- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по математике Л. Г. Петерсон Школа 2100
Рабочая программа по математике Л. Г. Петерсон Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коморина О.В. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
гимназия г. Переславля-Залесского
Рассмотрена Утверждена на заседании МО Приказ по гимназии протокол № от «___» __________ 2012 г.
от «___» ___________ 2012 г. Директор гимназии Корунова И.В.
_______________________
Рассмотрена
на заседании методического совета
протокол №
от «___» ____________ 2012 г.
Рабочая программа
по математике 1 класса
Составила: Коморина О.В.,
учитель начальных классов
г. Переславль-Залесский, 2012-2013 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы «Математика» Петерсон Л.Г. с учётом Федерального компонента государственного образовательного стандарта , методического письма 2012-2013 г.; методического письма МО РФ «О преподавании учебного предмета "математика" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в 2012-20ё13 учебном году».Курс рассчитан на 132 часа (4 часа в неделю).
Программу обеспечивают:
-
Образовательная программа «Школа 2100», - М.: «Баласс», 2012г.
-
Петерсон Л.Г. Учебник + рабочая тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2012г.
-
Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2012г.
-
Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике;
- выявить и развить математические и творческие способности.
В курсе математики выделяется несколько содержательных линий.
1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счета предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.
В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность ее обращения.
Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и включать в работу всех детей класса. Необходимо использовать приемы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.
В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:
- коммутативный закон сложения и умножения;
- ассоциативный закон сложения и умножения;
- дистрибутивный закон умножения относительно сложения.
Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приемы вычислений.
В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.
Наряду с устными приемами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приемам вычислений. При ознакомлении с письменными приемами важное значение придается алгоритмизации.
В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.
Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей - правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.
2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.
Формирование представления о каждой из включенных в программу величин и способах ее измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:
1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);
2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
4) формируются измерительные умения и навыки;
5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
8) выполняется умножение и деление величины на отвлеченное число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.
Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).
Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.
В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом.
3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи - фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.
В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.
Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.
Решение текстовых задач дает богатый материал для развития и воспитания учащихся.
Краткие записи условий текстовых задач - примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.
4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объемом).
Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретенных детьми арифметических знаний, умений и навыков.
Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков. В изучении геометрического материала просматриваются два направления:
1) формирование представлений о геометрических фигурах;
2) формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.
Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.
Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге. Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений.
Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:
• в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
• на классификацию фигур;
• на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
• на построение геометрических фигур;
• на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;
• на формирование умения читать геометрические чертежи;
• вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.)
Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертежными инструментами, формировать у них чертежные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счета.
5. Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного уравнения) и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.
7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.
Математика - это орудие для размышления, в ее арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
К тому же воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.
Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе математики, школьников необходимо учить применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать утверждение, обратное данному; проводить несложные классификации, приводить примеры и контрпримеры.
В основу построения программы положен принцип построения содержания предмета «по спирали». Многие математические понятия и методы не могут быть восприняты учащимися сразу. Необходим долгий и трудный путь к их осознанному пониманию. Процесс формирования математических понятий должен проходить в своем развитии несколько ступеней, стадий, уровней. Построение содержания предмета «по спирали» позволяет к концу обучения в школе постепенно перейти от наглядного к формально-логическому изложению, от наблюдений и экспериментов - к точным формулировкам и доказательствам.
Признаки предметов.
Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами.
Отношения.
Сравнение групп предметов. Графы и их применение. Равно, не равно, столько же.
Числа и операции над ними. 108 ч.
Числа от 1 до 10. Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счета и мера величины. Реальные и идеальные модели понятия «однозначное число». Арабские и римские цифры.
Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Ноль. Число 10. Состав числа 10.
Числа от 1 до 20. Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел.
Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сложение и вычитание в пределах десяти. Объединение групп предметов в целое (сложение). Удаление группы предметов (части) из целого (вычитание). Связь между сложением и вычитанием на основе представлений о целом и частях. Соотношение целого и частей.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Переместительное свойство сложения. Приемы сложения и вычитания.
Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на...», «уменьшить на...», «больше на...», «меньше на...».
Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19).
Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем и их измерение. Общие свойства величин.
Единицы измерения величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр. Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Аналогия десятичной системы мер длины (1 см, 1 дм) и десятичной системы записи двузначных чисел.
