Русский язык 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций

Предмет: русский язык. Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова Класс: 2 Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа, постановка учебной задачи. Форма урока: нетрадиционная, с использованием активных методов обучения

Методы, применяемые на уроке:

проблемные; частично-поисковые; наглядные.

Учебно-материальное обеспечение:

мультимедийный проектор;

презентация Microsoft PowerPoint,

мультимедийный проигрыватель Winamp,

Оборудование:

1.Тетрадь, ручка, простой карандаш; 2. Русский язык, С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко 2 кл, ч.1., М., «ВИТА-ПРЕСС», 2010.

3.Лесенка знаний.
Цели урока: 1. Образовательные: - отработать письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных; - создать условия для постановки новой учебной задачи на следующий урок, когда появляется новая слабая позиция парного согласного (парный согласный перед звонким). 2. Развивающие: - продолжить развитие следующих компонентов учебной деятельности: целеполагания, учебной мотивации, само-взаимопроверки, рефлексии; - создать условия для развития логического мышления и речи учащихся. 3. Воспитательные: - продолжить формирование умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. - воспитывать уважение к грамотной и красивой речи.

ХОД УРОКА

1.Психологический настрой

- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Уже закончился урок? (Нет!)
- Только начался урок? (Да!)
- Хотите учиться? (Да!)
- Значит, можно всем садиться! Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. 2.Создание учебной ситуации. 2.1. Целеполагание
- Ребята, какая главная задача стоит перед нами на уроках русского языка, когда мы двигаемся по лесенке знаний? (Изучить родной язык, научиться писать без ошибок, с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных.) -Отметьте знаком, на какой лесенке сейчас вы находитесь? 2.2.Чистописание.
-Как, по вашему мнению, называется письмо без ошибок? (Чистописание) -Верно, с традиционной минутки чистописания мы начнём наш урок.
- Прочитайте буквы на экране: п ю р н т ф - Что общего в написании букв? (В написании их есть прямая наклонная линия) - Какая буква лишняя? (ю - гласная) - На какие две группы можно разделить оставшиеся буквы? (звонкие - глухие, парные - непарные) - Отгадайте, какая буква выбрана для чистописания, если она состоит из трёх разных элементов и обозначает звук согласный глухой? (т ) - Какие элементы надо уметь писать, чтобы «собрать» эту букву? (Прямую наклонную линию, линию с закруглением с одной стороны ) - Что можете рассказать о «работе» буквы Т в русском языке? (Обозначает звук согласный, глухой, может быть твёрдый [т] или мягкий [т'],в паре по звонкости-глухости с буквой Д)
2.3.Актуализация знаний. Ситуация успеха.

-К нам в класс вернулось письмо, которое мы отправляли коту Леопольду.

[ пр'ив'эт л'иапо л'т]!

[ ты был ф гас'т'ах у п'ирваклашик ].

[ пр'ихад'и к нам, оч'ин' прос'им]!

[фтараклашк'и].

-Ребята, это мы его писали?

(Да, наше!)

-Это письмо коту Леопольду подсказало нам тему урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

(Мы будем сегодня говорить о том, что написание и произношение не совпадают, поэтому на письме есть слабые и сильные позиции).

-Верно, тема нашего урока: «Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций»

- Теперь понятно, почему запись какая-то странная?

(Это транскрипция).

- А что такое транскрипция?

(Это звуковая запись).

- А вы что не умеете писать буквами?

(Умеем!)

2.4.Ситуация затруднения.

- Запишите это письмо, только буквами, но прежде скажите, как вы это будете делать?

(Сначала мы поставим ударение, затем определим позиции звуков).

- А для чего вы определяете позиции звуков?

(Чтобы на месте слабых позиций сделать пропуск).

- Слабые позиции? А что это за позиции?

(В слабой позиции могут стоять гласные и согласные звуки. Для гласного слабая позиция, когда на него не падает ударение).

-А где в вашем письме слабые позиции?

