Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОКТЯБРЬСКАЯ ШКОЛА» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол №1 от 31.08.2015 года

Руководитель МО ________Архипова И.Н.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Октябрьская школа»

__________________ С.Н.Гапошкина

«____» _____________ 2015 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературному чтению

базовый уровень


4 класс

3 часа в неделю



Составила: учитель начальных классов

Архипова Инна Николаевна



с. Октябрь

2015 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для четвёртого класса на 2015-2016 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»). Цели рабочей программы:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи реализации программы: - формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности; - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление; - развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; - обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; - формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; - обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка; - обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и ре­чевые умения; - работать с различными типами текстов; - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении ху­дожественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: 1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года». 3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; 4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…». 5. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Октябрьская школа». 6. Авторская рабочая программа учебного предмета Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого.
Выбор данной программы был обусловлен тем, что курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче четвёртого года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.



Общая характеристика учебного предмета


Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора - музыканта. Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства. Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений. При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Основными формами организации образовательного процесса по литературному являются: - традиционный урок; - урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок-театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.); - защита проектов
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения: - технология формирования учебной самооценки; - технология продуктивного чтения; - технология формирования критического мышления; - технология проблемного обучения; - информационно-коммуникационные технологии; - проектная технология; - технологии личностно-ориентированного обучения и др.


Виды и формы контроля
- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, проект, сочинение); - промежуточная аттестация (интегрированный зачёт)

Описание места учебного предмета в учебном плане


Рабочая программа составлена на 102 учебных часа (из расчёта 3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МОУ «Октябрьская школа» и календарным учебным графиком.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета по литературному чтению
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Планируемые результаты изучения курса


Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на ми единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • Восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов с чтения:
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действу соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задача осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации составления текстов в устной и письменной формах;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, строения рассуждений;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения;

  • Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлен понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
  • Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
  • Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, продукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
  • Умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.


Содержание учебного предмета


В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия - Техника чтения - определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование - третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности - содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности - важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся


Тематическое планирование

Количество часов

Основные виды учебной

деятельности учащихся 1 Летописи, былины, жития

9 Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и син­таксическими нормами родного языка, со­временных средств коммуникации.
2 Чудесный мир классики

16 Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); извлечение необходимой ин­формации из прослушанных текстов, пре­образование объекта из чувственной фор­мы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и ус­ловий действия, контроль и оценка процес­са и результатов деятельности; использо­вание речевых средств для решения ком­муникативных и познавательных задач.
3 Поэтическая тетрадь

9 Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выра­зительности в лирических текстах; опреде­ление эмоционального характера текста.
4 Литературные сказки

12 Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выра­зительного чтения; осознанное и произ­вольное построение речевого высказыва­ния; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуществен­ных); формирование умения формулиро­вать свои эмоционально-оценочные сужде­ния; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.
5 Делу время - потехе час

6 Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); умение размышлять над содер­жанием произведений, выражать своё отно­шение к прочитанному; осознанное и произ­вольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения призна­ков (существенных, несущественных); фор­мирование умения формулировать свои эмо­ционально-оценочные суждения.
6 Страна детства

6 Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); умение размышлять над содер­жанием произведений, выражать своё отно­шение к прочитанному; осознанное и произ­вольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения призна­ков (существенных, несущественных); фор­мирование умения формулировать свои эмо­ционально-оценочные суждения.


7 Поэтическая тетрадь

4 Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выра­зительности в лирических текстах; опреде­ление эмоционального характера текста.


8 Природа и мы

10 Осмысление содержания прочитанного тек­ста (с помощью вопросов, пересказа, само­стоятельно); умение размышлять над со­держанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения при­знаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.
9 Поэтическая тетрадь

6 Определение различных средств вырази­тельности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выра­зительности в лирических текстах; опреде­ление эмоционального характера текста.
10 Родина

6 Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утвержде­ний; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.
11 Страна Фантазия

5 Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рас­суждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмыс­ление содержания прочитанного текста.


