Программа по информатике УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Вахтанская средняя общеобразовательная школа




Рассмотрено

на заседании школьного

методического объединения

Протокол №

От " " 2015г.

Согласовано

на педагогическом совете школы.

Протокол №

От " " 2015г.

Утверждено

Приказ №

Директор школы

………………………

Корпусова Е.А.


Рабочая программа

по информатике и ИКТ

на 2015 - 2016 учебный год для 4б класса

составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений

( автор Н.К. Нателаури, С.С.Маранин)

в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования







Учитель: Маряхина Наталия Николаевна


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка 2

  2. Общая характеристика учебного предмета 2

III.Место предмета «Информатика и ИКТ» в учебном плане… 3

  1. Описание ценностных ориентиров содержания 3

  2. Требования к результатам освоения учебного предмета 3

  3. Содержание курса 4

  4. Примерное тематическое планирование на 4 класс 6

  5. Учебно-методическое и материально- технологическое обеспечение образовательного процесса 10


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена учебниками для 4 класса (авторы Н. К. Нателаури, С. С. Маранин). Программа по предмету «Информатика и ИКТ» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных). Целью изучения предмета «Информатика и ИКТ» в начальной школе является приобретение учащимися учебной ИКТ- компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В рамках пропедевтического курса, изучаемого в начальной школе, формируются первичные представления об объектах информатики как естественно-научной дисциплины о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Содержание пропедевтического курса информатики строится на основе шести содержательных линий: линии информации и информационных процессов, линии представления информации, алгоритмической линии, линии компьютера, линии моде- лирования, линии информационных технологий. Кроме того, изучение информатики в начальной школе позволяет учащимся более успешно освоить и другие предметы начального образования. Это связано с тем, что информатика имеет межпредметные связи с различными общеобразовательными предметами как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне использования методов и средств познания реальности. Изучение информатики позволяет сформировать у учащихся многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер (сбор, хранение, передача, преобразование информации; моделирование; построение схем, таблиц и др.). В связи с этим часть метапредметных результатов, включающих осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и межпредметные понятия, входит в структуру предметных результатов курса информатики. Вариативность заданий в курсе информатики, связь с различными предметами школьного курса (математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение, музыка), опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для усвоения предметных знаний и овладение способами действий, коллективное обсуждение ответов позволяют оказывать положительное влияние на развитие познавательного интереса у учащихся. Предлагаемые ссылки на электронные образовательные ресурсы будут способствовать получению начальных представлений о возможностях ИКТ; формированию познавательной потребности; повышению мотивации учащихся начальной школы; формированию первоначального умения работы на компьютере; стимуляции познавательной активности учащихся; формированию проектных начал за счёт создания условий для реализации новых видов деятельности, связанных с созданием моделей, проведением экспериментов. Всё вышесказанное позволяет при изучении предмета «Информатика и ИКТ» способствовать реализации основной цели начального образования - развитию умения учиться.
  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» реализуется со второго по четвёртый класс по 1 часу в неделю, то есть по 34 часа в год.


  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

Основными задачами курса информатики в начальной школе являются:

  • формирование представлений об информационной картине мира;

- формирование логического и алгоритмического мышления;

  • обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- обеспечение первоначальных знаний о правилах создания информационной среды и умения применять её для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель изучения предмета «Информатика и ИКТ» направлена на достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Личностные результаты В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников начальной школы будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебе;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой информационной задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям задачи;
  • ориентация на понимание места ИКТ в жизни человека, их практической значимости;
  • развитие чувства ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • установка на здоровый образ жизни.

Выпускник получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках.

Метапредметные результаты В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник начальной школы научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, по реакции интерактивной среды;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его совершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи.
Выпускник получит возможность научиться: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; самостоятельно аде-

кватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и системы;

  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов.

Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение.

В сфере коммуникативных универсальных учебных умений выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что - нет.
Выпускник получит возможность научиться: с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Предметные результаты Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом содержания предметных областей «Математика и информатика» и «Технология».

