Технологическая карта урока «Вода на Земле»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока Учитель: Ширяева Ольга Витальевна Класс: 2«в». Предмет: Окружающий мир. УМК «Гармония». Тема урока: « Вода на Земле». Тип урока: урок открытия новых знаний на основе деятельностного метода обучения. Цель урока: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленная на достижение ими следующих планируемых результатов: Личностные: воспитывать эстетические чувства и экологическую культуру, развивать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем, оценивать действия и поведение людей, свое собственное. Метапредметные: продолжить развитие умения систематизировать знания в виде схем, диаграмм, выполнять простые опыты; развивать умение работать с разными источниками информации, развивать умение решать проблемы творческого и поискового характера. Предметные: формировать представление о самых крупных естественных водоёмах, об океанах и морях, их значении для человека, об особенностях морской воды, о проблеме загрязнения морей, о правилах безопасного поведения на воде. Основные термины и понятия темы: Океан, море, материк. Межпредметные связи: изобразительное искусство. Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Оборудование: компьютерная презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием, цв. карандаши, глобус.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.
Самоопределение к деятельности

1 - 2 мин

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие. Позитивный настрой на урок. - К нам пришли гости, покажите себя, улыбнитесь! Ведь мы очень рады гостям! Ребята, давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу удачи, успехов. И любая преграда будет нам нипочем, потому что мы вместе! Настраиваются на урок. Приветствие учителя, организация и концентрация внимания.

побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам


II. Актуализация опорных знаний, мотивация. ( слайд 1)

( слайд 2)

1 - 2 мин

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

- Сегодня мы с вами - учёные. Нам предстоит сделать много открытий. Будьте внимательны, активны!

На предыдущих уроках мы говорили о формах суши и их разнообразии.

Давайте вспомним:

- Как называются огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой? (материки)

- Сколько материков на нашей планете? (6).

Назовите их и покажите по карте. - На каком материке находится наша страна?

Применяют полученные знания

Обсуждают и повторяют названия материков (в группах)

Закрепляют понятие

«материк».

Дети работают у доски. Формирование учебной мотивации


( слайд 3)

( слайд 4)

2 - 3 мин

III. Формулирование темы урока

( слайд 5)

Цель:
- Равные ли участки земной поверхности занимают материки (суша) и вода? (Вспоминаем диаграмму соотношения суши и воды на Земле) Цветовое обозначение суши и воды на карте. «Голубой шарик», так говорили про планету наши космонавты, это мы видим на экране? (слайд) Если раскрутить глобус (модель Земли) и посмотреть на него, то можно увидеть, что он нам покажется голубым. Это говорит о том, что большая часть земной поверхности покрыта водой.(слайд)

- Какова же тема нашего урока? (слайд)

Фронтальная работа.

Формулируют тему урока вместе с учителем Самостоятельно формулируют тему урока после предварительного обсуждения. IV. Постановка цели и учебной задачи

( слайд 6)

5 мин

( слайд 7)

( слайд 8)

Цель:

Фиксация новой учебной задачи Организую погружение в проблему. - Скажите, где, в чём хранится вода на Земле? (Ответы детей) (слайд) - Как называются водоёмы, разделяющие материки? (Океаны.) - Часто мы слышим Мировой океан? Как думаете, что такое мировой океан? (Ответы детей). Давайте сравним свои ответы с учебником.(стр. 35). Прочитайте вслух. А мы сказали, что Мировой океан это моря и океаны. - Сколько океанов на Земле (5) (слайд), назовите и покажите их. Ученые мы правы? (стр. 20) Составим схему (модель). - Что такое океан? Море? (помещаю круги один в другой) Какой вывод сделаем? Море - часть океана, океан самая большая часть Мирового океана, а моря и океаны называют Мировым океаном. Цель нашего исследования сегодня океаны и моря. Фиксируем на доске. - Какие океаны омывают территорию России? (слайд) Побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам.
Учащиеся делают свои выводы. Проверить по учебнику. Находят и показывают океаны на карте полушарий.


Учащиеся работают с картой, находят океаны омывающие территорию России. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Умение работать в парах.


Фронтальная работа V.«Открытие» учащимися нового знания.

(слайд 9)

  1. Создание проблемной ситуации

( слайд 10)

2 мин

Цель:

Создание проблемной ситуации, поиск путей решения проблемы.


Загадка: - Кругом вода, а с питьем беда Кто знает, где это бывает? (море) (слайд) - О какой воде идет речь? (о морской, о солёной) - Утолим ли мы жажду? - Разве человечеству не хватит воды (ответы детей) 98% этих гигантских запасов воды приходится на солёную воду и только 2% - на пресную (несолёную).(слайд) Пресная вода распределена неравномерно, в центральных и южных районах её не хватает. Более половины нашей планеты находится сегодня на жёстком водном пайке. Воды недостаёт Нью - Йорку, Токио, Парижу, Гонконгу и многим другим большим городам. Так что вопрос: утолим ли мы жажду? - как видите, не случаен.

Знакомятся с информацией. Отгадывают загадку.

Встречаются с

недостаточными

знаниями.

Испытывают

затруднения.

Формулируют новое

знание


Регулятивные: Пытаются решить задачу известным способом. Совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, фиксируют проблему работают по плану. Сверяют свои действия с целью. Познавательные: Подбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации, перерабатывают учебную информацию. Делают выводы. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы.

  1. Первичное

осмысление и закрепление.

Самостоятельная работа.

