Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру Растительный и животный мир степи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №122»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ПО ТЕМЕ «РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР СТЕПИ»







Составитель: Бросалина О.Н.











Барнаул 2010 Цели:

  1. знакомство с растительным и животным миром степи;
  2. развитие логического мышления, наблюдательности, речи учащихся;
  3. воспитание любви к природе, доброжелательному отношению к окружающему миру.

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый. Приёмы: синтез, анализ, сравнение, обобщение. Наглядность: карточки, схемы, кроссворд. Форма работы: групповая, коллективная. Технологии: игровые.

План внеклассного мероприятия

  1. Организационный момент.
  2. Отгадайте загадки.
  3. Вопросы для всезнаек.
  4. Сказка-загадка.
  5. Игра «Конструктор».
  6. Конкурс «Пословицы и поговорки».
  7. Конкурс «Веришь - не веришь».
  8. Конкурс «Народные предметы».
  9. Кроссворд.
  10. Подведение итогов.







Х о д в н е к л а с с н о г о м е р о п р и я т и я

  1. Организационный момент.
Учащиеся делятся на команды, дают команде название.
  1. Задания для команд.
  1. Отгадайте загадки.
  1. Зелёный поясок в траве затерялся. (Ящерица.)
  2. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)
  3. В иголках бугорок мышку уволок. (Ёжик.)
  4. Хвост короче уха, быстрее повадки,
Мчусь я что есть духу, мчусь я без оглядки, Кто я, угадай-ка, ну конечно … (Зайка.)
  1. Тётушка знакома мне - дом таскает на спине,
При себе всегда пожитки. Как удобно жить … (Улитке.)
  1. На поляне у реки гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки, белоснежные … (Ромашки.)
  1. Вот шершавый стебелёк,
В середине - уголёк. Лепестки блестят, как лак, Распустился … (Красный мак.)
  1. Куда ведёт подземный ход?
Об этом знает только … (Крот.)
  1. Да не бойтесь, ладно уж,
Не ужалит, это … (Уж.)
  1. Мы варенья наварили,
Никому не говорили. Чудеса! Чудеса! Как проведала … ? (Оса.)
  1. Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
  1. Гнездо своё он в поле вьёт,
Где плещутся растения. Его и песни, и полёт Вошли в стихотворение. (Жаворонок.)
  1. Рос шар бел,
Ветер дунул - шар улетел. (Одуванчик.)
  1. С ветки - на тропинку,
С травки - на былинку. Прыгает пружинка, Зелёная спинка. (Кузнечик.)
  1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
  1. В норке под кустом
Шевелит хвостом, Сквозь траву глядится, Вылезти боится. (Мышь-полёвка.)
  1. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса, А зовут её … (Лиса.)
  1. Серовато, зубовато,
По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк.)
  1. Вопросы для всезнаек.
  1. Что такое степь? (Бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью.)