12 Зарубежная литература

16 Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

ИТОГО

105 часов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает ряд требований к освоению основных образовательных программ начального общего образования в части планируемых результатов обучения младших школьников по предмету. Предметными результатами обучения являются формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, умение анализировать произведение, составлять небольшие собственные высказывания, устно передавать содержание текста по плану, характеризовать героев и давать оценку их поступкам, уметь читать наизусть стихотворения, выступать с небольшими творческими сообщениями. Оценивание навыка чтения младшего школьника:

  • способ чтения;
  • правильность чтения, чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  • скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
  • выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Оценивание навыка чтения Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время. У первоклассников проверяется:
  • сформировался ли способ чтения по слогам;
  • насколько происходит осознание общего смысла прочитанного текста;
  • понимает ли ребенок, что означают отдельные слова и предложения;
  • соблюдаются ли паузы, отделяющие предложения.
В 1 полугодии первого класса техника чтения не проверяется. На конец 2 полугодия у обучающегося должно быть сформировано осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым словом. Допускается слоговое чтение многосложных слов.

Литературное чтение

Виды чтения

Количество слов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Вслух

25-30 слов - I-е полугодие, 35-40 слов II-е полугодие

45-50 слов

65-70 слов

85-90 слов

Про себя


50-60 слов

85-90 слов

115-120 слов

Наизусть*


8-10 стихотворений

10-12 стихотворений

Не менее 15 стихотворений 4 класс Требования к чтению На момент завершения начального образования у детей должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию; самостоятельно готовится к выразительному чтению, осознанно читает про себя любой по объему и жанру текст. В ходе фронтального опроса проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного;
  • неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Чтение наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению:

  • правильная постановка логического ударения;
  • соблюдение пауз;
  • правильный выбор темпа;
  • соблюдение нужной интонации;
  • безошибочное чтение.
Оценка «5» - выполнены правильно все требования. Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования. Оценка «3» - допущены ошибки по 3 требованиям. Оценка «2» - допущены ошибки более чем по 3 требованиям.

Чтение по ролям Требования к чтению по ролям:

  • своевременно начинать читать свои слова;
  • подбирать правильную интонацию;
  • читать безошибочно;
  • читать выразительно.
Оценка «5» - выполнены все требования. Оценка «4» - допущены ошибки по 1 какому-то требованию. Оценка «3» - допущены ошибки по 2 требованиям. Оценка «2» - допущены ошибки по 3 требованиям.

Пересказ Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их. Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» - не может передать содержание прочитанного.




ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Учебники и учебные пособия, используемые в учебном процессе, соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

Основная литература Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
Учебники Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. - М.: Просвещение, 2014. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. - М.: Просвещение, 2014.
Рабочие тетради и пособия Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2014. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс. - М.: ВАКО, 2013. Сенина Н.А. Литературное чтение. Тесты. 2-й, 3-й, 4-й классы. Тренировочная тетрадь. Тренинг, контроль, диагностика, портфолио. - Ростов: Легион, 2011. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. - М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература Методические пособия Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. - М.: ВАКО, 2014.

Технические средства обучения - персональный компьютер; - мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике; - аудиоприложение приложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс, автор Л.Ф. Климанова.






Календарно-тематическое планирование

по литературному чтению

4 класс (105 часов, 3 часа в неделю)


п/п

Тема урока

Календарные сроки

Примечание

По плану

Фактически

1 четверть(23 часа)


Раздел «Летописи, былины, жития» (9 часов)

1

Знакомство с учебником по литературному чтению

01.09

2

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

02.09

3

«И вспомнил Олег коня своего»

03.09

4

Былина - жанр устного народного творчества.

08.09

5

«Иль­ины три поездочки»

09.09

6

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древне­русской литера­туры

10.09

7

«Житие Сергия Радонежского».

Тест №1

15.09

8

Проект: «Создание календаря исторических событий»

16.09

9

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

Проверка навыка чтения

17.09

Раздел «Чудесный мир классики» (16 часов)

10

П.П.Ершов. Биография.

