• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на тему: « Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир».








учитель начальных классов МБОУ «Травинская СОШ»

Труфанова Л.Н.

2013-2014 уч.год










Разработка концепции универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Согласно новому образовательному стандарту на протяжении обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы следующие УУД:

  • личностные;
  • регулятивные;
  • познавательные;
  • коммуникативные.
Познавательные УУД, на мой взгляд, являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают школьнику умение искать и находить релевантную информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи. К познавательным УУД относятся:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения;
  • формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации; вносить необходимые коррективы и действия;
  • использование различных способов поиска информации (в справочных источниках, у взрослого), ее сбора, анализа; участие в подготовке проекта, исследовании;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебной задачей; умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. Обобщение, классификация по родо-видовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под известные понятия;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Решение данной задачи не представляется возможным без использования интерактивных методов и приемов обучения в современном учебном процессе. В настоящее время в педагогической копилке учителя находится достаточно большой и разнообразный арсенал средств и приемов, позволяющих вовлечь каждого ученика в активный поиск знаний. Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, метод мозгового штурма, метод критического мышления, мини-исследования, конкурсы, игры, ролевые игры, метод анкетирования, проектную деятельность и др. В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от учителя, а в процессе собственной активности и сотрудничества с другими учениками. Учебный процесс с использованием интерактивных приемов обучения проходит в режиме ученик - ученик, ученик - класс, ученик - группа, группа учащихся - класс, анкетирование и др. С другой стороны, ученик в процессе взаимодействия на уроке с другими учениками, педагогом овладевает системой уже испытанных способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Таким образом, знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания. При этом учитель должен создать благоприятные условия, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания и т.о. строить процесс обучения и познания мира. Использование интерактивных методов повышает «плотность» общения учащихся на уроке, т.к. все ученики вовлечены в учебный процесс одновременно, а учитель является организатором и руководителем этого процесса. Основным источником информации на уроках в начальной школе является, безусловно, учебник. Работая с учебником, ученики учатся понимать условные знаки: «Что узнаем, чему научимся», «Работаем в паре», «Работаем в группе», «Работаем со взрослыми», «Атлас-определитель», «Электронное приложение к учебнику»; учатся воспринимать и анализировать информацию, выделять главное, находить причинно-следственные связи, выявлять достоверную (противоречивую) информацию, делать обобщение и выводы. Такие задания по географической карте как сравни озера (горы, реки, города и т.д.) нашей страны, способствуют формированию необходимых познавательных УУД. Выполнение практических работ, заданий в тетрадях с печатной основой формируют и развивают универсальные учебные действия не только на базовом, но и на продвинутом уровне. Начиная со 2- го класса, ученики работают с дополнительными источниками информации: учебными пособиями А. А. Плешакова: «Атлас-определитель», «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне» и любой другой справочной литературой. Уже на этом этапе обучения, используя работу в парах, стараюсь вовлечь всех учащихся в активное обсуждение и решение поставленной задачи. Начиная с 3 - го класса, школьники учатся составлять компьютерные презентации, электронные фотоальбомы, снимать видеофильмы по заданной теме, делать репортажи. Эффективно проходит работа в группах по 4-6 человек. Задания для групп могут быть самые разнообразные:
  • Расскажите о нашем городе;
  • Расскажите о самой нужной профессии;
  • Расскажите, как работают различные отрасли экономики в нашем крае;
  • Составьте меню лицеиста;
Следующая группа заданий требует от учащихся создание плаката или памятки:
  • Значение домашних животных для жизни человека;
  • Собака - друг человека;
  • Кошки в жизни человека;
  • Правила друзей природы;
  • Правила безопасного поведения на улице зимой;
  • Планете больна (экологические проблемы).
Проектная деятельность - наиболее эффективный метод формирования УУД. Темы проектов для учащихся 3-4 классов:
  • Фото-рассказ о родном городе;
  • Редкие растения и животные;
  • Профессии наших родителей;
  • Музеи нашего города;
  • Рекорды Земли (самая большая река, гора и др. географические объекты);
  • Решаем экологические проблемы: как защитить океан от загрязнения, как спасти тропические леса, как изба виться от мусора;
  • Культурное наследие (памятники ЮНЕСКО);
  • Природное наследие (одно из природных «чудес» планеты);
  • Заповедники России;
  • Интервью с историческим персонажем (Петр I, Екатерина Великая, Дмитрий Донской, Христофор Колумб и др.).
Урок в форме пресс-конференции также является одним из самых эффективных интерактивных методов обучения в моей работе. Приведу примеры тем, по которым мы с учениками проводим пресс-конференции:
  • Экологические проблемы нашего края;
  • Как сохранить крепкое здоровье;
  • Надо ли спасать болото;
  • Как сохранить леса.
На канале «Россия - К» уже много лет идет ток-шоу «Культурная революция». Формат этой передачи я использую на своих уроках под названием «Ищем истину». Темы наших «ток-шоу»:
  • Крепостное право на Руси принесло пользу
© 2010-2022