- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петрова Е.В. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.; Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников; О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999); Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Цели и задачи программы: Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личност-ноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у учащихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
-
Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Ценностные ориентиры содержания курса
Уникальность и значимость учебного курса определяются:
- нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.
- развитие способности восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
- развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
- формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
Место курса в учебном плане ОУ Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предназначен для учащихся 2 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми. В соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №30» (утверждённым приказом №_____от «___»_______2014 г) программа рассчитана на проведение 2 часов в неделю - 68 часов в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физио-логическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Планируемые результаты освоения курса Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Учащийся получит возможность для формирования:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- под руководством учителя самых простых и общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы)
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Учащийся научится:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Учащийся получит возможность научиться:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные
Учащийся научится:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал.
Учащийся получит возможность научиться:
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные
Учащийся научится:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Учащийся получит возможность научиться:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать "полезные" и "вредные" продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, об-морожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улуч-шения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать "полезные" и "вредные" продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, об-морожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
II. Основное содержание курса
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» состоит из 7 разделов:
- «Вот мы и в школе»(8ч.)
- «Питание и здоровье» (10 ч.)
- «Моё здоровье в моих руках» (14 ч.)
- «Я в школе и дома» (12 ч.)
- «Чтоб забыть про докторов» (8 ч.)
- «Я и моё ближайшее окружение» (8 ч.)
- «Вот и стали мы на год взрослей» (8 ч.)
III. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый Учащийся будет значимым участником деятельности.
Критерии оценки знаний, умений и навыков. Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах. Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий. Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
IV. Календарно-тематическое планирование
№
Количество
Тема занятия
Дата проведения
Примечание
Деятельность учащихся
По плану
Факти-чески
По плану
Факти-чески
Вот мы и в школе (8ч.)
1
1
Что мы знаем о ЗОЖ
01.09.
Проговаривать последовательность действий на уроке Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
2
1
По стране Здоровейке
05.09
3
1
В гостях у Мойдодыра
08.09
4
1
Подвижные игры
12.09
5
1
Если хочешь быть здоров
15.09
6
1
Мое здоровье
19.09
7
1
В гостях у доктора Воды
22.09.
8
1
Я хозяин своего здоровья
26.09.
Питание и здоровье (10 ч.)
9
1
Правильное питание - залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.
29.09
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и ин-формацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать вы-воды в результате совместной работы всего класса. Делать предварительный отбор источников инфор-мации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Определять и формулировать цель деятельности на
10
1
Подвижные игры
03.10.
11
1
Культура питания. Этикет.
13.10.
12
1
Спектакль «Я выбираю кашу»
17.10.
13
1
«Что даёт нам море»
20.10.
14
1
Подвижные игры
24.10.
15
1
Здоровая пища для всей семьи
27.10.
16
1
Конкурс рисунков «Доктора природы»
31.10.
17
1
Питание и здоровье
03.11.
№
Количество
Тема занятия
Дата проведения
Примечание
Деятельность учащихся
По плану
Факти-чески
По плану
Факти-чески
18
1
Светофор здорового питания
07.11.
уроке с помощью учителя.
Моё здоровье в моих руках (14 ч.)
19
1
Сон и его значение для здо-ровья человека
10.11.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
20
1
Закаливание в домашних ус-ловиях
14.11.
21
1
Подвижные игры
17.11.
22
1
День здоровья «Будьте здоро-вы»
21.11.
23
1
Иммунитет
01.12.
24
1
Беседа "Как сохранять и укреп-лять свое здоровье".
05.12.
25
1
Спорт в жизни ребёнка.
08.12.
26
1
Подвижные игры
12.12.
27
1
«Рабочие инструменты чело-века»
15.12.
28
1
Конкурс рисунков «Я зани-маюсь спортом»
19.12.
29
1
Вредные привычки
22.12.
30
1
Подвижные игры
26.12.
31
1
Вредные привычки
29.12.
32
1
Слагаемые здоровья
12.01.
Я в школе и дома (12 ч.)
33
1
Я и мои одноклассники.
16.01.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
№
Количество
Тема занятия
Дата проведения
Примечание
Деятельность учащихся
По плану
Факти-чески
По плану
Факти-чески
34
1
Почему устают глаза?
19.01.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и инфор-мацию, полученную на уроке. Определять и форму-лировать цель деятельности на уроке с помощью учи-теля. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
35
1
Гигиена позвоночника. Сколиоз
23.01.
36
1
Подвижные игры
26.01.
37
1
Шалости и травмы
30.01.
38
1
«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление
02.02.
39
1
Почему болят зубы?
06.02.
40
1
Подвижные игры
09.02.
41
1
Чтобы зубы были здоровыми
13.02.
42
1
Надежная защита организма
16.02.
43
1
Конкурс «Мое здоровье»
20.02.
44
1
Умники и умницы
02.03.
Чтоб забыть про докторов (8 ч.)
45
1
С. Преображенский «Огород-ники»
06.03.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
46
1
Как защитить себя от болезни.
09.03.
47
1
Подвижные игры
13.03.
48
1
Сон-лучшее лекарство
16.03.
49
1
Питание-необходимое условие для жизни человека
20.03.
50
1
«Самый здоровый ученик»
23.03.
51
1
Подвижные игры
27.03.
52
1
Вкусные и полезные вкусности
30.03.
№
Количество
Тема занятия
Дата проведения
Примечание
Деятельность учащихся
По плану
Факти-чески
По плану
Факти-чески
Я и моё ближайшее окружение (8 ч.)
53
1
Мир эмоций и чувств.
03.04.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
54
1
Вредные привычки
10.04.
55
1
«Веснянка»
13.04.
56
1
Подвижные игры
17.04.
57
1
КВН «Я-ученик»
20.04.
58
1
Конкурс рисунков «Доктора природы»
24.04.
59
1
«Рабочие инструменты чело-века»
27.04.
60
1
В мире интересного
04.05.
Вот и стали мы на год взрослее (8 ч.)
61
1
Я и опасность.
08.05.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
62
1
Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Коло-бова «Красивые грибы»
11.05.
63
1
Подвижные игры
15.05.
64
1
Скелет-наша опора
18.05.
65 Привила гигиены
66
1
Глаза-главные помощники че-ловека
22.05.
67
1
Первая помощь при отравлении
25.05.
68
1
Наши успехи и достижения
29.05.
V. Книгопечатная продукция и технические средства
Учебно-методическое обеспечение
- «Уроки здоровья в начальной школе»Э.Н.Петлякова , изд. «Феникс», 2011
- « Подвижные игры для школьников» Л.Фатеева, «Академия развития», 2006 г.
- «Веселая физкультура для детей и их родителей» О.Б.Казина, «Академия развития», 2005 г.
Интернет-ресурсы.
-
Электронная версия газеты «Начальная школа». -Режим доступа: nsc.lseptember.ru/
Информационно-коммуникативные средства.
-
Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.
-
Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса.
-
Видеофильмы или DVD-фильмы и презентации по основным темам курса.
Технические средства обучения.
-
Ноутбук
-
Мультимедийный проектор.
-
Экспозиционный экран
-
Интернет
Оборудование класса
- Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
-
Классная доска
9