Ученический проект «Электронная библиотека класса»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Отдел образования Верх-Исетского района г. Екатеринбурга

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 2











"Электронная библиотека класса"



ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ





Исполнитель:

Паршина Ирина

учащаяся 3 "Б" класса

МБОУ гимназии №2

Руководитель:

Ефимчук Ирина Германовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории




Екатеринбург

2012 год


Оглавление

Введение. 4

Глава 1. Библиотека и библиотечный каталог 5

Глава 2. Как мы создавали электронную библиотеку 8

Глава 3. Секреты работы электронного каталога 11

Заключение 14

Список литературы 15


Введение.

В прошлом году у нас появился новый учебный предмет "Основы информационной культуры", на котором мы познакомились с тем, что такое "информационный ресурс". Мы узнали, что термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. А информационные ресурсы - это документы, которые хранятся в библиотеках, архивах, музейных хранениях.

С самого раннего детства мы встречаемся с книгами. Мамы читали нам сказки, стишки-потешки, по книжкам пели колыбельные песенки. А вот в школе книга стала нам настоящим другом. Главные знания мы получаем из наших учебников. Наши большие помощники в учёбе - это разные словари и энциклопедии. С ними мы знакомимся не только на уроке русского языка, но и на уроках литературного чтения или окружающего мира.

В первом классе мы пробовали уже сами составлять книжки-малышки для первоклассников по математике, книжки с загадками, пословицами. А в прошлом году мы создали свою ЭЛЕКТРОННУЮ книгу "Это обычное слово "ДОМ".

За время нашей учебы у нас в классе накопилось много презентаций, докладов, файлов в электронном виде и нам не захотелось их терять. Поэтому мы решили собрать их все в одном месте и создать электронную библиотеку класса и каталог к ней.

Мы поставили для себя цель:

  • Создать электронную библиотеку класса и каталог, позволяющий в ней ориентироваться.

Задачи, которые позволят нам достичь поставленной цели:

  • Узнать, что обозначает слово «библиотека»;

  • Выяснить всё про обычную библиотеку;

  • Разузнать, что такое каталоги;

  • Узнать, в каком режиме можно создать библиотеку;

  • Создать электронную библиотеку;

  • Создать каталог нашей библиотеки


Глава 1. Библиотека и библиотечный каталог

Библиотека (греч. βιβλιοθήκη, от βιβλίον «книга» и θήκη «место хранения») - учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.

В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофильмы, диапозитивы, аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители информации (CD, DVD, флеш-накопители).

Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Первой библиотекой, созданной приблизительно 2500 год до н.э. называют собрание глиняных табличек, найденное в храме вавилонского города Ниппур. Крупнейшим центром античной книжности была Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего Средиземноморья. В ней хранилось более 900 000 папирусов.

Какие бывают библиотеки? Их очень много видов, например:

  • Государственные;

  • Корпоративные;

  • Частные;

  • Личные (семейные).

Или разновидности специальных библиотек:

  • Публичная;

  • Детско-юношеская;

  • Университетская;

  • Академическая;

  • Для слепых;

  • Отраслевые:

    • Медицинские;

    • Сельскохозяйственные;

    • Технические;

    • Художественные;

Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или иное отношение, могущей быть востребованной читателями. В России функции национальной библиотеки выполняют Российская государственная библиотека в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге.

Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра. Согласно этой системе каждая изданная в стране книга должна поступить в библиотеку на хранение.

Региональные библиотеки выполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально для отдалённых регионов страны. Некоторые региональные библиотеки Урала и Сибири наряду с национальными библиотеками имеют право получения обязательного экземпляра. В Екатеринбурге такой библиотекой является Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г.Белинского.

Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее востребованными и популярными изданиями.

Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты и т. п.) или определённой тематики. Необходимость создания специальных библиотек вызвана в ряде случаев с особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но чаще связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданий в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела.

Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу книжного фонда похожи на специальные.

Библиотеки могут предлагать своим читателям пользоваться библиотечным абонементом или читальным залом. Библиотечный абонемент предоставляет читателю право получить издание из библиотеки в своё полное распоряжение на определённый срок. В другом случае читатель имеет возможность знакомиться с книгой только в помещении библиотеки - в специально оборудованном читальном зале. В некоторых библиотеках работает только абонемент или только читальный зал, в других эти формы обслуживания сочетаются.

Ещё важной характеристикой библиотеки является структура её фонда. В большинстве случаев часть изданий (наиболее востребованная читателями) располагается в открытом доступе и может быть просмотрена читателем непосредственно у книжной полки, тогда как большинство изданий располагается в книгохранилище и может быть оттуда получено лишь через некоторое время посредством заказа по каталогу. В некоторых случаях на выдачу особо редких, повреждённых или содержащих государственную тайну изданий накладываются ограничения, требующие от читателя специального запроса или разрешения.

