- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект профильной оздоровительной смены экологического направления
Проект профильной оздоровительной смены экологического направления
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Титова Т.Н. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Отдел Образования города Степногорска
ГУ «Средняя школа села Карабулак»
Проект на тему «В Стране здоровья»
Профильная оздоровительная смена
экологического направления
«ГАРМОНИЯ»
Автор проекта: Титова Татьяна Николаевна
"Через красивое - к человечному
- такова закономерность воспитания"
В.А. Сухомлинский Цель: создание условий для активного физического оздоровления учащихся посредством хореографии, гимнастики «Цигун» через экологическое взаимодействие сельских школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической и эстетической культуры личности каждого ребенка. Задачи:
- Организовать эффективный отдых детей посредством физической активности учащихся и создания благоприятной эмоциональной атмосферы
- Формирование здорового образа жизни учащихся
-
Реализация творческого потенциала детей через восприятие красоты и гармонии человека и природы
- Создание целостного подхода к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, ориентированной на эстетическом восприятии окружающего мира
-
Формирование у учащихся представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, бережного отношения к ней и сохранения по принципам природной гармонии.
-
Пропаганда, поддержка и популяризация хореографического творчества
-
Развитие таланта и способностей как особой ценности
-
Ознакомление с комплексом оздоровительной гимнастики «Цигун»
-
Воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности
-
Показать значимость природы родного края как источника духовно-нравственного наследия нашего народа
-
Развитие навыков самопознания
Введение
«Мы - хозяева нашей Родины и она
для нас кладовая солнца с великими
сокровищами жизни».
/ М. Пришвин /
Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие.
О значении общения школьников с природой писали многие педагоги и психологи. Взаимодействие людей с животными, растениями не только способствует гармонизации межличностных отношений, но и является дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, что имеет особое значение для сельских детей, так как они испытывают в этом трудности. Близкое знакомство с объектами природы в действии, установление причинно-следственных связей в естественных условиях формирует у сельских школьников собственные интересы и склонности.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное - рядом.
В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе. Наша школа - малокомплектная, расположена на территории села Карабулак. Окрестности окаймляют живописные лески смешанного типа и степь, где во многих местах «островками» находятся большие живописные камни. Дети нашего села с раннего детства находятся в окружении и общении с живой природой. Это условие эффективно помогает при реализации учебно - воспитательных целей многих мероприятий нашей школы. Поэтому в планировании данного проекта мы решили взять за основу экологический модуль для эффективной реализации физического оздоровления учащихся в летний период. В проекте сочетаются несколько направлений деятельности: здоровьесберегающая, экскурсионно - практическая, творческая. Профильная оздоровительная смена экологического направления «Гармония» организована на базе средней школы села Карабулак. Сроки реализации программы смены - с 21 июня по 29 июня 2012 года Участники проекта - учащиеся 7 - 11 лет, в количестве 18 человек. Из них дети из малообеспеченных, неблагополучных, многодетных семей, участники школьного танцевального кружка «Фристайл».
Именно у детей данной возрастной группы, как отмечают экопсихологи, существуют свои особенности во взаимоотношениях с природой. В этом возрасте начинает разрушаться субъективное восприятие объектов природы.
Модель летней профильной оздоровительной смены экологического направления построена на следующих этических принципах экологического воспитания.
Это:
-
Принцип единства - все мы являемся частью природы.
-
Принцип уважения к природе-каждое живое существо имеет право на жизнь.
-
Принцип охраны природы - недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.
-
Принцип "Люби свой край" - изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.
А так же, модель имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику его работы:
-
Активное общение с природой, способствующее укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры;
-
Занятия хореографией различных танцевальных стилей и направлений, дают детям возможность восстановить свои физические и душевные силы после учебного года, раскрыть свой творческий потенциал, способствуют самовыражению личности.
-
Развитие новых навыков оздоровления (гимнастика «Цигун»), способствует гармонизации эмоционального мира ребёнка
с окружающим миром.
Содержание деятельности смены «Гармония»
«Все мы пассажиры одного корабля
по имени Земля, значит перелезть из него
просто некуда».
/ Антуан-де-Сент Экзюмпери/
Содержание деятельности смены реализуется в комплексе воспитательных и развивающих целей и определяется тремя основными направлениями - модулями.
1Модуль « Экология природы» - это экскурсионно - практическая деятельность: природоохранительные и экологические акции, цель которых является сохранение и бережное рациональное отношение к природным ресурсам нашего села его окрестностей.
Акция «Суд над Хламищем - Окаянищем» (очистка лесной территории от мусора», «Муравьиный город» (выпуск листовок по охране муравейников), «Живи, родник, живи!» (очистка родника), «Берегите лес!», фотоконкурс «В гармонии с природой!»
