Конспект урока Литературного слушания в 1 классе Е. Ильина Шум и Шумок

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока

составила Шинтяпина Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Первомайская СОШ» Первомайского района Оренбургской области Класс: первый Предмет: обучение грамоте (литературное слушание) Учебник: Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: уроки слушания. 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф,2013г. Л.А.Ефросинина. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Вентана-Граф, 2015г.

Тема урока: «Е. Ильина «Шум и Шумок»» Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Е. Ильиной «Шум и Шумок», для осознанного восприятия литературного произведения, формирования нравственных понятий о дружбе, поведении в школе, отношении к другим людям. Планируемые результаты (УУД): личностные: осознают значимость чтения; метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; познавательные - формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; коммуникативные - оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; предметные: научатся сравнивать жанры (стихотворение, рассказ, сказка), получать информацию о героях, произведении или книге, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в группах.

Сценарий урока I. Организационный момент. Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмём И к сердечку поднесём. - Вы чувствуете солнечное тепло? Пусть сегодня на уроке будет тёплая, дружеская атмосфера. Повернитесь друг к другу, поклонитесь, улыбнитесь, пожелайте друг другу дружеских успехов, творческой работы на уроке. А в конце урока покажем своё настроение. II. Работа с книгами о детях. − Рассмотрите модели обложек. Определите тему и жанр каждой «книги». (Рассказы о детях, стихи о детях, сказки о детях.)

Конспект урока Литературного слушания в 1 классе Е.Ильина Шум и Шумок
Учитель может предложить для работы книги с выставки, подготовленной им самим. Например, стихи о детях: Барто «В школу»; Аким «Мой верный чиж»; Благинина «Тюлюлюй»; рассказы о детях: Баруздин «Человеки»; Пермяк «Пичугин мост»; Носов «Фантазёры»; Пантелеев «Буква "ты"»; Железников «История с азбукой»; сказки о детях: русские народные сказки «Привередница», «Гуси-лебеди»; Шарль Перро «Красная Шапочка» и др.)



− Рассмотрите книги на выставке. Прочитайте заголовок и фамилию автора. Определите, какие книги соответствуют первой (второй, третьей) модели. Объясните свой ответ. III. Работа по теме урока. 1. Вступительная беседа.

− Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит запись шума моря; шума леса; шума детских криков, голосов.) − Что вы услышали и представили? Какой шум не понравился? Почему? Где можно услышать этот шум? (На улице, в магазине, в школе.) − Откройте учебник. Рассмотрите картинки и скажите, о чем пойдет речь в произведении? Как оно называется? Кто автор произведения? Слово об авторе (информация для учителя). Елена Ильина (настоящее имя − Лия Яковлевна Прейс, урождённая Маршак; 1901−1964) − русская советская писательница. Сестра С. Я. Маршака. Окончила Ленинградский институт истории искусства. Печаталась с 1925 года. Автор повестей «Медведь-гора» (1936), «Четвёртая высота» (о подвиге Гули Королёвой, 1945), «Это моя школа» (1955), документальной повести для детей «Неутомимый путник» (1964). Елене Ильиной принадлежит много рассказов, стихов и сказок для детей младшего и среднего возраста. Занималась переводом иностранной литературы на русский язык.

2. Слушание произведения, беседа после чтения.

Учитель читает рассказ до рубрики «Прочитай*». − Какое чувство вызвало это произведение? Как вы думаете, почему автор так его назвала? Каким представляете Шум в рассказе? Как на Шум подействовало слово «тихо»? Хотите узнать, куда спрятался Шумок? Читаем дальше. Читаем текст под рубрикой «Прочитай*».

3. Работа с учебником. (Самостоятельная работа в парах)

− Прочитайте предложения в учебнике. Выполните задания на карточках.

Карточка 1.

- С помощью стрелок укажите, где какой шум живет.

Морской шум

в лесной чаще

Зеленый шум

в городе

Шум улицы

у берегов

Шум ветра

в городе

Шум голосов

в поле

Проверка выполненной работы.

Физкультминутка

4. Повторное чтение текста. − О каком Шуме идет речь в тексте? Какие слова использует автор, называя его? На доске записаны слова: Шумок, Шум, Большой Шум, Шумиголова. − Как вы думаете, почему названия разные? От чего это зависит? Кто помогает рождению Шума? Чего боится Шум? Когда он снова появляется? Почему? − Как вы понимаете предложение: «Тут Шумок под шумок подобрался к ребятам»?

5. Работа по тетради.

Слайд: «Где много шуму, там мало толку».

− Прочитайте, подчеркните пословицу. Объясните её. − Что чаще появляется в классе: Шум или Шумок? Как от него избавиться?

6. Моделирование обложки. Слайд: три модели жанров. − Определите, какая модель обложки подходит к нашему произведению. Почему третья модель? Каким цветом раскрасим прямоугольник? (Рассказ о детях, поэтому прямоугольник − жёлтый.)

Конспект урока Литературного слушания в 1 классе Е.Ильина Шум и Шумок

IV. Итог урока. − С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор? Почему Елена Ильина назвала свой рассказ «Шум и Шумок»? Можно ли сказать, что этот рассказ о вас? Чему учит рассказанная автором история? (Где много шуму, там мало толку.) Для самостоятельной работы (по желанию учащихся): придумать свою историю с героями Шум, Шумок и Угомон; найти и принести в класс книги о детях.



















© 2010-2022