Каталог (от греч. κατάλογος = κατά «вниз» + λόγος «слово») - в общем случае, некий список информации об объектах, составленный с целью облегчения поиска этих объектов по какому-то признаку.

Например, это могут быть:

  • Список или опись собрания книг в библиотеках, картин и других художественных предметов в музеях.

  • Каталог почтовых марок - буклет с изображением и описанием почтовых марок.

  • Список объектов файловой системы (файлов и папок) с указанием их месторасположения на устройстве хранения информации.

  • Каталог ресурсов в Интернете - перечень сайтов, содержащих необходимую информацию по какой-то теме.

Во время работы над проектом мы посетили Библиотеку имени Белинского и познакомились с её книгохранилищами, читальными залами и каталогами.


Глава 2. Как мы создавали электронную библиотеку

Работая в прошлом году над проектом создания электронной книги, мы изучили много материалов на эту тему. Так, термин "электронная книга" используется в двух основных значениях: во-первых, для обозначения текстовых и иных документов, представленных в электронном (цифровом) формате; во-вторых, в качестве собирательного наименования цифровых устройств, используемых для чтения документов.

Что же такое электронная книга в нашем случае? Это либо цифровой файл, для вывода содержимого которого на экран используются специальные программы, типа Adobe Acrobat. Либо компьютерная программа, при запуске которой на экране выводятся страницы текста, возможно даже с рисунками.

Для создания электронной книги достаточно текстовых файлов, набранных, например, в Microsoft Word, или даже в обычном текстовом блокноте. В форме электронных книг очень удобно представлять большой объём информации. Это может быть содержание художественной или научно-популярной книги, различные отчеты, статьи, обучающие материалы. Для нас это было важным, ведь в нашей школе есть традиция - ребята расширяют своё информационное поле в ходе выполнения проектов на различные темы.

Поставив перед собой цель создать электронную библиотеку, мы должны были определить для себя, какие книги, какие документы мы поместим на хранение в нашу библиотеку. Мы решили, что это будут любые электронные документы, подготовленные одноклассниками:

  • презентации в формате Microsoft PowerPoint;

  • электронные текстовые документы с текстами докладов и сочинений;

  • электронные книги в формате HTML;

  • а также другие электронные документы.

Для собрания электронной библиотеки мы взяли те электронные документы, которые находились в нашем классном компьютере у нашего классного руководителя Ирины Германовны Ефимчук. Кроме того, мы с учительницей попросили наших ребят принести те файлы, которые хранятся на их домашних компьютерах. В итоге мы получили 48 электронных документов.

Собранные документы я переместила все на один компьютер. Казалось, что поставленная цель - создание библиотеки достигнута. Ведь в одном месте собраны электронные документы, созданные учениками нашего класса и представленные на наших уроках. Но оказалось, что пользоваться ими неудобно. Для удобного использования нужно было знать не только какие электронные документы есть на этом компьютере, но и где они находятся. Так мы пришли к необходимости создать каталог нашей электронной библиотеки.

Каталог нашей библиотеки - список содержащихся в ней электронных документов мы решили сделать в программе Microsoft Excel. Эта программа позволяет в очень простом режиме создавать различные таблицы и проводить операции с данными, занесенными в эти таблицы. В своем каталоге мы решили обобщить информацию по следующим признакам:

  • Наименование электронного документа;

  • Автор;

  • ПУченический проект «Электронная библиотека класса»ериод создания документа (в каком классе);

  • Ключевые слова.

Рисунок 2.1. Каталог электронной библиотеки.

По этим признакам мы проанализировали наши электронные документы и занесли полученные результаты в таблицу (см. рис. 2.1.)

Для поиска необходимого документа мы установили гиперссылки на названия. Сейчас можно было, выбрав нужный документ, сразу же открыть его для просмотра.

Но и этого нам показалось недостаточно. Ведь подобной библиотекой может пользоваться только один человек - владелец компьютера, на котором установлена наша библиотека с каталогом. Для всех остальных, в том числе и для одноклассников пользование этой библиотекой оказалось невозможным.

Для решения этой проблемы мы обратились к возможностям, которые предоставляет Интернет. Мы решили не отказываться от созданного варианта библиотеки и каталога, а создать другой вариант размещения электронной библиотеки непосредственно в сети Интернет.

Мы поместили файлы с нашими презентациями на специальный сайт - хранилище. Хранение мы доверили сайту Google.com. Почему мы остановились именно на этом сайте? Потому что это один из самых известных сайтов. Кроме того, система хранения электронных документов на Google построена таким образом, что позволяет открывать и просматривать документы напрямую с сайта, без предварительного скачивания на домашний компьютер, как например, на сайте Mail.ru.