(В слове [пр'ив'эт] ударение падает на звук [э], звук [и] стоит в слабой позиции, потому что на него не падает ударение, звук [т] стоит в слабой позиции, потому что он в конце слова, он парный).

(Во время объяснения учащиеся выходят к доске, ставят ударение и подчёркивают звуки в слабых позициях. Так разбирается каждое слово письма).

- Итак, зачем нужно письмо с пропусками?

(Чтобы у нас не было ошибок при письме, мы не знаем какую точно букву надо писать на месте звука, который стоит в слабой позиции).

-Ну что ж, с заданием мы справились, можно и отдохнуть.

3. Физминутка

Однажды наш гость кот Леопольд оказался в удивительном месте. Вокруг него много зелени, светит ласковое солнышко. И он залюбовался. Вдруг он увидел…..(физминутка на слайде)

4. Работа по учебнику

-Красивая была полянка, но вернемся к нашему уроку и откроем учебники. Авторы предложили нам очень интересное задание, откройте учебник на странице 50. упражнение № 47. Прочитаем, познакомимся с ним. (читают текст) Найдите слова, в которых есть несколько слабых позиций, отметьте эти слова. (в далекой, Африке, мороженого)

-Ребята, а есть ли слова со звуком [ы]

(Жираф, лежит).

-А почему вы так считаете? (ответы детей)

-Верно, ребята, вот так с буквой и написали бы эти слова дети, которые учились много веков назад. Но учитель не задал бы им вопрос, который я вам задала., потому что в те далекие времена звуки [ж], [ш] наши предки произносили мягко и писали букву и. А мы из уважения к нашим традициям написания пишем букву и, хотя звуки[ж], [ш] стали твердыми.

-Теперь запишите первые четыре строчки стихотворения с пропуском орфограмм слабых позиций. А орфограммы сильных позиций подчеркните.

Физминутка

Итак, чтобы наш Жираф побыстрее выздоровел, мы подскажем ему несколько упражнений, поднимитесь все.

5. Групповая работа

-Итак, ребята, мы узнали, что гласные очень часто попадают в слабые позиции. А случается ли такое с согласными звуками? Я хочу предложить вам задание, составьте слово, используя знаки игрового поля. (задание выполняется в парах, дети узнают закодированное слово, называют его, затем записывают)

4

[ П ]

[ О]

[ М'

[ Э ]

3

[ Ы ]

[ В ]

[ Г ]

[ А ]

2

[ Ш ]

[ В ]

[ У ]

[ Л ]

1

[ К]

[ Ц ]

[ З ]

[ Н' ]

1

2

3

4

2,2

2,4

1,1

3,1

4,3

4,2


(вокзал)

- Какая группа раньше всех справилась с заданием?

- Кто может что-то сказать по своей работе? (…..)

-Ребята, произнесите еще раз это слово (вокзал)

-Какие слабые позиции вы для себя отметили?

- Ребята, это слово произошло от англ. Vauxhall - название парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона (ныне в черте города), принадлежавшего в 17 в. В русском языке слово «вокзал» стало нарицательным, благодаря одному из первых вокзалов в России - вокзал в г. Павловске под Петербургом, служившему одновременно и пассажирским зданием и залом, в котором устраивались концерты. А сейчас это слово понимается, как здание (комплекс зданий), сооружения и устройства для обслуживания пассажиров, управления движением транспорта.

-Ребята, а используют ли жители нашей станицы в своей речи слово вокзал? Ответьте полным предложением.

6. Рефлексия.

-Итак. Ребята, какую учебную задачу мы решали на уроке?

-Смогли ли мы подняться вверх на следующую ступеньку? Отметьте себя на лесенке знаний.

- Какую учебную задачу мы будем решать на следующем уроке, исходя из последнего задания?

(Есть слабая позиция согласного).

-Чьё объяснение слабой позиции вам показалось верным, точным и понятным?

-Запишите в дневник домашнее задание упражнение №46.

-Мы обязательно научимся проверять разные орфограммы - у нас впереди ещё столько открытий!

-Спасибо за урок, ребята! Мне было интересно с вами работать.


© 2010-2022