- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование по предмету ОРКСЭ курс «Основы светской этики» учебник М. Т. Студеникин
Планирование по предмету ОРКСЭ курс «Основы светской этики» учебник М. Т. Студеникин
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Блохина М.Н. |
Дата | 01.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 655 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
РЕКОМЕНДОВАНА
МО учителей начальной школы
протокол № 1 от «____»_08. 2014г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
______________/______________/
«_____»_______________2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________ И.А.Салыгина
Приказ № ______от «___»_______2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 классы
2014-2015 учебный год
составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта
и основной образовательной программы начального общего образования,
в соответствии с авторской программой М. Т. Студеникина,
«Основы светской этики», Москва, ООО «Русское слово», 2012 год.
Программу составила:
учитель начальных классов
Блохина М.Н.
Пояснительная записка: В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе. Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности - воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи». На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника - это его ответственная и добросовестная учеба. Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности. Задача школы - воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине - России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия - Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ. На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.
Цели и задачи обучения в начальной школе: Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»
Личностные результаты
-
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-
Формирование семейных ценностей;
-
Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
-
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-
Понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
-
Формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в российской культуре;
-
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
-
Осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
-
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
Готовность слушать собеседника и вести диалог; Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
-
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всего: 34 часа
Тема
Кол-во часов
Предпола-гаемая дата
Фактическая дата
Содержание
Дидактические единицы стандарта
I четверть
Введение в предмет
1 01-05.09 __-__.__ Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.
Этика и ее значение в жизни человека. Культура и мораль. Этикет.
Россия - Родина моя
-
Родина. Россия на карте
-
Россия - много-национальное государство
2
08-12.09
15-19.09
__-__.__
__-__.__
Понятие Родина. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, ее географическое положение, при рода, наследие.
Россия - многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. Патриотизм. Россия - наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Этикет.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Этикет.
Этика и этикет
- Этика
- Этикет
2
22-26.09
29.09-03.10
__-__.__
__-__.__
Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории.
Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения человека, их характеристика.
Этика и ее значение в жизни человека.
Этикет. Нормы морали.
Вежливость
- Вежливость, уважение.
- Недостатки и слабости людей.
2
06-10.10
13-17.10
__-__.__
__-__.__
Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице.
Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.
Нормы морали. Этикет.
Добро и зло
- Добро
2
20-24.10
__-__.__
Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слова. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать - начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневное проявление доброты.
Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.
II четверть
Добро и зло (продолжение)
- Зло
03-07.11
__-__.__
Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слова. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать - начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневное проявление доброты. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.
Дружба и порядочность
- Дружба
- Порядочность
2
10-14.11
17-21.11
__-__.__
__-__.__
Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстность, справедливость. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали.
Методика создания морального кодекса в школе. Этикет.
Честность и искренность
- Честность
- Искренность
2
24-28.11
01-05.12
__-__.__
__-__.__
Понятия честность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.) Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности.
Понятия искренность. Искренность - составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдение законов.
Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Нравственные традиции предпринимательства. Методы нравственного самосоверщенствования. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет.
Гордость и гордыня
- Гордость
- Гордыня
2
08-12.12
15-19.12
__-__.__
__-__.__
Понятие гордость. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
Понятие гордыня. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги.
Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Этикет.
Обычаи и обряды русского народа
- Обычаи русского народа
2
22-26.12
__-__.__
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помоловка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью.
Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.
III четверть
Обычаи и обряды русского народа (продолжение)
- Обряды русского народа
12-16.01
__-__.__
Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.
Терпение и труд
- Терпение
- Труд
2
19-23.01
26-30.01
__-__.__
__-__.__
Значение слова терпение. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение.
Что такое труд. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба - важнейший труд школьника.
Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствования. Этикет.
Семья
- Семья.
- Фамилия.
2
02-06.02
09-13.02
__-__.__
__-__.__
Семья - объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на руси. Имя и фамилия.
Фамилия - наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.
Высшие нравственные ценности. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет.
Семейные традиции
- Традиции.
- Разнообразие традиций.
2
16-20.02
23-27.02
__-__.__
__-__.__ Традиция - передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет.
Сердце матери
- Роль матери в семье.
- Мать - творец человека.
2
02-06.03
09-13.03
__-__.__
__-__.__
Роль матери в семье. День матери в России. Традиции празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье - неразделимые понятия.
Мать - творец человека. Подарить радость маме. ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.
Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы. Нормы морали. Этикет.
Правила твоей жизни
-
Дисциплина учащихся в школе.
2
16-20.03
__-__.__
Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика.
Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Этикет.
IV четверть
Правила твоей жизни
(продолжение)
-
Культура общения сверстников.
01-03.04
__-__.__
Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.
Праздники народов России
- Праздники.
- Мусульманские праздники.
2
06-10.04
13-17.04
__-__.__
__-__.__
Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, рождество, Крещение.
Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан-байрам, Буддийские праздники.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет.
Защитники Отечества
- День защитника Отечества.
- Защита Родины - долг каждого гражданина РФ.
2
20-24.04
27-30.04
__-__.__
__-__.__
23 февраля - день защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с XIII до XXв.: Невская битва, сражение на Чудском озере, куликовская битва, борьба с поляками в XVII в., подвиги полководца А.В. Суворова,Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов.
Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины - долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ - почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.
Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Этикет.
Итоговое повторение
- Этика и ее значение в жизни человека.
- Государство и мораль гражданина.
- Любовь и уважение к Отечеству.
3
04-08.05
11-15.05
18-22.05
__-__.__
__-__.__
__-__.__
Основные знания и умения по этике и этикету.
Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству.