Планирование по предмету ОРКСЭ курс «Основы светской этики» учебник М. Т. Студеникин

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 655 Приморского района г. Санкт-Петербурга.

РЕКОМЕНДОВАНА


МО учителей начальной школы


протокол № 1 от «____»_08. 2014г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

______________/______________/

«_____»_______________2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______________ И.А.Салыгина


Приказ № ______от «___»_______2014г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

4 классы

2014-2015 учебный год

составлена на основе

Федерального государственного образовательного стандарта

и основной образовательной программы начального общего образования,

в соответствии с авторской программой М. Т. Студеникина,

«Основы светской этики», Москва, ООО «Русское слово», 2012 год.





Программу составила:

учитель начальных классов

Блохина М.Н.



Пояснительная записка: В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе. Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности - воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи». На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника - это его ответственная и добросовестная учеба. Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности. Задача школы - воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине - России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия - Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ. На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.

Цели и задачи обучения в начальной школе: Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики»

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • Формирование семейных ценностей;

  • Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • Понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • Формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в российской культуре;

  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

  • Осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Всего: 34 часа

Тема

Кол-во часов

Предпола-гаемая дата

Фактическая дата

Содержание

Дидактические единицы стандарта

I четверть

Введение в предмет

1 01-05.09 __-__.__ Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.
Этика и ее значение в жизни человека. Культура и мораль. Этикет.

Россия - Родина моя

  1. Родина. Россия на карте



  1. Россия - много-национальное государство

2

08-12.09







15-19.09

__-__.__







__-__.__

Понятие Родина. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, ее географическое положение, при рода, наследие.

Россия - многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры. Патриотизм. Россия - наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству. Этикет.







Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Этикет.

Этика и этикет

  1. Этика




  1. Этикет

2

22-26.09



29.09-03.10

__-__.__



__-__.__

Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории.

Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения человека, их характеристика.


Этика и ее значение в жизни человека.

Этикет. Нормы морали.

Вежливость

  1. Вежливость, уважение.












  1. Недостатки и слабости людей.

2

06-10.10













13-17.10

__-__.__













__-__.__

Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице.

Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.

Нормы морали. Этикет.

Добро и зло

  1. Добро

2

20-24.10


__-__.__


Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слова. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать - начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневное проявление доброты.


















Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

II четверть

Добро и зло (продолжение)

  1. Зло






03-07.11



__-__.__

Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слова. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать - начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневное проявление доброты. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

Дружба и порядочность

  1. Дружба














  1. Порядочность

2



10-14.11











17-21.11



__-__.__











__-__.__

Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстность, справедливость. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.


Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали.





Методика создания морального кодекса в школе. Этикет.

Честность и искренность

  1. Честность














  1. Искренность

2



24-28.11













01-05.12



__-__.__













__-__.__

Понятия честность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.) Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности.

Понятия искренность. Искренность - составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдение законов.

Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Образцы нравственности в культуре Отечества. Нравственные традиции предпринимательства. Методы нравственного самосоверщенствования. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет.
Гордость и гордыня

  1. Гордость








  1. Гордыня

2

08-12.12







15-19.12

__-__.__







__-__.__

Понятие гордость. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Понятие гордыня. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги.

Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Этикет.

Обычаи и обряды русского народа

  1. Обычаи русского народа


2



22-26.12




__-__.__


Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помоловка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом-солью.


Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет.

III четверть

Обычаи и обряды русского народа (продолжение)

  1. Обряды русского народа








12-16.01





__-__.__

Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.


Терпение и труд

  1. Терпение








  1. Труд

2

19-23.01







26-30.01

__-__.__







__-__.__

Значение слова терпение. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение.

Что такое труд. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба - важнейший труд школьника.

Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствования. Этикет.

Семья

  1. Семья.








  1. Фамилия.

2

02-06.02







09-13.02

__-__.__







__-__.__

Семья - объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на руси. Имя и фамилия.

Фамилия - наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.

Высшие нравственные ценности. Образцы нравственности в культурах разных народов. Этикет.

Семейные традиции

  1. Традиции.




  1. Разнообразие традиций.

2

16-20.02



23-27.02

__-__.__



__-__.__ Традиция - передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет.

Сердце матери

  1. Роль матери в семье.








  1. Мать - творец человека.

2

02-06.03









09-13.03

__-__.__









__-__.__

Роль матери в семье. День матери в России. Традиции празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье - неразделимые понятия.



Мать - творец человека. Подарить радость маме. ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.

Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы. Нормы морали. Этикет.

Правила твоей жизни

  1. Дисциплина учащихся в школе.

2

16-20.03












__-__.__












Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика.

Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Этикет.

IV четверть

Правила твоей жизни

(продолжение)

  1. Культура общения сверстников.




01-03.04

__-__.__

Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.

Праздники народов России

  1. Праздники.










  1. Мусульманские праздники.

2



06-10.04









13-17.04



__-__.__









__-__.__



Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, рождество, Крещение.

Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан-байрам, Буддийские праздники.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Этикет.

Защитники Отечества

  1. День защитника Отечества.
















  1. Защита Родины - долг каждого гражданина РФ.

2

20-24.04

















27-30.04

__-__.__

















__-__.__

23 февраля - день защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с XIII до XXв.: Невская битва, сражение на Чудском озере, куликовская битва, борьба с поляками в XVII в., подвиги полководца А.В. Суворова,Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов.

Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины - долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ - почетная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.

Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Этикет.


Итоговое повторение

  1. Этика и ее значение в жизни человека.


  1. Государство и мораль гражданина.





  1. Любовь и уважение к Отечеству.

3

04-08.05





11-15.05







18-22.05


__-__.__





__-__.__







__-__.__

Основные знания и умения по этике и этикету.

Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству.

© 2010-2022