  2. Растут ли в степи деревья? (Редко, по берегам рек.)
  3. Когда степь особенно красива? (Весной степь оживает, зацветает и покрывается нежной зеленью.)
  4. Назовите раннецветущие растения. В чём их особенность? (Тюльпан, тонколистный пион, ветреница, гусиный лук, мак. За короткий весенний период они успевают пройти весь жизненный путь: вырасти, зацвести, созреть и оставить семена.)
  5. Где хранятся питательные вещества у раннецветущих растений? (В луковицах и корневищах.)
  6. Как изменяется степь к концу весны? (Становится серо-зелёной.)
  7. Назовите засухоустойчивые растения. В чём их особенность? (Шалфей, ковыль, типчак, тимьян пахучий, лапчатка, полынь. В течение жаркого лета они не засыхают, как раннецветущие.)
  8. назовите степных птиц. (Стрепет, дрофа, журавль-красавка, полевой жаворонок, степной орёл.)
  9. Назовите степных млекопитающих. (Полевая мышь, суслик, сайгак, волк, заяц.)
  10. Назовите степных насекомых и пресмыкающихся. (Кузнечик, сверчок, богомол-кобылка и др. Ящерица, змея.)
  11. Какая группа степных млекопитающих самая многочисленная и почему? (Это грызуны, т.к. много растительной пищи, злаковых культур.)
  12. Почему в степи много хищных птиц? (Потому что много грызунов.)
  13. Кто такая степная антилопа? (Сайгак.)
  14. Почему у сайгак горбоносая морда? (Такой нос позволяет ему дышать на бегу, охлаждая горячий воздух.)
  15. Суслик зимой бодрствует или ложится в спячку? (Суслик наедается досыта и, сильно потолстев, ложится в спячку. Когда закончатся запасы питательных веществ, он просыпается.)
  16. Что такое суховей? (Жаркий ветер пустынь.)
  17. Что является страшным бедствием в степи? (Пожар.)
  18. Вспомните пословицы о волке. (Волка ноги кормят. Как волка ни корми, а он в лес смотрит. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.)
  19. Почему волка называют санитаром? (Потому что он уничтожает больных и слабых животных.)
  1. Сказка-загадка.
Пошёл однажды Незнайка погулять на луг. Загулялся, глядь - уже темнеет. Надо быстрее бежать домой. Вдруг прямо перед ним бесшумно на пенёк опустилась большая серая птица. - Кто ты? - испугался Незнайка. Птица ему ответила. - Ты птица. но почему тогда летаешь ночью? Ведь другие птицы уже спят. - Видишь ли, Незнайка, я плохо вижу днём, когда ярко светит солнце. Оно ослепляет меня. Но я не вижу и глубокой ночью, как ты думаешь. Я летаю вечером, в серых сумерках. - А, вот почему ты такая серая. Но зачем тебе быть серой, тебя ведь тогда никто не увидит? И ещё, ты летаешь бесшумно - тебя никто не услышит. - Я должна быть невидимой и неслышимой, чтобы те мелкие зверьки, мышки, зайчики, птички, на которых я охочусь, меня не услышали. И я не одна такая. Так охотятся кошки и некоторые другие ночные животные. Вопрос: Что это за птица? (Сова.) Физкультминутка-релаксация.