Текстовые задачи. Задача, ее структура. Простые и составные текстовые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
б) задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на ...», «уменьшить на...»;
в) задачи на разностное сравнение.
Элементы геометрии. Ориентация в пространстве и на плоскости: «над», «под», «выше», «ниже», «между», «слева», «справа», «посередине» и др. Точка. Линии: прямая, кривая незамкнутая, кривая замкнутая. Луч. Отрезок. Ломаная. Углы: прямые и непрямые. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Вычисление длины ломаной как суммы длин ее звеньев.
Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр».
Элементы алгебры. Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два и более действий. Сравнение значений выражений вида а + 5 и а + 6; а - 5 и а - 6. Равенство и неравенство.
Уравнения вида а ± х = b; х - а = b.
Таблицы. Строки и столбцы. Начальные представления о графах. Понятие о взаимно однозначном соответствии.
Итоговое повторение (14 ч)
Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения7 Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в 1 классе обучаются дети 6-7 лет, которые владеют разными навыками счёта. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
Тематический план
№
Тема
Количество часов
Всего часов
Формы организации учебных занятий
Урок
Контр. работы с.р
1
Общие понятия.
15
1 5
16
2
Числа и операции над ними.
37
2 7
39
3
Геометрические фигуры и величины
7
2
7
4
Решение простых и составных задач.
13
1 3
14
5
Величины
10
2
10
6
Уравнения
7
1 3
8
7
Сложение и вычитание двузначных чисел
18
1 4
19
8
Таблица сложения
9
1 3
10
9
Повторение
8
1 1
9
ИТОГО
124
8 30
132
Основное содержание тем
№
Тема
Краткое описание изучаемого материала
1
Общие понятия.
Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал. Сравнение предметов. Соотношения между предметами. Сравнение двух совокупностей. Связь между сложением и вычитанием совокупностей.
2
Числа и операции над ними.
Числа и цифры от 1 до 9. Сложение и вычитание натуральных чисел. Отношения между числами. Название компонентов сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Число и цифра 0.Римские цифры. Алфавитная нумерация.
3
Геометрические фигуры
Распознавание геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник и т. д.Сравнение и раскраска фигур. Точки и линии, Замкнутые и незамкнутые линии. Области и границы.
4
Решение простых и составных задач
Решение простых и составных задач на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел. Изображение условия задач с помощью графических моделей. Сравнение чисел (больше на.., меньше на..).
5
Величины
Величины длина, масса, объем и их измерение. Единицы измерения в древности и в наши дни. Сантиметр, дециметр, килограмм. Литр.
6
Уравнения
Уравнения вида a+b=c , a-x=b, решаемые на основе соотношений между частью и целым.
7
Сложение и вычитание двузначных чисел
Круглые числа. Счет десятками. Запись и чтение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.
8
Таблица сложения
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Сравнение выражений.
9
Повторение
Повторение изученного материала за год.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ (26 часов)
Знать:
- основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.
Уметь:
- объединять совокупности предметов в одно целое;
- выделять часть совокупности с помощью составления пар;
- находить закономерность и продолжать её;
- устанавливать пространственные отношения: выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу,
ближе-дальше, спереди-сзади; перед, после, между и др.
Раздел II. ЧИСЛА И ОПЕРАЦИИ НАД НИМИ (83 часа)
Знать:
- последовательность чисел от 1 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
Уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд;
- решать простые задачи на сложение и вычитание.
Раздел III. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ВЕЛИЧИНЫ (23 часа)
Знать:
- величины длину, массу, вместимость;
- общепринятые единицы измерения этих величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.
Уметь:
- распознавать простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок;
многоугольники: треугольник, прямоугольник;
- измерять отрезок и строить отрезок заданной длины;
- вычислять периметр многоугольника
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу первого года обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-
готовность учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).
Ученик получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Метапредметные:
-
анализ объектов с целью выделения признаков
-
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
-
установление причинно-следственных связей
-
моделирование
-
ориентирование в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);
-
выделение из множества один или несколько предметов, обла дающих или не обладающих указанным свойством;
-
пересчитывание предметов и выражение результата числом;
-
умение слушать и вступать в диалог
Предметные:
Обучающиеся к концу первого года обучения должны
знать/ понимать:
-
количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;
-
смысл действий (операций) сложения и вычитания над целы ми неотрицательными числами;
-
взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
-
свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к чис лу;
-
свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;
-
линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;
-
замкнутые и незамкнутые линии;
-
внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;
-
прямой угол;
-
многоугольники и их виды;
-
измерение длины отрезка;
-
все цифры;
-
знаки больше (>), меньше (<), равно (=);
-
названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка,
включая число 20; -
знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием (+, -, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
-
переместительный закон сложения;
-
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
-
изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);
-
изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);
-
изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);
-
термины, связанные с понятием «задача» (условие, требова ние, решение, ответ).
Уметь:
-
читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;
-
сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);
-
воспроизводить правила прибавления числа к сумме и сумм к числу;
-
воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;
-
воспроизводить и применять правила сложения и вычитаний нулем;
-
распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);
-
выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;
-
выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
-
чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
-
определять прямые углы с помощью угольника;
-
определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помо щи измерительной линейки;
-
строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
-
находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
-
выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);
-
распознавать и формулировать простые задачи;
-
составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.
Материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количе ство
Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методический комплект (УМК) для 1 класса:
1.Петерсон Л.Г. Учебник + рабочая тетрадь по математике для 1 класса, - М.: «Ювента», 2012г.
2.Петерсон Л.Г Методические рекомендации для учителя- М.: «Ювента», 2012г.
3.Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие, , - М.: «Ювента», 2011г.
30+30
1
1
Печатные пособия
1
Предметные картинки.
Наглядные пособия по математике Петерсона для 1го класса.
1
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1
Электронное приложение к учебнику математики Л.Г.Петерсон 1 класс.
1
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор
Колонки
Принтер
.
Демонстрационные пособия
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.
Корточки с цифрами и математическими знаками.
Линейка, угольник.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по математике по учебнику Л.Г. Петерсон
1 класс (4 ч в неделю, 33 недели, всего 132 часа)
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
учащихся
Дата проведения
«Математика - 1, часть 1»
план
факт
1.
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.
1
Исследовать предметы окружающего мира, их свойства. Систематизировать представление о разнообразии свойств предметов.
2.
Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник
1
Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, располагать их в порядке возрастания, убывания, выражать в речи признаки сходства и различия предметов.
Характеризовать свойства геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник
3
Изменение цвета, формы, размера
1
Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, по заданию учителя преобразовывать цвет, форму и размер предметов
4
Составление группы по заданному
Признаку
1
Объединять предметы в группы по общему признаку, выделять часть совокупности, разбивать предметы по части по заданному признаку
5
Выделение части группы (С-1)
1
Классифицировать предметы по цвету, форме и размеру, располагать их в порядке возрастания, убывания, выражать в речи признаки сходства и различия предметов.
Классифицировать предметы в группы и выделять части предметов по некоторому признаку.
6
Сравнение групп предметов. Знаки «=» и «=»
1
Иметь понятие о случаях использования знаков = и=.
Распознавать и фиксировать одинаковых и различных групп предметов
7
Составление равных и неравных групп (С-2)
1
8
Сложение групп предметов. Знак «+».
1
Воспроизводить смысл действия сложения, уметь записывать выражения.
Распознавать геометрические фигуры.
Читать примеры на сложение разными способами, в том числе и использую названия компонентов сложения.
Записывать сложение с помощью знака «+»
9
Сложение групп предметов. (С-3)
1
10
Вычитание групп предметов. Знак «-»
1
Рассуждать о математическом смысле действия вычитания,.
Читать примеры на вычитание разными способами, в том числе и использую названия компонентов вычитания.
Записывать вычитание с помощью знака «-»
11
Вычитание групп предметов. (С-4)
1
12
Связь между сложением и вычитанием. Выше, ниже.
1
Моделировать запись взаимосвязи между сложением и вычитанием в знаковой форме.
Использовать в речи слова «выше» - «ниже» .
Классифицировать предметы по их свойствам
13
Порядок
1
Перечислять предметы в заданном порядке, устанавливать связь между порядковыми и количественными числительными
Читать примеры на сложение и вычитание разными способами, в том числе с использованием названия компонентов сложения и вычитания.
14
Связь между сложением и вычитанием. Раньше, позже. (С-5)
1
Записывать взаимосвязь между сложением и вычитанием в знаковой форме.