( слайд 11, 12) 2 мин


Организую учебное взаимодействие учеников (работа в парах) практическую работу, коррекционную работу, самостоятельную коррекционную работу. Задания на карточках Работа по карточкам. Укажи, стрелками водоёмы, которые являются источниками пресной и солёной водой. (слайд)
Родник Море Река Пресная Ледник Океан Солёная Болото Колодец Озеро Самостоятельная работа в парах по карточкам. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы. Умеют в парах.

Взаимооценка работы V. Физминутка 1мин
игра «Море волнуется»

  1. Опыты

Работа в тетради

5 - 7 мин

Цель: Совместное исследование проблемы, развивать умение проводить несложные исследования. - Ученые, что будет являться предметом нашего дальнейшего исследования? (Морская вода, будем доказывать, что она не пригодна). Как это доказать в условиях нашей лаборатории? (проводим опыт с водой) Опыт его описание мы найдём в тетради (т. с.18, № 30). Опыт 1. Ученый одной лаборатории уже успели сделать опыт и вот что у них получилось… Вывод: морская вода солёная не пригодна для питья. Опыт 2. Ученые, предположите, что может остаться? Мы согласимся? Проверим, нальем воды в блюдце, поставим на огонь и будем наблюдать. Что произошло? Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей. Опыт 3. Добавьте несколько капель йода в воду, можно понюхать, почувствовать запах морской воды. Под руководством учителя, по инструкции в тетради выполняют опыты. Делают вывод: - морская вода солёная не пригодна для питья; - при испарении остаётся соляной осадок;
Познавательные: самостоятельно осуществляют опыты. Регулятивные: ориентируются в рабочей тетради. Личностные: умение работать в группе, находить общее решение, взаимооценка работы

  1. Работа по учебнику

( слайды 13,14,15)

5 - 7 мин

Цель: Развитие умения работать с источниками информации. Организую учебное взаимодействие учеников (группы) Ученые, сейчас вы получите карточки с заданием, каждая группа будет проводить свое исследование. (На карточках указана страница учебника и вопрос, на который ученики должны найти ответ с помощью учебника) (слайд)
1гр. - Значение моря и океана для людей 2гр. - Какие животные и растения обитают в морях. 3гр. - Что такое шторм и цунами?

Океан может быть очень опасным! Работа в группах Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника. Регулятивные: ориентируются в учебнике.

  1. Работа в тетради

( слайды16)

5 мин Цель: Развитие умения дифференцировать информацию. - Ученые, а как выглядит море во время шторма? Какие будут предположения? Кто прав? Работа в тетради, чтение с.19,упр.32. - Рассмотрите картину художника Айвазовского. (слайд 16) Как выглядит море на этой картине, ответьте словами из текста, а вы знаете, что художники, рисующие море, называются маринистами. Читают текст, находят и подчеркивают признаки шторма. Взаимопроверка в паре

  1. Правила

безопасного поведения на воде.

Самостоятельная работа.

( слайд 17)

5 мин Цель: Оценивать действия и поведение людей, свое собственное.
- Ученые, кто из вас был на море? Я рада видеть вас всех здоровыми и невредимыми. Ваш отдых ничто не омрачило? Что же вы соблюдали? Составление памятки «Правила безопасного поведения на воде» -Никогда не купайся в одиночку в незнакомом месте. -Не купайся во время шторма. -Не заплывай далеко на надувных матрацах, игрушках, камерах. -Не оставляй утопающего в беде. -Помните: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Называют правила поведения на воде
Вписывают ключевые слова в памятку. Предметные: формировать представление о правилах безопасного поведения на воде.

  1. Работа по учебнику

( слайд 18, 19)

5 мин Цель: Развитие экологической культуры. - А сейчас, уважаемые учёные, нам предстоит обсудить ещё одну проблему. (учебник стр. 38) ( слайд 18) В 1969 году путешественник - мореплаватель Тур Хейердал путешествовал по морю. После своего морского путешествия он писал: (Рассказывает ученик) - Ученые, о каких экологических проблемах говорил Тур Хейердал? - К какому выводу мы пришли? (слайд 19)

Совместное обсуждение иллюстрации. Дают оценку, делают выводы.

Фронтальная работа. Личностные: развивают эстетические потребности, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. VI.Домашнее задание

( слайд 20)

2 мин

Объясняет выполнение работы.

Домашнее задание:

Сочинить «Сказку о рыбаке и рыбке» на новый лад.

Любознательным: найти в энциклопедии, на карте ответы на вопросы:

Какие «цветные» моря есть на Земле?

В каком море охотятся, судя по его названию?

Какое море есть «среди земли»?

Есть ли «неживое» море?

Индивидуальная работа.


VII. Обобщение усвоенного

3 мин

( слайд 21)

Цель: Обобщить полученные знания на уроке.
Учитель передает задание для каждой группы, дети каждой подбирают и вставляют подходящие по смыслу слова: Модель Земли - ___________ . На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ________________. На земном шаре _____ океана и _______ материков. Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

Обсуждение в группах.

Заполняют пропуски. Личностные: умение работать в группе, находить общее решение

Предметные: закрепление и обобщение полученных знаний.


VIII. Рефлексия деятельности.

( слайд 22)

3 мин

Цель:

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса


- А теперь оцените свою работу на уроке, свой вклад в результат работы группы, результат работы на уроке, достижение цели. Оцениваем с помощью трёх смайликов: «Я»- «Мы»- «Дело»- Спасибо за работу!

Фронтальная работа.

Реализуют рефлексивный алгоритм: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе),

«ДЕЛО» (достиг ли цели учения) Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса.


© 2010-2022