Выпускник научится:

  • устанавливать истинность утверждений;

  • читать и заполнять несложные готовые таблицы;

  • читать несложные диаграммы;

  • соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения информационных задач;
  • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
  • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться: сравнивать и обобщать информацию, представлять в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова; составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме; планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию в разной форме; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять,
сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы); пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Информация и информационные процессы Информация как сведения об окружающем нас мире. Восприятие информации человеком. Виды информации по способу восприятия (зрительная, звуковая, осязательная, обонятельная, вкусовая). Источники, приёмники информации, канал связи. Информация как необходимый элемент общения. Средства общения. Информационные процессы: поиск, сбор, хранение, обработка и передача информации. Способы хранения информации. Носители информации. Виды информации по форме представления: текст, изображение, звук, число. Кодирование/декодирование информации. Шифрование. Символьный, графический и числовой способы кодирования информации.

Организация информации. Чтение и заполнение таблиц, схем. Чтение диаграмм. Объекты. Имя объекта. Свойства объектов. Действия объектов. Простейшие способы сравнения, сериации, классификации объектов. Множество. Пересечение, объединение множества объектов. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и («и», «не», «или», «и», «если... то»); истинность утверждений. Модель объекта. Виды моделей. Информационные модели. Назначение и области применения. Построение словесной, графической модели объекта. Схемы, таблицы, диаграммы как формы моделирования. Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Примеры исполнителей. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Алгоритмические конструкции. Составление, запись и выполнение алгоритма. Компьютер как устройство для работы с информацией различного вида. Устройства ввода/вывода, обработки, хранения информации. Взаимодействие человека с компьютером. Его информационная безопасность при работе в сети.

Практика работы на компьютере Правила техники безопасности при работе на компьютере. Соблюдение гигиенических условий работы, в том числе выполнение зарядки для глаз и пальцев рук. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью. Организация информации на компьютере (система файлов и папок). Создание системы папок для хранения собственной информации на компьютере. Простейшие приёмы поиска информации в электронных словарях, файловой системе, Интернете: по ключевым словам, каталогам. Работа с простыми информационными объектами. Обработка числовой информации на компьютере. Создание и обработка текстов, рисунков (в том числе из готовых фрагментов). Создание звука. Использование библиотек готовых объектов (рисунков, звуков). Создание компьютерной анимации. Моделирование объектов и процессов и управление ими с использованием визуальной объектно-ориентированной среды программирования.

Работа с электронными образовательными ресурсами (работа в интерактивной среде)







  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УМК «Информатика и ИКТ» для 4класса (авторы Н. К. Нателаури, С. С. Маранин), 34ч (1 час в неделю)

Название раздела/темы

Кол- во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата план.




4 КЛАСС

1

Правила поведения в компьютерно м классе

1

Следовать рекомендациям по безопасной работе в классе с вычислительной техникой, в том числе с компьютером.

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук).

Игра. Работать по правилам игры. Строить и объяснять простейшие логические выражения. Анализировать, сравнивать и обобщать информацию. Использовать информацию для установления причинно-следственных связей.

ЭОР. Следовать рекомендациям по безопасной работе в классе с вычислительной техникой, в том числе с компьютером.


2

Компьютер: устройство и программы Как выглядит современный компьютер?

1

Определять тип компьютера (настольный, портативный (ноутбук, планшетный, карманный). Составлять схемы по предложенным данным. Игра. Работать по правилам игры. Сравнивать полученную информацию.

ЭОР. Называть устройства настольного компьютера и их назначение.


3

Устройства компьютера

1

Перечислять устройства ввода, хранения, обработки, вывода информации в компьютере.

Определять, для ввода (вывода) какой информации предназначено устройство.

Игра. Работать по правилам игры. Сравнивать полученную информацию.

ЭОР. Выделять различные объекты.


4

Компьютерн ые про- граммы

1 Приводить примеры компьютерных программ и их назначение. Запускать на компьютере справочную систему. Находить нужную информацию.

Игра. Работать по правилам игры. Сравнивать полученную информацию.

ЭОР. Пользоваться основными элементами интерфейса компьютерных программ.

09

5

Организация хранения информации в компью- тере. Файлы

1

Создавать и сохранять файлы. Составлять имя файла. Игра. Работать по правилам игры. Сравнивать полученную информацию.

ЭОР. Составлять имя файла. Перечислять типы файлов.