Моделировать пространственно-временные отношения использовать в речи слова «раньше» - «позже»
15
Контрольная работа №1. Свойства предметов. Сравне-ние совокупности предметов.
1
16
Один - много. На, над, под. Перед, после.
1
Моделировать понятие о пространственных отношениях
«на», «над»,«под», «вперед»,«назад», «внутри»,«справа», «слева»,«посередине»,«вне», «между».
Записывать цифры 1 и 2 в соответствии с требованиями каллиграфии
17
Число и цифра 1. Справа, слева, посередине.
1
18
Число и цифра 2. Сложение и вычитание чисел.
1
19
Число и цифра 3. Состав числа 3.
1
Анализировать житейские ситуации требующие умения находить геометрические величины: отрезок, точка, элементы треугольника и четырехугольника (сторона и вершина)
Записывать примеры на сложение и вычитание .
Знать состав чисел 3 и 4.
20
Сложение и вычитание в пределах 3.
1
21
Сложение и вычитание в пределах 3. (С-6)
1
22
Число и цифра 4. Состав числа 4.
1
23
Сложение и вычитание в пределах 4.
1
24
Числовой отрезок.
1
Моделировать представление о числовом отрезке и способе решения с его помощью числовых выражений типа 2+1, 2-1.
Характеризовать свойства шара, конуса, цилиндра, различать формы данных фигур в предметах окружающего мира.
Присчитывать и отсчитывать единицы с помощью числового отрезка.
25
Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание единиц. Сложение вычитание в пределах 4 (С-7)
1
26
Число и цифра 5. Состав числа 5.
1
Определять состав числа 5.
Формулировать представление о пятиугольнике, параллелепипеде, кубе, пирамиде.
27
Сложение и вычитание в пределах 5.
1
28
Столько же. Равенство и неравенство чисел.
1
Сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар и фиксировать результаты сравнения с помощью знаков.
Складывать и вычитать в пределах 5 разными способами присчитывания и отсчитывания нескольких единиц на числовом отрезке.
Использовать для сравнения знаки «=» и «=»
Находить взаимосвязь между частями и целым.
29
Сравнение по количеству с помощью знаков «=» и «=»
1
30
Сравнение по количеству с помо-щью знаков >и <
1
31
Сравнение по количеству с помо-щью знаков >, < и =
1
32
Сложение и вычита-ние в пределах 5. Сравнение по коли-честву с помощью знаков (С-8)
1
33
Число и цифра 6. Состав числа 6.
1
Характеризовать состав числа 6, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка.
Устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
34
Сложение и вычитание в пределах 6.
1
35
Точки и линии. Компоненты сложения
1
Формировать представление о точке, линии.
Перечислять названия компонентов сложения и вычитания, использовать их в речи.
Сравнивать числа.
36
Области и границы. Компоненты вычитания
1
Группировать области и границы, а также различать области и границы.
Знать состав чисел в пределах 6, выполнять сложение и вычитание в пределах 6.
37
Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6
(С-9)
1
Знать состав числа 6,выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6 на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка.
Устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
38
Контрольная работа №2. Числовой отрезок 1-6, сравнение по количеству.
1
«Математика - 1, часть II»
39
Отрезок и его части
1
Представлять отрезок как самую короткую линию, соединяющую две точки.
Моделировать состав чисел в пределах 6, выполнять сложение и вычитание в пределах 6.
40
Число и цифра 7. Состав числа 7
1
Исследовать состав числа 7, способы его получения, писать цифру 7.
Использовать математическую терминологию.
Выполнять сложение и вычитание в пределах 7.
41
Состав числа 7. Ломаная линия. Многоугольник (С-10)
1
Иметь представление о способах записи процессов в виде сумм и разностей и о способе сравнения двух сумм и разностей.
Выполнять вычисления в пределах 7.
Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам
42
Выражения
1
43
Выражение. Сравнение, сложение и вычитание в пределах 7 (С-11)
1
44
Число и цифра 8. Состав числа 8
1
Моделировать состав числа 8 , способы его получения, уметь писать цифру8.
Понимать смысл действия сложения и вычитания.
Выполнять сложение и вычитание в пределах 8.
45
Сложение и вычитание в пределах 8
1
46
Сложение и вычитание в пределах 8 (С-12)
1
47
Число и цифра 9. Состав числа 9
1
Моделировать состав числа 9, способы его получения, уметь писать цифру 9.