22.09

11

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

23.09

12

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»

29.09

13

А.С.Пушкин. Биография

30.09

14

А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

01.10

15

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

06.10

16

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

07.10

17

М.Ю. Лермонтов. Биография.

08.10

18

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

13.10

19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

14.10

20

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

15.10

21

Л.Н. Толстой. Биография. Л.Н. Толстой «Детство»

20.10

22

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»

Проверка навыка чтения

21.10

23

А.П. Чехов. Биография.

А.П. Чехов «Мальчики».

22.10


2 четверть (23 часа)

24

А.П. Чехов «Мальчики».

03.11

25

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Тест №2

05.11

Раздел «Поэтическая тетрадь» (9 часов)

26

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

10.11

27

А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»

11.11

28

Е.А. Баратынский «Весна, весна!

Как воздух чист!..»

12.11

29

Е.А. Баратынский

«Где сладкий шепот...»

17.11

30

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

18.11

31

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

19.11

32

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»

24.11

33

И.А. Бунин «Листопад».

25.11

34

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Тест № 3

26.11

Раздел «Литературные сказки» (12 часов)

35

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке»

01.12

36

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке»

02.12

37

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

03.12

38

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

08.12

39

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

09.12

40

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

10.12

41

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

15.12

42

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

16.12

43

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

17.12

44

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Проверка навыка чтения

22.12

45

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

23.12

46

КВН «Литературные сказки»

24.12


3 четверть (31 час)

Раздел «Делу время - потехе час» (6 часов)

47

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

12.01

48

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

13.01

49

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

14.01

50

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

19.01

51

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

20.01

52

Обобщение по разделу «Делу время - потехе час»

21.01

Раздел «Страна детства» (6 часов)

53

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

26.01

54

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

27.01

55

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

28.01

56

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

02.02

57

М.М. Зощенко «Елка»

03.02

58

Обобщение по разделу «Страна детства». Тест № 4

04.02

Раздел «Поэтическая тетрадь» (4 часа)

59

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

09.02

60

С.А. Есенин «Ба­бушкины сказки»

10.02

61

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

11.02

62

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

16.02

Раздел «Природа и мы» (10 часов)

63

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

17.02

64

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

18.02

65

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

24.02

66

М.М. Пришвин «Выскочка»

25.02

67

М.М. Пришвин «Выскочка»

01.03

68

Е.И. Чарушин «Кабан»

02.03

69

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

03.03

70

Проект «Природа и мы»

09.03

71

Обобщение по разделу «Природа и мы». Тест № 5

10.03

Раздел «Поэтическая тетрадь» (6 часов)

72

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

15.03

73

С.А. Клычков «Весна в лесу»

16.03

74

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

17.03

75

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

22.03

76

С.А. Есенин «Лебедушка»

23.03

77

Путешествие в мир поэзии. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

24.03


4 четверть (22 часа)


Раздел «Родина» (6 часов)

78

И.С. Никитин «Русь»

05.04

79

С.Д. Дрожжин «Родине»

06.04

80

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

07.04

81

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

12.04

82

О Родине. Проект: «Они защищали Родину»

13.04

83

Обобщение по разделу «Родина».

Проверка навыка чтения

14.04

Раздел «Страна Фантазия» (5 часов)

84

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

19.04

85

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

20.04

86

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

21.04

87

Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

26.04

88

Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Тест № 6

27.04

Раздел «Зарубежная литература» (16 часов)

89

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

28.04

90

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

04.05

91

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

05.05

92

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

10.05

93

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

11.05

94

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

12.05

95

Промежуточная аттестация

17.05

96

С. Лагерлеф «Святая ночь»

18.05

97

С. Лагерлеф «В Назарете»

19.05

98

Проверка навыка чтения

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

24.05

99

Обобщение знаний по курсу «Литературное чтение. 4 класс»

25.05

100-105

Резервные уроки

20

© 2010-2022