Программа Внеурочная деятельность Инфомир

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I.Пояснительная записка.

Настоящая программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МОУ Школа с. Аксарка , утверждённой директором школы 30.08.2013г., с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

Программа модифицированная, составлена на основе программы «Информатика» (авторы А.Л.Семенова, Т.А.Рудченко) Общая характеристика учебного предмета В отличие от большинства дисциплин начальной школы, роль и место которых в структуре начального образования, а также содержание изучаемого материала определились достаточно давно, курс информатики в начальной школе в последние годы вызывал многочисленные споры. Они касались целей и задач курса, его содержания и объёма, причём мнения высказывались самые разные. Цельданного курса информатики - развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Задачи изучения курса - научить ребят: • работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам; • ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения; • читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения; • работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.; • планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы; • анализировать языковые объекты; • использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности. Место курса

Программа «Инфомир» проводится в 3 классе. Данная программа направлена на создание условий:

  • для удовлетворения индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся;

  • развития и расширения содержания образования;

  • самоопределения обучающихся;

  • формирование навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Занятия по программе «Инфомир» проводятся по 40 минут, 1час в неделю в год (35 часов) Структура курса При разработке данной программы учитывалось, что в мире информационных технологий, особое место занимает изучение и использование ИКТ технологий.При прохождении данной программы ученики так же будут выполнять математические действия, так как информатика тесно связана с математикой. Курс имеет интегративны, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий. Образовательные результаты внеурочной деятельности выглядят следующим образом В 3 классе получение школьником опыта самостоятельно планировать свою деятельность, распределять функции и ролей в совместной деятельности.

Основные формы организации занятий: аудиторные (теоретические и практические). Подача материала разная. Это и беседа, игры,проекты,викторины, групповая работа, индивидуальная.

Виды деятельности, которые организуются в ходе занятий:

1.Игровая деятельность.

2.Познавательная деятельность.

3.Проблемно-ценностное общение.

4.Художественное творчество;

5.Трудовая (производственная) деятельность;

7.Проектная деятельность Основные содержательные линии Содержание курса

  1. Деревья - 10 ч. Понятие дерево. Структура дерева: следующие и предыдущие бусины, листья, корневые бусины. Уровни дерева. Путь дерева, мешок всех путей дерева. Дерево раскрытия цепочки мешков. Проект «Генеалогическое древо моей семьи». Выставка проектов. 2. Мешки - 3 ч. Двумерная таблица для мешка. Цепочка мешков, операция раскрытия цепочки мешков. 3. Цепочки - 6 ч. Длина цепочки, цепочка цепочек. Операция склеивания цепочки цепочек. Проект «Записная книжка». 4. Исполнитель Робот - 6 ч. Поле и команды Робота. Программа для Робота. Конструкция повторения. Игры5.Технология обработки числовой информации -2 ч
  2. Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Выполнение арифметических действий в программе. Работа с двумя программами. 6.Технология обработки графической информации. -8 ч. Назначение и основные функции графического редактора KPaint. Повторение приемов создания изображений с помощью основных инструментов для рисования. Настройка инструментов Редактирование компьютерного рисунка. Сборка рисунка из деталей. Фрагмент рисунка, действия с ним. Работа с текстом в графическом редакторе. Построение геометрических фигур. Сохранение созданного рисунка. Итоговая Викторина.
  3. Система оценивания
Устные поощрения, викторины, представление проектов.

2.Ценностные ориентиры содержания курса

Как говорилось выше основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности,многие компоненты которой входят в структуру УУД.Это и задает основные Ценностные ориентиры содержания данного курса.Ученики получают знания которые применить в среднем и старшем звене обучения, наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:

  • Основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить алгоритмы.

  • Основы информационной грамотности, в частности овладении способами и приемами поиска, получения, представления информации. В понятие информационной грамотности в частности входит умение работать с информацией, представленной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность,-представить информацию в различных видах.

  • Основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач.

  • Основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приемом и передачей информации. Сюда же аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.

Системно-деятельностный подход как основной метод обучения.

Важнуюроль вобучении подвижным играм играет целенаправленная работа по развитию младших школьников общеучебных умений ,навыков и способов деятельности:

-умение работать с информацией на различных носителях (книга, интернет и т.д.)

-выработку организационных навыков по созданию проекта в группе

-воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

-содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции ;


  1. Планируемые результаты изучения курса.