Давать определения названия компонентов сложения и вычитания.
Выполнять сложение и вычитание в пределах 9.
48
Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9
1
Использовать таблицу сложения для определения результатов действий сложения и вычитания.
Выявлять взаимосвязи между компонентами и результатами сложения и вычитания, иметь представление об их использовании для сравнения выражений.
Быстро и правильно считать в пределах
49
Зависимость между компонентами сложения
1
50
Зависимость между компонентами вычитания
1
51
Сложение и вычитание в пределах 9. Зависимость между компонентами сложения и вычитание(С-13)
1
Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатами сложения и вычитания, иметь представление об их использовании для сравнения выражений.
Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам
52
Контрольная работа № 3 Числовой отрезок 1-9, таблица сложения и вычита-ния в пределах 9.
1
53
Части фигур. Соотношение между целой фигурой и ее частями
1
Разбивать фигуры на части, а также составлять фигуры из частей.
Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам
Выполнять сложение и вычитание в пределах 9.
54
Число 0. Свойства сложения и вычитание с нулем
1
Исследовать ситуации , в которых фигурирует пустое множество.
Разбивать фигуры на части, а также составлять фигуры из частей.
Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам
Выполнять сложение и вычитание в пределах 9.
Иметь представление о головоломке «Кубик Рубика»
55
Сравнение с нулем
1
56
Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик Рубика
1
57
Равные фигуры
1
Представлять равные фигуры как фигуры, совпадающие при наложении, обосновывать равенство фигур различными способами
проводить вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым.
58
Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация
1
Характеризовать цифры и числа, различны системы нумерации.
Проводить вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым.
59
Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9 (С-15)
1
Понимать отличие понятий «число» и «цифра».
Систематизировать представление об алфавитной нумерации.
Выполнять вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым.
60
Задача
1
Формировать представление о задаче, её логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), выделять их из произвольных текстов.
Выполнять вычисления в пределах 9.
61
Решение задач на нахождение части целого
1
Составлять простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам.
62
Взаимно обратные задачи
1
Распознавать взаимообратные задачи
Распознавать и составлять задачи, обратной данной.
63
Решение задач на нахождение части целого (С-16)
1
Уточнить представление о смысле выражений. На сколько больше? На сколько меньше? формировать умение применять их в речи
64
Разностное сравнение чисел
1
Анализировать простые задачи на разностное сравнение (3 случая), записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам.
65
На сколько больше? На сколько меньше?
1
Понимать смысл выражений. На сколько больше? На сколько меньше?, уметь применять их в речи.
Выполнять решение простых задач на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам
66
Задачи на нахожде-ние большего числа
1
Воспроизводить решение простых задач на разностное сравнение (3 случая), записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и, наоборот, составлять задачи по схемам.
Моделировать вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым
67
Задачи на нахожде-ние меньшего числа
1
68
Решение задач на разностное сравнение
1
69
Решение задач на разностное сравнение (С-17)
1
70
Контрольная работа № 4 Задачи на сло-жение и вычитание. Разбиение фигур на части.
1
«Математика -1, часть III»
71
Величины. Длина
1
Находить геометрические величины разными способами и измерять их (на примере понятия длины)
Анализировать зависимость между результатом измерения длины и величиной мерки, иметь представление о единицах измерения длины (шаг, локоть, сантиметр), определять длины отрезка с помощью различных мерок
72
Построение отрезков данной длины
1
Использовать различные инструменты и технические средства для измерения
Выявлять зависимость между результатами измерения величины и меркой.
Выполнять построение отрезков заданной длины с помощью линейки.
Распознавать и решать задачи на разностное сравнение
73
Измерение длин сторон многоугольников. Периметр (С-18)
1
Упорядочивать представление о периметре, о названиях сторон прямоугольника (длина и ширина).
Измерять стороны прямоугольника и находить его периметр.
Выполнять вычисления в пределах 9.
Планировать решение простых текстовых задач.
74
Масса
1
Исследовать представление о массе и её измерении.
Анализировать зависимость между результатом измерения массы и величиной мерки, знать единицы измерения массы (фунт, пуд, килограмм), измерять массы с помощью чашечных весов.
75
Сравнение масс предметов
1
Классифицировать задачи на разностное сравнение, сложение и вычитание масс предметов.
