- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Состав слова. Повторение
Конспект урока по русскому языку на тему Состав слова. Повторение
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чижова М.А. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3 Тема урока: «Состав слова. Повторение». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Планируемые результаты: личностные результаты:
- видение своих достоинств и недостатков;
- совершенствование готовности и способности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- оценивание усваиваемого содержания;
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление синтеза как составление целого из частей;
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;
- установление аналогий;
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
- закрепление знаний учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова;
- нахождение в словах окончания, корня, приставки, суффикса, совершенствование умения выполнять разбор слов по составу;
- различение родственных (однокоренные) слов и форм слова.
Ход урока. I. Организационный момент (1 мин). II. Актуализация знаний (6 мин). 1. Кроссворд. Уч-ль: из далёкой страны Словарии пришла телеграмма от её жителей с заданием. Разгадав кроссворд, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока. Между жителями страны завязался спор, давайте послушаем, о чём они говорят:
- Я стою перед корнем и могу образовывать слова (приставка).
- И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня (суффикс).
- А я без окончания проживу, удалите его от меня (основа)!
- А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать (корень).
- Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение (окончание).
Выделенное слово по вертикали - тема нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, что это за слово? (Морфемы). Обобщение по теме «Состав слова» - тема нашего урока. 2. Разбор слова по составу. Уч-ль: давайте вспомним порядок разбора слова по составу. Какую морфему выделяем сначала? Что для этого делаем? (Сначала выделяем окончание, для этого изменяем форму слова). Далее? (Далее выделяем корень слова, для этого подбираем однокоренные слова с приставками и без, с суффиксами и без). Какую часть слова определяем после корня? (Затем выделяем приставку, также подбирая однокоренные слова). Далее? (Выделяем суффикс в слове, подбирая однокоренные слова). ІІІ. Основная часть. Работа по теме (25 мин). 1. Игра «Четвёртое лишнее». Уч-ль: без какой части слово не может жить? (Слово не может жить без корня). Как называются слова с одинаковым корнем? (Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными). Какие слова называют родственными? (Слова, которые имеют одинаковый корень и близки по смыслу). Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?
- Просьба, просить, просо, запрос.
- Горка, сгорел, пригорок, горняк.
- Кость, коснуться, костный, косточка.
- Водить, завод, водитель, водительский.
- Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.
- Носить, носовой, носик, нос.
- Любитель книг. (Книголюб)
- Машина, которая возит нефть. (Нефтевоз)
- Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)
- Машина, которая сама летает. (Самолёт)
- Человек, который разводит овец. (Овцевод)
- Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)
- Человек, который пасёт свиней. (Свинопас)
- Прибор, который используется для уборки пыли. (Пылесос)