Программа «Инфомир» ориентирована на формирование и развитие у обучающихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных действий

Личностные результаты: 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 2) развитие мотивов учебной деятельности; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

  • планирование общей цели и пути её достижения;

  • распределение функций и ролей в совместной деятельности;

  • конструктивное разрешение конфликтов;

  • осуществление взаимного контроля;

  • оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
    Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинно-следственные связи.
Выпускник получит возможность научиться:
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

  • технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;

  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения;

  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



предметные: (значок* относится только к компьютерным вариантам изучения курса)
  1. владение базовым понятийным аппаратом:
    • цепочка (конечная последовательность);
    • мешок (неупорядоченная совокупность);
    • одномерная и двумерная таблицы;
    • круговая и столбчатая диаграммы;
    • утверждения, логические значения утверждений;
    • исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
    • дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
    • игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
  2. владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
  • проведение полного перебора объектов;
  • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
  • использование имён для указания нужных объектов;
  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
  • достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
  • использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
  • построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
  • построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
  • построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
  • использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
*ИКТ-квалификация
  • сканирование изображения;
  • запись аудиовизуальной информации об объекте;
  • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
  • создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
  • заполнение учебной базы данных;
  • создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

II. Содержание программы «Подвижные игры»

п/п

Наименование разделов

Кол-во занятий

Задачи раздела

Содержание деятельности

Содержание проблемы

Формы реализации

Предполагаемый результат 1 Деревья 10 Научить оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева; строить небольшие деревья по инструкции и описанию; использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей; строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям; строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма; строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;в компьютерных задачах:решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.

В рамках этого раздела содержание деятельности направлено на правильное понимание и построение понятия «дерево», деятельность детей на основе простых примеров(генеалогическое древо, последовательность корневого каталога) Проблемность курса «Деревья «в непониманием детьми простых понятий и составление цепочек. Беседа, викторина, проект, защита презентации, урок-лекция с элементами беседы, анализ. Учащиеся имеют возможность научиться: строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек).
2 Мешок 3 Формировать понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Одинаковые и разные мешки. Мешок бусин цепочки.Перебор элементов мешка (понятия все / каждый). Понятия есть / нет / всего в мешке. Классификация объектов по одному и по двум признакам. Одномерная и двумерная таблица для мешка.Операция склеивания мешков цепочек (декартово произведение). Расширение интеллектуальных способностей у ребёнка Развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание. Что такое декартово произведение? Понятие мешка. Беседа, викторина, проект, защита презентации, урок-лекция с элементами беседы. Учащиеся имеют возможность научиться: проверять перебором одновременное выполнение 3-4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков); выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.
3 Цепочки 6 Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке - понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки - понятия: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже, второй перед, третий после и т. п. Понятия перед каждой и после каждой для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек - цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких. Умение взаимно контролировать друг друга, самостоятельно создавать решение проблемы и составлять алгоритм деятельности. Знакомство с понятием цепочки, проблема алгоритмического мышления как шага к программированию. Беседа, викторина, проект, защита презентации, урок-лекция с элементами беседы,анализ,наблюдение. Учащиеся имеют возможность научиться: проверять перебором одновременное выполнение 3-4 заданных условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).
4 Исполнитель Робик 6 знать команды Робика и понимать систему его ограничений; иметь представление о конструкции повторения; иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик; иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.

Пользование программным обеспечением компьютера с помощью знакомства с исполнителем «Робик». Правила пользование программой. Алгоритм работы с программой. Беседа, викторина, Проект,защита презентации, урок-лекция с элементами беседы,анализ,наблюдение.
5 Технология обработки числовой информации. 2 Вспомнить и закрепить понятия о русских и латинских буквах. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач. Работа с текстом правильное оформление документов с помощью технических средств. Актуальным вопросом является правильное создание и ознакомление с текстовыми средствами записи информации, способы записи . Беседа, викторина, урок-лекция с элементами беседы,анализ,наблюдение. Учащиеся имеют возможность научиться: решать простые лингвистические задачи. правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов; использовать имена для различных объектов; сортировать слова в словарном порядке; сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность. *вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера
6 Технология обработки графической информации. 8 Развитие умения организовать и провести совместно со сверстниками проекты.

Воспитыватьинициативу, культуру поведения, творческий подход .
Осознают необходимости сохранения здоровья своего, одноклассников о ценности семьи; создаётся представление о профессиональном использовании информационных технологий.

Умение работать с ИКТ-технологиями.

Способствовать доброжелательному отношению между детьми. Способствовать сплочению коллектива. Беседа, викторина, проект, защита презентации, урок-лекция с элементами беседы,анализ,наблюдение.


Всего: 35ч














Перечень учебно-методического обеспечения Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентации: 1. Техника безопасности в кабинете информатики ЦОРы, электронные учебники и пособия, наглядные средства обучения, обучающие программы и др. 1. программа «Мир информатики» 2. образовательная коллекция 1-С «Информатика-3 класс» 3. iso.ntf.ru 4. school-collection.edu.ru 5. metodist.lbz.ru Интернет- ресурсы: 1. fipi.ru 2. kpolakov.narod.ru 3. pedsovet.su 4. planeta.tspu.ru








© 2010-2022