.10

6

Организация хранения информации в компью- тере. Папки

1

Создавать и сохранять папки. Определять количество элементов в папке. Определять содержимое папки.

Игра. Работать по правилам игры. Анализировать информацию. ЭОР. Организовывать информацию.

.10

7

Работа с файлами и папками

1

Переименовывать, копировать, перемещать, удалять файлы (папки). Игра. Работать по правилам игры.

Декодировать информацию. ЭОР. Совершать операции выделения, копирования, перемещения и удаления файлов различными способами.

.10





8

Резервное время

1

10

9

Информаци онная деятельност ь человека.

Компьютер ные сети Информацио нная дея- тельность человека

1

Приводить примеры информационной деятельности человека. Анализировать данные, представленные с помощью диаграммы. Игра. Работать по правилам игры. Проводить несложные исследования. ЭОР. Приводить примеры, как и для чего компьютер может быть использован человеком.

10

10

Поиск информации. Библиотека

1

Осуществлять поиск информации, используя алфавитный (систематический) каталог.

Игра. Работать по правилам игры. Осуществлять поиск информации в соответствии с заданием.

Анализировать, обобщать информацию.

ЭОР. Осуществлять поиск информации в соответствии с заданием. Использовать интерактивный словарь.

11

11

Поиск информации. Компьютер

1

Осуществлять поиск файла или папки на компьютере. Игра. Работать по правилам игры.

ЭОР. Использовать программу «Проводник».

11

12

Компьютерн ые сети

1

Определять ключевые слова (фразы) для поиска необходимой информации.

Под руководством учителя осуществлять поиск информации по ключевым словам, по тематическим каталогам, по известному адресу в сети Интернет.

Перечислять возможности компьютерных сетей. Анализировать информацию, представленную в различной форме. Игра. Работать по правилам игры. ЭОР. Использовать при работе в сети сетевой этикет.

11

13

Общение и Интернет

1

Создавать и отправлять сообщение по электронной почте (с помощью учителя).

Перечислять правила, которые необходимо соблюдать при написании письма.

Игра. Работать по правилам игры. Осуществлять поиск информации в соответствии с заданием.

Анализировать, обобщать информацию.

ЭОР. Создавать электронное письмо, соблюдая правила

12

14

Компьютерн ые вирусы. Антивирусн ые про- граммы

1

Перечислять последствия и возможные пути заражения компьютера вирусом.

Перечислять основные способы защиты компьютера от вирусов. Под руководством учителя проверять компьютер на наличие вирусов. Игра. Работать по правилам игры. Искать информацию в сети Интернет. ЭОР. Выполнять правила работы за компьютером.

12

15

Информацио нная безопасность личности

1

Перечислять опасности, подстерегающие человека, работающего на компьютере.

Выполнять правила, позволяющие обеспечить информационную безопасность.

Игра. Работать по правилам игры. Составлять кроссворд. ЭОР. Выполнять правила работы за

12





компьютером.

16

Резервное время

1


17

Технология работы с текстовой информа- цией.

Работа с текстовой ин-

формацией на компью- тере

1

Перечислять устройства, необходимые для работы с текстовой информацией на компьютере. Игра. Работать по правилам игры.

ЭОР. Перечислять возможности, предоставляемые компьютером при работе с текстом. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр).


18

Текстовый редактор.

Ввод данных. Работа с документом

1

Запускать текстовый редактор.

Выделять смысловые зоны окна текстового редактора. Создавать, вводить текст и сохранять текстовый документ. Анализировать, сравнивать и обобщать информацию. Игра. Работать по правилам игры.

ЭОР. Осуществлять поиск фразы в тексте. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр).


19

20

Редактирова ние

2

Осуществлять редактирование документа. Игра. Работать по правилам игры.

ЭОР. Вводить информацию с помощью клавиатуры. Редактировать документ. Использовать комбинацию клавиш для копирования (перемещения) фрагмента документа.

21

Форматирова ние

1

Изменять шрифт, размер, цвет, начертание символов. Игра. Работать по правилам игры. Кодировать информацию. ЭОР. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр).


22

Форматирова ние абзаца

1

Определять, какое выравнивание было использовано. Использовать для оформления документа выравнивание. Игра. Работать по правилам игры.