2 Модуль «Экология здоровья» реализация оздоровительной танцевальной программы «Я хочу танцевать»
Изучение танцев следующих направлений:
Классический, латино - американский, тектоник, детский эстрадный, спортивный, казахский народный.
Цель: развитие хореографических навыков, популяризация танца, улучшение координации движения, профилактика заболеваний позвоночника, опорно - двигательного аппарата.
Занятия гимнастикой «Цигун» Цигун - это древнекитайская уникальная и универсальная оздоровительная система. Цигун прост и доступен всем, независимо от возраста и заболеваний. Цигун поможет укрепить мышцы и кости, быстро восстановить здоровье и силы, улучшить энергообмен с космосом, очистить организм от болезней и шлаков, нормализовать работу внутренних органов и систем, успокоить нервы.
3 Модуль «Экология души» Сказкотерапия Работа с использованием сказкотерапии помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Ценность сказки как педагогического приема неоценима и значение ее велико. Сказка дает возможность:
-
Воспитать у ребёнка отношение к миру, принятое у социума.
-
Передать ребенку необходимые моральные нормы и правила в доступной форме.
-
Развить творческий потенциал и креативность.
-
Развить умения находить собственные ошибки и моделировать ситуации для их исправления.
Ожидаемые результаты:
- Физическое и духовное оздоровление детей на основе
Развитие навыков хореографического искусства
-
Гармонизация эмоционального мира детей
-
Получение участниками смены экологических умений и навыков природоохранной деятельности.
-
Ознакомление с техникой выполнения упражнений гимнастики «Цигун»
-
Личностный рост участников смены
-
Реализация творческого потенциала детей через восприятие красоты и гармонии человека и природы
-
Развитие навыков самопознания
-
Реализация социально-значимых проектов по охране и сбережению природных ресурсов родного края
Тематический план оздоровительной смены экологического направления
«ГАРМОНИЯ»
Сроки проведения с 21 июня по 29 июня 2012 года
День
проведения
Мероприятия
21 июня
«Здравствуй, лес! Прекрасный, лес!
Полный сказок и чудес…»
-
Экология природы
«Лесной дозор» - экологический десант.
Акция «Долой Хламище - Окаянище!»
-
Экология здоровья
Танцевальный модуль
Танец «Солнечные зайчики»
-
Экология души
Гимнастика «Цигун»
Упражнение «Пространство», «Равновесие»
Музыкальная медитация «Пение лесных птиц»
Ритуал «Благодарения»
-
Сказкотерапия
«Сказка о Хламище - Окаянище»
-
Ритуал благодарения
22 июня
«Страна Насекомия»
- Экология природы
- Экология здоровья
- Экология души
- Сказкотерапия
- Ритуал благодарения
25 июня
«Степные дали»
-
Экология природы
«Степной патруль»
Творческий конкурс «Театр каменных теней»
-
Экология здоровья
Танцевальный модуль
Казахский народный танец «Камажай»
-
Экология души
Гимнастика «Цигун»
Упражнение «Журавль», «Лёгкий ветерок»
Музыкальная медитация «Пение жаворонка»
-
Сказкотерапия
«Хранитель степной равнины»
-
Ритуал благодарения
26 июня
«Живи, родник, живи!»
-
Экология природы
Акция «Хрустальная вода родного родника»
Выезд на речку.
Очистка родников.
-
Экология здоровья
Танцевальный модуль
Аквааэробика
-
Экология души
Гимнастика «Цигун»
Упражнение «Дракон перемешивает воду»
Игры на воде
-
Ритуал благодарения реке
27 июня «В гармонии с природой»
- Экология природы
- Экология здоровья
- Экология души
- Сказкотерапия
- Ритуал благодарения
28 июня
«Как прекрасен край родной!»
-
Экология природы
Фотоконкурс «В гармонии с природой»
-
Экология здоровья
Танцевальный модуль
Танец «Тектоник»
-
Экология души
Гимнастика «Цигун»
Упражнение «Краб», «Крокодил»
Релаксация «Шум морского прибоя»
-
Сказкотерапия
«И тогда единороги вернуться»
-
Ритуал благодарения
29 июня
«Я люблю тебя, Земля!»
-
Экология природы
Лесной дозор
«Лесной уик-энд»
-
Экология здоровья
Танцевальный марафон
«Лесной стартинейджер»
-
Экология души
Медитация «Я люблю тебя, Земля!»
-
Ритуал прощания
Наши лучшие экологические акции
Реализация танцевальной оздоровительной программы