Измерять стороны прямоугольника и находить его периметр
76
Объем
1
Иметь представление об объёме (вместимости) тела и их измерении (на примере понятия длины)
Выявлять зависимость между результатом измерения объёма величиной мерки, различать единицы измерения объема (ведро, бочка, литр).
Измерять объем с помощью различных единиц измерения, воспроизводить решение задач на разностное сравнение, сложение и вычитание объёмов предметов
77
Свойства величин
1
Сравнивать и обобщать информацию о величинах: длине, массе, объёме, использовать единицы их измерения, проводить простейшие измерения величин.
Презентовать различные способы решения текстовых задачи на сложение, вычитание, разностное сравнение длин, масс, объёмов.
78
Величины и их свойства (С19)
1
79
Составные задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна)
1
Выбирать наиболее целесообразный способ решения составнх задач на сложение и вычитание в 2 действия (неизвестно целое и одна из частей)
Характеризовать представление о величинах: длине, массе, объёме, выбирать единицы их измерения, проводить простейшие измерения величин.
80
Введение понятия уравнения
1
Устанавливать закономерность понятий «уравнение», «корень уравнения», «решение уравнения».
Соотносить компоненты сложения и вычитания, определять зависимости между ними и использовать их для решения простейших уравнений
81
Уравнение с неизвестным слагаемым (С-20)
1
Решать уравнения на нахождение неизвестных вычитаемых и слагаемых на основе взаимосвязи между частью и целым.
Планировать решение составных задачи на сложение и вычитание, разностное сравнение величин
Воспроизводить алгоритм решения уравнения
82
Уравнения с неизвестным вычитаемым
1
83
Уравнения с неизвестным слагаемым и вычитаемым. (С-21)
1
84
Уравнения с неизвестным уменьшаемым
1
85
Уравнения с неизвестным уменьшаемым(С-22)
1
86
Уравнения с неизвестным уменьшаемым, слагаемым и вычитаемым
1
87
Контрольная работа № 5 Единицы массы, объёма, длины. Решение задач, уравнений
1
88
Укрупнение единиц счета
1
Представлять об укрупненных единицах счёта- коробками, ящиками, пачками и т.д., уметь складывать их и вычитать.
Объяснять выбор решения составных задач на сложение и вычитание, разностное сравнение величин.
Наблюдать за алгоритмом решения уравнения
89
Счёт укрупнёнными единицами
1
90
Число 10. Состав числа 10
1
Пересчитывать предметы в пределах 10 и выражать результат числом.
Моделировать состав числа 10.
Проводить вычисления в пределах 10..
Вырабатывать план действий при решении текстовых задач, уметь проводить их самостоятельный анализ.
Планировать решение составных задач на нахождение целого, если одна часть неизвестна.
Устанавливать зависимость между компонентами сложения и вычитания, зависимостями между ними и использования их для решения простейших уравнений
91
Сложение и вычитание в пределах 10 (С-23)
1
92
Составные задачи на нахождение целого (целое неизвестно)
1
93
Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. Составные задачи на нахождение целого (целое неизвестно)
1
94
Счет десятками
1
Анализировать десяток как укрупненную единицу счета, проводить счет десятками до 100 в прямом и обратном порядке.
Выбирать самостоятельно способ решения составных задач на нахождение целого, если одна часть неизвестна.
95
Круглые числа
1
Систематизировать представление о круглых числах.
Решать задачи на сложение и вычитание, в которых целое разбито на части разными способами.
Классифицировать названия круглых чисел, графически записывать круглые числа, сравнивать их, складывать и вычитать.
96
Дециметр
1
Исследовать новую единицу длины - дециметр.
Выполнять действия с круглыми числами.
Решать задачи на сложение и вычитание, в которых целое разбито на части разными способами.
Решать уравнения на основе знания взаимосвязи между целым и частным
97
Счет десятками. Круглые числа. Дециметр(С-25)
1
98
Контрольная работа №6 Укрупнение единиц счета. Реше-ние простых задач.
1
99
Счет десятками и единицами
1
Складывать, вычитать и сравнивать числа, выраженные в дес. и ед., выполнять действия с круглыми числами, решать уравнения и текстовые задачи
100
Название и запись чисел до 20. Разрядные слагаемые
1
Исследовать разрядный состав чисел второго десятка.
