- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру Растительный и животный мир степи
Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру Растительный и животный мир степи
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бросалина О.Н. |
Дата | 25.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №122»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ПО ТЕМЕ «РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР СТЕПИ»
Составитель: Бросалина О.Н.
Барнаул 2010 Цели:
- знакомство с растительным и животным миром степи;
- развитие логического мышления, наблюдательности, речи учащихся;
- воспитание любви к природе, доброжелательному отношению к окружающему миру.
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый. Приёмы: синтез, анализ, сравнение, обобщение. Наглядность: карточки, схемы, кроссворд. Форма работы: групповая, коллективная. Технологии: игровые.
План внеклассного мероприятия
- Организационный момент.
- Отгадайте загадки.
- Вопросы для всезнаек.
- Сказка-загадка.
- Игра «Конструктор».
- Конкурс «Пословицы и поговорки».
- Конкурс «Веришь - не веришь».
- Конкурс «Народные предметы».
- Кроссворд.
- Подведение итогов.
Х о д в н е к л а с с н о г о м е р о п р и я т и я
- Организационный момент.
- Задания для команд.
- Отгадайте загадки.
- Зелёный поясок в траве затерялся. (Ящерица.)
- Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)
- В иголках бугорок мышку уволок. (Ёжик.)
- Хвост короче уха, быстрее повадки,
- Тётушка знакома мне - дом таскает на спине,
- На поляне у реки гордо держат стебельки,
- Вот шершавый стебелёк,
- Куда ведёт подземный ход?
- Да не бойтесь, ладно уж,
- Мы варенья наварили,
- Кто в беретке ярко-красной,
- Гнездо своё он в поле вьёт,
- Рос шар бел,
- С ветки - на тропинку,
- Шевелились у цветка
- В норке под кустом
- Хитрая плутовка, рыжая головка,
- Серовато, зубовато,
- Вопросы для всезнаек.
- Что такое степь? (Бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.)
- Растут ли в степи деревья? (Редко, по берегам рек.)
- Когда степь особенно красива? (Весной степь оживает, зацветает и покрывается нежной зеленью.)
- Назовите раннецветущие растения. В чём их особенность? (Тюльпан, тонколистный пион, ветреница, гусиный лук, мак. За короткий весенний период они успевают пройти весь жизненный путь: вырасти, зацвести, созреть и оставить семена.)
- Где хранятся питательные вещества у раннецветущих растений? (В луковицах и корневищах.)
- Как изменяется степь к концу весны? (Становится серо-зелёной.)
- Назовите засухоустойчивые растения. В чём их особенность? (Шалфей, ковыль, типчак, тимьян пахучий, лапчатка, полынь. В течение жаркого лета они не засыхают, как раннецветущие.)
- назовите степных птиц. (Стрепет, дрофа, журавль-красавка, полевой жаворонок, степной орёл.)
- Назовите степных млекопитающих. (Полевая мышь, суслик, сайгак, волк, заяц.)
- Назовите степных насекомых и пресмыкающихся. (Кузнечик, сверчок, богомол-кобылка и др. Ящерица, змея.)
- Какая группа степных млекопитающих самая многочисленная и почему? (Это грызуны, т.к. много растительной пищи, злаковых культур.)
- Почему в степи много хищных птиц? (Потому что много грызунов.)
- Кто такая степная антилопа? (Сайгак.)
- Почему у сайгак горбоносая морда? (Такой нос позволяет ему дышать на бегу, охлаждая горячий воздух.)
- Суслик зимой бодрствует или ложится в спячку? (Суслик наедается досыта и, сильно потолстев, ложится в спячку. Когда закончатся запасы питательных веществ, он просыпается.)
- Что такое суховей? (Жаркий ветер пустынь.)
- Что является страшным бедствием в степи? (Пожар.)
- Вспомните пословицы о волке. (Волка ноги кормят. Как волка ни корми, а он в лес смотрит. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.)
- Почему волка называют санитаром? (Потому что он уничтожает больных и слабых животных.)
- Сказка-загадка.
На лугу Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза. Представьте себе прекрасный солнечный летний день. вы находитесь посреди чудесного летнего луга. Трава на лугу мягкая и зелёная. Вы садитесь в траву. Дотроньтесь до неё руками и почувствуйте её приятную прохладу. Теперь посмотрите вверх, на ясное голубое небо. Вы видите плывущие по небу большие пушистые облака. Попробуйте найти облако, похожее на какого-нибудь зверя. Лёгкий ветерок гонит облако дальше и одновременно освежает ваши лица. Теперь вы ложитесь и растягиваетесь на траве. Вдохните один раз глубоко-глубоко. Немного потянитесь, выпрямитесь, подвигайте пальчиками рук и ног. Энергично выдохните и откройте глаза.
- Игра «Конструктор».
- Конкурс «Пословицы и поговорки».
- Конкурс «Веришь - не веришь».
- Веришь ли ты, что кукушка кукует, не разевая клюва? (Да.)
- Веришь ли ты, что у куропатки есть специальное приспособление - щиток из перьев, которое называется седло? (Нет.)
- Веришь ли ты, что воробьи и овсянки могут трижды вывести потомство за лето? (Да.)
- Веришь ли ты, что яйца аиста самые крупные? (Нет.)
- Веришь ли ты, что гриб может съесть дом? (Да. Домовой гриб, который разрушает древесину.)
- Веришь ли ты, что у птиц память отсутствует? (Нет.)
- Веришь ли ты, что растение медуница имеет разноцветные цветки? (Да, розового, голубого, синего, фиолетового цвета. Отцветая меняют окраску.)
- Веришь ли ты, что птицы путешествуют по своим, птичьим законам? (Да.)
- Конкурс «Народные приметы».
1
2
5
3
4
6
7
8
А вы знаете… … что перекати-поле - это не одно растение? Это целая группа степных растений: солянки, кермеки, качимы, кураи, рогачки и некоторые другие. Хотя эти растения не родственники, они очень похожи друг на друга. По форме перекати-поле напоминает шар из веточек, покрытых мелкими листочками. Степной ветер обламывает высохшее растение перекати-поля у самого корня и гонит по степи. Маленькие и большие (до 1,5 м в диаметре) сухие шары, подпрыгивая, ударяются об землю, от таких толчков из них постепенно высыпаются семена, и вряд ли найдётся два семечка, которые попали бы в одно место. … кто такие степные дозоры? Это сурки - крупные грызуны массой да 5-6 кг. Живут они семьями. Каждая семья имеет одну основную нору, где проходит зимняя спячка и появляется молодняк, и несколько кормовых, или защитных, нор, которые соединяются с зимовочной норой сетью тропинок. От наиболее удалённых кормовых нор одной семьи тропинки ведут к норам соседских семей, и, таким образом, вся степь покрыта сложной системой нор и дорожек. Если пасущийся сурок замечает опасность, он бросается к ближайшей норе, подавая сигнал тревоги. Мгновение - и вот уже все зверьки стоят столбиками у нор и, продолжая тревожно кричать, внимательно осматриваются по сторонам. Орлу или волку не часто приходится лакомиться нежным мясом сурка при таком коллективном оповещении об опасности.
- Подведение итогов.