На лугу Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза. Представьте себе прекрасный солнечный летний день. вы находитесь посреди чудесного летнего луга. Трава на лугу мягкая и зелёная. Вы садитесь в траву. Дотроньтесь до неё руками и почувствуйте её приятную прохладу. Теперь посмотрите вверх, на ясное голубое небо. Вы видите плывущие по небу большие пушистые облака. Попробуйте найти облако, похожее на какого-нибудь зверя. Лёгкий ветерок гонит облако дальше и одновременно освежает ваши лица. Теперь вы ложитесь и растягиваетесь на траве. Вдохните один раз глубоко-глубоко. Немного потянитесь, выпрямитесь, подвигайте пальчиками рук и ног. Энергично выдохните и откройте глаза.

  1. Игра «Конструктор».
Дано слово: растительность. Необходимо образовать новые слова из букв, входящие в данное слово. (лето, тело, сон, сито, лот, тонна, рост, тесто, стол, стиль, торт, лист, лото, тор, лён, нос, тон, нота, село, сено, лиса, лис, сила, сало, толь, рис, ил, оса, ель, сорт, сор, нос, ар, нора).
  1. Конкурс «Пословицы и поговорки».
Вспомнить как можно больше пословиц и поговорок о степи и её обитателях. (В степи просто, в лесу - угодье. Муравей не по себе ношу носит, никто спасибо не скажет, а пчела меньше носит, да людям мила. Не велик сверчок, а слышно кричит. Где цветок, там медок. Пчёлы под вязом, точно на базаре, все разом. Волка ноги кормят. Это только цветочки, а ягодки - впереди.)
  1. Конкурс «Веришь - не веришь».
Вызываются два представителя от команд. Им по очереди предлагаются утверждения. Они должны согласиться с ним или отказаться.
  1. Веришь ли ты, что кукушка кукует, не разевая клюва? (Да.)
  2. Веришь ли ты, что у куропатки есть специальное приспособление - щиток из перьев, которое называется седло? (Нет.)
  3. Веришь ли ты, что воробьи и овсянки могут трижды вывести потомство за лето? (Да.)
  4. Веришь ли ты, что яйца аиста самые крупные? (Нет.)
  5. Веришь ли ты, что гриб может съесть дом? (Да. Домовой гриб, который разрушает древесину.)
  6. Веришь ли ты, что у птиц память отсутствует? (Нет.)
  7. Веришь ли ты, что растение медуница имеет разноцветные цветки? (Да, розового, голубого, синего, фиолетового цвета. Отцветая меняют окраску.)
  8. Веришь ли ты, что птицы путешествуют по своим, птичьим законам? (Да.)
  1. Конкурс «Народные приметы».
Признак определения погоды даётся участнику игры на карточке. Игрок должен определить, какую погоду он предвещает. Признаки ухудшения погоды (к дождливой погоде): - Все цветы на лугу сильно пахнут. - Ласточки летают низко. - Воробьи нахохлились. - Крот нагребает высокие холмики. - Одуванчик складывает свой пушистый зонтик. - Возле цветов жёлтой акации кружится много насекомых. Признаки сухой погоды: - Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчёлы. - Ласточки летают высоко. - Поздно вечером сильно трещат кузнечики. - Паук усиленно плетёт сети. - Комары-толкуны толкутся столбом. - Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает. - Голуби разворковались. - Птицы весело поют. 8. Кроссворд. 1 (гор.). Степная антилопа. (Сайгак.) 1 (верт.). Жаркий ветер пустынь. (Суховей.) 2. Какое испытание ждёт людей и животных зимой в степи. (Стужа.) 3 (гор.). Страшное бедствие в степи. (Пожар.) 3 (верт.). самый распространённый в степи грызун. (Полёвка.) 4. Как называются племена, которые занимаются разведением скота? (Скотоводы.) 5. Типичное в степи растение. (Ковыль.) 6. Степное пресмыкающееся. (Ящерица.) 7. Насекомое. (Сверчок.) 8. «В траве сидел… (кузнечик)».






1













2





























5


3











4










6




























7


























8









































А вы знаете… … что перекати-поле - это не одно растение? Это целая группа степных растений: солянки, кермеки, качимы, кураи, рогачки и некоторые другие. Хотя эти растения не родственники, они очень похожи друг на друга. По форме перекати-поле напоминает шар из веточек, покрытых мелкими листочками. Степной ветер обламывает высохшее растение перекати-поля у самого корня и гонит по степи. Маленькие и большие (до 1,5 м в диаметре) сухие шары, подпрыгивая, ударяются об землю, от таких толчков из них постепенно высыпаются семена, и вряд ли найдётся два семечка, которые попали бы в одно место. … кто такие степные дозоры? Это сурки - крупные грызуны массой да 5-6 кг. Живут они семьями. Каждая семья имеет одну основную нору, где проходит зимняя спячка и появляется молодняк, и несколько кормовых, или защитных, нор, которые соединяются с зимовочной норой сетью тропинок. От наиболее удалённых кормовых нор одной семьи тропинки ведут к норам соседских семей, и, таким образом, вся степь покрыта сложной системой нор и дорожек. Если пасущийся сурок замечает опасность, он бросается к ближайшей норе, подавая сигнал тревоги. Мгновение - и вот уже все зверьки стоят столбиками у нор и, продолжая тревожно кричать, внимательно осматриваются по сторонам. Орлу или волку не часто приходится лакомиться нежным мясом сурка при таком коллективном оповещении об опасности.

  1. Подведение итогов.
© 2010-2022