Сравнивать информацию. ЭОР. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр).


23

Добавление изображений в текстовый документ

1 Создавать (добавлять) рисунок в текстовом редакторе в документ. Игра. Работать по правилам игры. Проводить несложные исследования.

ЭОР. Вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр).


24

Проект

1

Работать в группе. Осуществлять поиск нужной информации. Анализировать, сравнивать, обобщать информацию, представленную в разном виде.

Представлять информацию в текстовой и графической форме.






25

Технология работы с числовой информаци- ей

1

Запускать программу «Калькулятор». Выделять смысловые зоны окна программы.

Выполнять вычисления с использованием программы

«Калькулятор». Игра. Работать по правилам игры. Анализировать информацию. Продолжать числовой ряд.

ЭОР. Определять математические операции, совершаемые с числами. Определять закономерность появления объектов.


26

Резервное время

1


27

Технология работы с графическо й инфор- мацией Графические редакторы

1

Перечислять возможности, предоставляемые графическими редакторами для создания изображения. Запускать графический редактор. Выделять смысловые зоны окна текстового редактора. Создавать и сохранять изображение в графическом редакторе. Перечислять инструменты, которые были использованы для создания конкретного изображения.Игра. Работать по правилам игры. Кодировать/декодировать информацию. ЭОР. Редактировать изображение.


28

Создание изображений

1

Использовать при создании изображения копирование, перемещение, удаление фрагмента изображения.

Использовать клавишу Shift для рисования квадрата (окружности). Игра. Работать по правилам игры.

Анализировать, сравнивать информацию, представленную в графической форме. ЭОР. Использовать кнопки мыши для копирования и перемещения объектов.


29

Добавление текста к рисунку

1 Добавлять текст к изображению в графическом редакторе. Изменять размер и форму фрагмента изображения. Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать информацию.

Конструировать рисунок из его частей. ЭОР. Перемешать и копировать графические объекты несколькими способами.


30

Отражение изображений

1

Использовать отражение по вертикали (горизонтали) при создании изображений.

Выделять фрагмент изображения, из которого путём отражения/изменения размера строится весь рисунок. Игра. Работать по правилам игры. ЭОР.

Закрашивать клетки симметрично заданным.


31

32

Создание слайд-шоу

2

Запускать редактор слайд-шоу. Выделять смысловые зоны окна редактора.

Реализовывать этапы создания слайд-шоу: написать сценарий; отсканировать необходимые изображения, найти подходящую музыку и сохранить всё в одной папке; добавить изображения и музыку в программу (запись видео); смонтировать фильм; сохранить выполненную работу. Работать в группе. Осуществлять поиск нужной информации. Анализировать, сравнивать, обобщать информацию, представленную в разном виде.







Игра. Работать по правилам игры. Кодировать информацию. ЭОР. Знакомить с моделью формирования цвета.

33

34

Резервное время

2




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Для учащихся

  1. Каждый учащийся должен быть обеспечен учебником (Н. К. Нателаури, С. С. Маранин ИнформатикаИ ИКТ) и по - возможности рабочей тетрадью.

  2. У каждого ученика должно быть оборудовано учебное место, где ему будет удобно работать с учебником и тетрадью, слушать учителя, смотреть демонстрационный материал на экране, проецируемый с помощью проектора;компьютерное рабочее место, оборудованное для ученика начальной школы.

  3. На компьютерах ученика должно быть установлено:

    • графический редактор;

    • «Калькулятор»;

    • текстовый редактор;

  • визуальная объектно-ориентированная среда программирования Scratch или ЛогоМиры;

  • редактор слайд-шоу;

  • ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, рекомендуемые в учебниках для 4класса или их аналоги.

Для учителя

  1. Учитель должен иметь компьютерное рабочее место, оборудованное колонками, сканером, принтером.

  2. Методические рекомендации к учебникам.(Кондратьева О. Б. Информатика и ИКТ: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных

организаций / О. Б. Кондратьева. - Смоленск: Ассоциация XXI век) и программу курса Информатика 4 класс.

  1. Класс должен быть укомплектован проектором и экраном. Учитель должен иметь доступ со своего компьютера к проектору.

1


© 2010-2022