Правильно называть и записывать числа от 11 до 20
101
Сложение и вычитание в пределах 20
1
Понимать и использовать нумерацию чисел второго десятка, правильно называть и записывать эти числа, складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток.
Анализировать и решать задачи, решать уравнения, прогнозировать результат вычисления.
102
Числа 1-20(С-26)
1
103
Нумерация двухзначных чисел
1
104
Сравнение двухзначных чисел
1
Записывать, сравнивать, складывать и вычитать двузначные числа (без перехода через десяток изображать двузначные числа точками числового отрезка.)
Сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в сантиметрах и дециметрах.
105
Сложение и вычитание двухзначных чисел
1
106
Сложение и вычита-ние двухзначных чисел (С-27)
1
107
Сравнение, сложе-ние и вычитание двухзначных чисел(С-28)
1
108
Квадратная таблица сложения
1
Складывать и вычитать двузначные числа с переходом через десяток с помощью таблицы сложения.
109
Сложение в преде-лах 20 с переходом через десяток
1
Исследовать прием сложения однозначных чисел с переходом через разряд «по частям».
Использовать зависимость между частью и целым, приемы сложения и вычитания.
110
Сложение в преде-лах 20 с переходом через десяток по частям
1
111
Сложение в преде-лах 20 с переходом через десяток (С-29)
1
112
Вычитание в преде-лах 20 с переходом через десяток
1
Исследовать прием вычитания однозначных чисел с переходом через разряд «по частям».
Использовать зависимость между частью и целым, приемы сложения и вычитания.
113
Вычитание в преде-лах 20 с переходом через десяток (С-30)
1
114
Сложение и вычита-ние пределах 20 с передом через десяток
1
115
Решение текстовых задач со случаями сложения и вычита-ния в пределах 20 с переходом через десяток (С-31)
1
Выполнять с комментированием сложение и вычитание двузначных чисел.
Вычислять взаимосвязь между сложением и вычитанием, компонентами этих действий.
116
Контрольная работа №7 Сложение и вы-читание в пределах 20. Решение составных задач.
1
117
118
Работа над ошибками
Повторение.
Нумерация чисел в пределах 20.
1
1
Усвоить нумерацию чисел в пределах 20.
,
119
Сложение и вычитание в пределах 20
1
Анализировать компоненты сложения и вычитания, правильно устанавливать взаимосвязь между ними.
120
Уравнения
1
Решать уравнения на нахождение неизвестных вычитаемых и слагаемых на основе взаимосвязи между частью и целым.
121
Составные задачи на нахождение части и целого
1
Анализировать и решать текстовые задачи изученных видов.
122
Составные задачи на нахождение целого
1
Анализировать и решать текстовые задачи изученных видов.
123
Задачи на разностное сравнение чисел
1
Анализировать и решать текстовые задачи изученных видов.
124
Единицы длины
1
Анализировать зависимость между результатом измерения длины и величиной мерки, иметь представление о единицах измерения длины
125
Единицы массы и объёма
1
Анализировать зависимость между результатом измерения массы и величиной мерки, знать единицы измерения массы
126
Сравнение предметов по свойствам
1
Сравнивать предметы по цвету, форме и размеру, располагать их в порядке возрастания, убывания, выражать в речи признаки сходства и различия предметов.
127
Переводная контрольная работа
1
128
Работа над ошибками переводной контрольной работы
Итоговая контрольная работа
1
129
1
130
Работа над ошибками итоговой контрольной работы
1
131
Логические задачи
1
132
Геометрические задачи
1
-
Требования к уровню подготовки обучающихся
-
Учащиеся должны знать:
-
- название и последовательность чисел от1 до 100;
-
-таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
-
- как образуется следующая счетная единиц
-
-единицы измерения величин: см, дм, кг, л;
-
Учащиеся должны уметь:
-
-выполнять устные и письменные вычисления в пределах 100 без перехода через разряд;
-
-в простейших случаях продолжить заданную закономерность, найти нарушение закономерности;
-
-объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, сравнивать совокупность с помощью
-
составления пар;
-
-распознавать геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, куб;
-
-практически измерять величины длину, массу, объем различными мерками (шаг, локоть, стакан)
-
-решать уравнения ( на уровне навыка)
-
-решать простые задачи на сложение и вычитание