Развитие творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей на уроке и во внеурочное время

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Развитие творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей на уроке и во внеурочное время. Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы. Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Наконец, третья группа - это зависимость развития от характера и структуры деятельности. Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Развивать творческие способности? Что это значит? - Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения. - Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразить индивидуальности ученика. - В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе. При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом уроки должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности. Большое значение наши учителя придают решению творческих задач на уроках математики. В организации умственной деятельности школьников в процессе решения познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвижении учащихся: решить задачу по аналогии; решить задачу при частичной подсказке учителя; доказать правильность решения; решить нестандартную задачу; самостоятельно составить творческое задание; выполнить диагностическую (тестовую) работу. Кроме этого выполняются задания направленные на развитие творческого мышления: 1.Задачи на смекалку
  • 2. Задачи шутки
  • 3. Числовые фигуры
  • 4. Задачи с геометрическим содержанием
  • 5. Логические упражнения со словами
  • 6. Математические игры и фокусы
  • 7. Кроссворды и ребусы.
Проектная деятельность не только учит ребенка самостоятельно добывать знания, развивает навыки исследовательской работы, но и способствует развитию творческих способностей. Проекты могут быть исследовательскими, творческими, ролевыми и т.д. Формы организации могут быть индивидуальными, парными, групповыми. На уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи, создают иллюстрации. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого ребёнка можно развивать. Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного, является драматизация во всех ее формах. В зависимости от задач, методики преподавания, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:
  • Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.
  • Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета,
одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.
  • Постановка "живых картин" к произведению.
  • Составление сценария спектакля, устное описание декораций,
костюмов.
  • Драматические импровизации .
  • Развернутые драматические представления.
  • Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко используется рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа и другие. Кроме перечисленных приемов на уроках литературного чтения широко используется:
- рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой; Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника. Творчество - это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Подлинное творчество - это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности. Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий учитель тот, кто - участвует в экспериментальной работе школы; - преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование; - свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения; - уважает личность ученика; - дифференцирует объем и сложность заданий; - побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса; - развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика; - педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепция, самопознания и творческого самопроявления; Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться. Предлагаю несколько вариантов примеров. (инновационный материал) 1. Тренажёр на выполнение табличного сложения и вычитания в пределах 10 files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b13842aa-7064-43c5-9144-6fee1d5d567c/ResFile.SWF 2. Тренажёр по изучению нумерации чисел. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44a595be-8279-4be6-8c82-fa2de96b2b99/ResFile.SWF 3 Межпредметные задания. Объект интерактивного взаимодействия. « Какова масса самой маленькой птички наших лесов» files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c1ae6d0-47b9-4721-b458-7806343b8fb9/ResFile.SWF 4. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74614c7b-3e30-4337-bb66-feb42bcfa17b/ResFile.SWF 5. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd8ee995-6d83-4c08-8734-994373c22385/ResFile.SWF













Развитие творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей на уроке и во внеурочное время.

Подготовила: учитель начальных классов

Гришанина И.В.

2015 г

9

© 2010-2022