Затем, мы создали сообщество в социальной сети "Живой журнал" и назвали его "е-библиотека 3"б" класса гимназии №2". На это сообщество можно поспасть по адресу e-biblio-gim2.livejournal.com/. Мы выбрали именно эту сеть, потому что там очень удобный и простой интерфейс и есть возможность создавать достаточно длинные статьи, вставлять метки - ключевые слова и оставлять комментарии.

Создавая свои статьи-аннотации в нашей сетевой электронной библиотеке, мы вставляли гиперссылки на электронные документы, хранящиеся в Google doc's. Таким образом одним кликом любой читатель может открыть и просмотреть наши презентации.


Глава 3. Секреты работы электронного каталога

Как мы уже сказали, первоначально мы решили разместить электронную библиотеку класса на одном компьютере. А каталог нашей библиотеки предполагали сделать в программе Microsoft Excel.

Удобство пользования каталогом означает, прежде всего, удобный и быстрый поиск нужного документа.

Изучив систему каталогов, мы обнаружили, что существует два вида каталогов: алфавитный и систематический. Более сложный - систематический каталог. В алфавитном каталоге, если ты знаешь фамилию автора и название произведения, ты ищешь по алфавиту. В систематическом каталоге сначала надо выбрать вид литературы: художественная, научная и т.д. Например, мы ищем произведение Александра Дюма "Три мушкетера". Мы выбираем художественную литературу. Затем выбрать каталог авторов: зарубежных или русских. Мы выбираем зарубежных авторов. Далее выбираем страну - Франция, затем ищем по алфавиту фамилию автора.

Электронные каталоги в библиотеках пока очень редки, и лишь немногие из них предоставляют хорошие поисковые возможности и информационное наполнение.

Мы нашли два варианта, как сделать поиск в нашем электронном каталоге в программе Microsoft Excel. Первый - в составленной таблице использовать функцию фильтра. С помощью этой функции легко искать в таблице электронные документы определенных авторов либо презентации, подготовленные в каком-то классе.

Второй вариант - поиск с применением макросов. Макрос - это такая маленькая подпрограмма, которая встраивается в файл и выполняет всегда одни и те же операции. Макрос можно написать специальным программным языком или же составить по правилам "делай как я" показав и записав операции, которые нужно выполнять. Так мы и сделали, записав макрос, показывая как проводить фильтрацию списка при заданных значениях автора, класса и ключевого слова

Например, нам надо найти презентацию Асташова Артема. Мы вводим его имя, класс и "любое ключевое слово", нажимаем кнопку "найти презентацию" - и программа сама находит нам все возможные презентации! Пример такого поиска можно увидеть на рис. 3.1.

РУченический проект «Электронная библиотека класса»исунок 3.1. Каталог электронной библиотеки

В варианте нашей сетевой электронной библиотеки в Интернете мы тоже продумали каким образом проводить поиск нужных документов. Здесь нам в этом помогают специальные метки - ключевые слова, которые мы сразу задаем в статьях-аннотациях. Они размещены на правой части нашего сайта. Кликнув на ту или иную метку мы сразу же получаем список статей, содержащих ссылку на документ с этим ключевым словом. Как выглядит эта система поиска можно увидеть на рис. 3.2.

РУченический проект «Электронная библиотека класса»исунок 3.2. Сетевая электронная библиотека класса.


Заключение

Содержимое библиотеки можно постоянно пополнять. Это зависит от расширения наших знаний и от сохранения интереса к этой теме. А, значит, решили мы, это долгосрочный проект.

Итоги работы над проектом лично для меня в том, что во время работы над проектом я узнала, что такое "библиотека" и "каталог", научилась работать в программе Excel и создала каталог электронной библиотеки нашего класса.

Значимость проекта в целом в том, что другие люди могут, посмотрев наши презентации, научиться на наших ошибках, приобрести опыт их создания и узнать что-нибудь интересное по той или иной теме.


Список литературы


  1. Детская энциклопедия АиФ: Информация и ты: познавательный журнал для девочек и мальчиков / ЗАО "Аргументы т факты".- 2007.-№ 3.- 54 с.

  2. Жвалевский А.А. Excel 2007 без напряга. / Питер. - СПб, 2008. - 176 с.

  3. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей. - М.: Русская библиотечная ассоциация, 2007.-127 с.

  4. Равинский Д.К. Библиотека и вызовы XXI века. / РНБ. - СПб, 2011. - 132с.

Электронные информационные ресурсы

  1. book.uraic.ru/

  2. library.ru/

  3. livejournal.com/

  4. teenbook.ru/




© 2010-2022