• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования современных информационных технологий при обучении в начальной школе

Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования современных информационных технологий при обучении в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Представление собственного инновационного опыта


Недайборщ Юлии Николаевны

учителя начальных классов

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа №8"

Рузаевского муниципального района

по теме:

" Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования современных информационных технологий при обучении в начальной школе " 1. Актуальность и перспективность Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это накладывает особую ответственность на нас, учителей начальных классов. Наша задача не только научить ребенка читать, писать, но и развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее актуально сейчас в нашем мобильном мире, мире, переполненном информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться - важнейшая задача современной школы. Необходимость развития познавательных интересов и способностей ребенка и возможности информационных технологий в современном мире определило проблему, над которой я работаю: «Изучение возможностей современных информационных технологий как средства активизации познавательной деятельности младших школьников».

2. Концептуальность
В основу моей методической работы была положена гипотеза: если использовать информационные технологии в учебной и внеурочной деятельности младшего школьника, то следует ожидать более высокого качества формирования предметных знаний и развития индивидуальных способностей учащихся.
3. Наличие теоретической базы опыта Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе в эпоху полной информатизации общества. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования.
В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания учащихся, которые должны активизировать жизненную позицию обучаемого, помочь ему самоутвердиться и само реализоваться в стенах школы. Для этого учителю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал учащегося. Следовательно, познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем.
Познавательная активность - это качество личности учащегося, которое характеризуется когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым и планируемым результатам образовательной деятельности.
Современная психология и педагогика рассматривают виды познавательной деятельности человека: предметную, игровую, учебную, трудовую и др., в процессе которой приобретается система знаний. Особое внимание в работах ведущих педагогов уделено методам активизации познавательной деятельности как процесса и как результата образовательной деятельности. Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. С информатизацией общества изменилась образовательная среда и организация учебно-воспитательного процесса в школе. Применение ИКТ на уроках способствует повышению интереса, мотивации к учебе. Это подтверждено психолого-дидактическими исследованиями Доманова С.Р., Полат Е.С., Роберт И. В. и др. Вопросы появления новых видов учебной деятельности, как по форме, так и по методам представления знаний, отражены в работах следующих ученых: А.А. Андреева, Я.А. Ваграменко, К.К.Колин, М.П. Лапчик, И.В. Роберт и др.
Педагог - новатор (Роберт И.В.) определяет учебную деятельность, которая реализуется в информационно-коммуникационной среде, как динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся, обучаемым и средствами ИКТ. Новые формы учебной деятельности создают условия для организации деятельностного подхода на уроках и реализации в новых условиях технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова. Исследования подтверждают, что посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы.


4. Ведущая педагогическая идея Хотелось бы сразу отметить, что в рамках реализации программы республиканского эксперимента по формированию информационно-образовательной среды школы в классах проводится входящая диагностика учащихся по сформированности навыков владения компьютером. Я провела опрос своих учеников. Результаты опроса представлены на диаграмме. Имея дома компьютер, ребенок в возрасте 6-7 лет в большей степени использует его для игр. Тем большую ответственность я возлагаю на себя, как на учителя в вопросе формирования отношения младшего школьника к компьютеру не как к машине для игр, а как к инструменту познания мира.

5. Технология современного обучения Одним из элементов информационно образовательной среды нашей школы является дистанционное обучение. В своем классе дистанционное обучение я использую для работы как с одаренными детьми, так и для коррекции знаний со слабоуспевающими или часто болеющими учащимися.


Алгоритм взаимодействия учителя и ученика
при дистанционном обучении


  • Учебный мониторинг

  • Выполнение заданий учащимися на домашних компьютерах

  • Электронная почта

  • Школьная база данных

  • Анализ результатов

  • План совершенствования этапов обучения


Данный алгоритм отражает принципы работы по коррекции знаний. Общение с учащимися в дистанционной форме осуществляется через персональный сайт класса.

6. Оптимальность и эффективность средств Мультимедийные презентации, компьютерные видеофильмы помогают за короткий срок донести информацию до учащихся. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Для ученика начальной школы важна постоянная смена деятельности на уроке, красочная наглядность. Добавляя к этому эффект необычности, неожиданности, анимации, звук - и тем самым мотивирую учащихся к обучению. Такие уроки способствуют более глубокому и прочному овладению изучаемого материала, развивают творческие способности ребенка.

7. Результативность опыта Опыт работы по этой проблеме показывает, что использование ИТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. Я использую ИТ по следующим направлениям:

  • Мультимедийные презентации
  • Готовые электронные ресурсы
  • Дистанционное обучение
  • Внеклассная работа
Среди ресурсов, используемых мною на уроке, преобладают в большей степени презентации, созданные в программе MS POWER POINT и оболочке «Смартс». Использование возможностей программы для создания презентаций открывают целый ряд перспектив.
  • Повысить эмоциональность урока, повысить интерес учащегося к учению, воспитать потребность приобрести новые знания;
  • Создать доброжелательную атмосферу на уроке, атмосферу активного творческого труда;
  • Смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;
  • Применить наглядные методы обучения;
  • Использовать игровые моменты в обучении.
В моей работе я использую презентации на уроках математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Классическое объяснение нового материала должно сочетаться с его наглядным представлением. Это вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу, активизирует их внимание, мыслительную деятельность. У учащихся появляется потребность в получении новых знании. Презентации, которые я сама составляю, мне удобны, т.к. они полностью соответствуют плану урока. Но время, затраченное на подготовку таких ресурсов очень велико: нужно набрать материал, подобрать иллюстрации, схемы, видеофрагменты. В этом вопросе большую помощь оказывают готовые электронные материалы и образовательные коллекции сайте центральных образовательных ресурсов.

Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования современных информационных технологий при обучении в начальной школе Применив компьютерные технологии на уроке, я стала использовать их и на внеклассных мероприятиях. Использование компьютерных технологий позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей. Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования современных информационных технологий при обучении в начальной школе Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИТ оправдывает себя во всех отношениях:


  • Повышает качество знанийАктивизация познавательной деятельности учащихся через систему использования современных информационных технологий при обучении в начальной школе

  • Продвигает ребенка в общем развитии

  • Помогает преодолеть трудности

  • Вносит радость в жизнь ребенка

  • Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

  • Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся.


Оценка результатов методической деятельности за 4 года проводилась на основе следующих критериев
  1. познавательная активность
  2. сформированность общеучебных навыков
  3. комфортность обучения
Сравнительный анализ результатов исследования эффективности образовательного процесса в условиях информатизации показал положительную динамику по каждому из показателей.

Познавательная активность, в % Общеучебные умения и навыки, в %


Комфортность учащихся, в % Сформированность УУД






8. Адресные рекомендации по использованию опыта
Вышеизложенный педагогический опыт " Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования современных информационных технологий при обучении в начальной школе " , накопленный в процессе преподавания, и результаты, достигнутые в обучении, позволяют представить его педагогическому сообществу для обсуждения и обобщения.

Опыт применения компьютерных технологий в преподавании смежных дисциплин может быть использован учителями начальных классов как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Он рекомендуется всем коллегам, желающим уменьшить загруженность учебного процесса, ориентировать обучение на самостоятельную деятельность, на развитие познавательной активности и его личностных качеств и достижение высоких результатов в обучении ученика. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе
  3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения
  4. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло неоценимую роль в том, что мои ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить.


© 2010-2022