параметров Уральского палеоокеана. - Екатеринбург, 2000. - 367 с.
  33. Стафеев КГ Вещественные свидетели истории горного дела и геологии в России. - Москва, 2000. - 163 с.
  34. Шевалев В.П. Музей под открытым небом. - Изд-во «Калан», Каменск-Уральский, 1997. - 207 с.
  35. Юшкин Н.П., Иванов О.К., Попов В. А. Введение в топоминералогию Урала. - М., «Наука», 1986. - 294 с.
  36. Шакинко И.М. Демидовы. Историческое повествование с портретами. - Екатеринбург, «Пакрус», 2000. - 272 с
  37. Шкерин В. А. Генерал Глинка. Личность и эпоха. - Екатеринбург, 1998.


Список литературы для учащихся
  1. Атлас Свердловской области. - Екатеринбург, Уральская картографическая фабрика Роскартографии. 2000. - 48< Капустин В.Г, Корнев И.Н. География Свердловской области. - Екатеринбург, Изд-во Дома учителя, 2000. - 300;
  2. Болыпаков В.Н.,Таршис Г.И.,Безель В.С. Региональная экология. Учеб. пособие для учащихся старших классов. - Екатеринбург, Сократ, 2000. - 224 с.
  3. Геология и экология Урала глазами детей: путь к научному творчеству. Сборник исследовательских работ МНС «Рифей» (составитель П.С. Козлов). - Ревда, 1999. -165 с.
  4. Зырянов В.И. Дачное село Краснояр // Ревдинский рабочий. - 2003. - 15 ноября.
  5. Краткий геологический словарь для школьников. // Под редакцией профессора Г.И. Немцова. - М., «Недра». 19
  6. Красная книга Среднего Урала (Свердловская и Пермская области): Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений / под ред. В.Н. Большакова и П. Л. Горчаковского. - Екатеринбург, Изд-во Урал, ун-та, 1996. - 229 с.
  7. Колокола памяти. // Составитель Показаньев А. А. - Екатеринбург, Изд-во «Кедр», 1994. - 304
  8. Кулагина Г. и Орлов. Волнения углежогов в Ревдинском заводе в 1841 году. - - Свердловск, 1938.
  9. Курочкин А. Ф. Ревда. - Свердловск, 1984.
  10. Летопись уральских деревень. (Ревдинский район). // Редактор-составитель Юркова Н.И. - 1997.
  11. Материалы газет «Городские вести» и «Ревдинский рабочий».
  12. Ради жизни на земле. // Составитель Рудометова Т.С. - Ревда, 2000. - 210 с.
  13. Ревда в судьбах и лицах. // Составители Курочкин А.Ф., Рудометова Т.С. - Ревда, 1999. - 428 с.
  14. Ревдинские были. Тематический выпуск // Ревдинский рабочий. - 1995.




© 2010-2022