Рабочая программа по русскому языку 3класс Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

29

































Пояснительная записка

РУССКИЙ ЯЗЫК

3 класс

УМК «Перспектива»

1. Роль и место дисциплины В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования;
  • рекомендациями Примерной образовательной программы начального общего образования. Москва, Просвещение. 2011г.
  • планируемых результатов начального общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отраженных в Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Новопокровская СОШ»;
  • возможностями УМК «Перспектива» и составлена на основе программы, разработанной Л. Ф. Климановой и тематического планирования по предмету «Русский язык.» 3 класс
  • особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся;
  • учебным планом общеобразовательного процесса на 2014-2015 учебный год;
  • Положения о рабочей программе школы

4. Цели и задачи Цель обучения: - формирование личности ребенка; - развитие универсальных учебных действий; - развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать. Задачи программы: − развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся; − обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков; − пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения; − формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое представляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира; − обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся; − развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа; − развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов. Главные направления работы по учебно-методическому комплекту: 1) развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо, мысленная речь); 2) формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о лингвистических понятиях и орфографических явлениях, необходимых и достаточных для дальнейшего обучения родному языку, а также формирование умений и навыков использовать их в практике устной и письменной речи; 3) активизация мыслительной , познавательно-языковой и речевой деятельности учащихся разных уровней подготовленности к изучению русского языка; 4) создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка, воспитание чувства уважения к слову и к русскому языку в целом.

5. Специфика программы Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий). Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике. Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.). В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики. В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные - невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий. Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их. Программой предусматривается отработка навыков чистописания - своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка. Отдельный, весьма важный элемент программы - знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов. Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных). Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте. Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения. Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов. Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку. Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. В комплекте учебников «Перспектива» проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Уже здесь дети делают первые шаги по проектной деятельности. Включение учащихся в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи. Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4 - 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах. Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых - формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых - совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе - потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи. Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей. Реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся. Одним из основных факторов обучения русскому языку, стимулирующих развитие младших школьников, является проектная деятельность. Современный образовательный проект - это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов, в частности, на уроках русского языка позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий.

6. Основные содержательные линии курса Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

7. Структура программы Программный материал представлен в виде взаимосвязанных блоков в соответствии с логикой поставленных задач. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: • фонетика и орфоэпия, графика, лексика; • состав слова (морфемика); • морфология; • синтаксис; • правописание и пунктуация; • развитие речи. Учебник «Русский язык. 3 класс» включает четыре раздела: «Мир общения. Повторяем - узнаём новое», «Язык - главный помощник в общении», «Состав слова», «Части речи». Каждый раздел, кроме правил, заданий и текстов, включает диалоги Ани и Вани - сквозных персонажей учебника. Такой приём даёт возможность изложить достаточно сложные лингвистические вопросы языком, приближенным к детской речи, к речи третьеклассника. Диалоги помогают акцентировать внимание учащихся на наиболее трудных, проблемных вопросах, обсудить их с разных сторон, приучают детей высказывать собственное мнение. Профессор Иван Иванович Самоваров даёт пояснения к темам, обобщает наблюдения и формулирует правила, Совёнок задаёт вопросы, помогающие выделить основное в изучаемой теме. В рубрике «Шаги к умению» предлагаются алгоритмы, регламентирующие порядок действий для достижения конкретных целей: проведения звуко-буквенного анализа слова, определения падежа имени существительного и т. п. Для повторения и закрепления изученных правил введена рубрика «Узелки на память». Рубрика «Словесное творчество» позволяет наблюдать, как функционируют языковые единицы в тексте. Задания, объединённые общим названием «Творческая переменка», ориентированы на развитие творческих способностей детей. Учебник для 3 класса начинается с раздела «Мир общения. Повторяем - узнаём новое». При работе с этим разделом закрепляется представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации, углубляются знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения. Третьеклассники знакомятся с основными правилами ведения диалога. Продолжается формирование представления детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, умения поддерживать разговор с партнёром, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение. Дети наблюдают за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами. При этом особое внимание уделяется тексту как синтаксической единице. Дети знакомятся с композицией текста, определяют, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня, получают представление о стилистической дифференциации текстов: научных и художественных, учатся их анализировать и составлять собственные речевые произведения разных стилей. Раздел «Язык - главный помощник в общении» посвящён основным языковым единицам: звукам и буквам, слову, словосочетанию и предложению. Основное внимание при этом уделяется наблюдениям за функционированием этих единиц в речи. Систематизируются знания по фонетике и графике, выясняются сложные случаи соотношения между звуками и передающими их буквами. Продолжается работа по формированию орфографической зоркости учащихся. Закрепляются знания девяти основных орфографических правил. Обобщаются и расширяются знания по лексикологии. Начиная с периода обучения грамоте, формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) и внутреннюю (значение) форму. Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. В 3 классе представление детей о слове углубляется: учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения). Учащиеся систематизируют знания о группировке слов на основе их звучания и значения, получают представление об устаревших словах и неологизмах (без введения термина), знакомятся с этимологией имён собственных и нарицательных, учатся работать с лингвистическими словарями разных типов: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов. Повысить интерес детей к изучению языка помогает использование текстов различной стилистической направленности: художественных, научных, деловых. При изучении тем «Словосочетание» и «Предложение» выясняются особенности и различия данных языковых единиц. При этом достаточно новым для начальной школы является стремление показать, что словосочетание и предложение - это не случайные образования. Каждое из них имеет свою чёткую структуру. К такому выводу учащиеся приходят при сопоставлении сначала словосочетаний, а затем предложений с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме). Учащиеся знакомятся с однородными членами предложения. Раздел «Состав слова» позволяет систематизировать и углубить полученные ранее знания. При изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое привносит в слово каждая из морфем. Учащиеся знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, а с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами. Для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению(вода - водитель, вор - ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи). В разделе «Части речи» углубляются и расширяются знания учеников об имени существительном, глаголе и имени прилагательном. Вводится определение местоимения. Учащиеся знакомятся с изменением по падежам имён существительных и имён прилагательных (склонением), усваивают алгоритм определения падежа, получают знания об изменении глаголов по временам, числам и родам (в прошедшем времени), усваивают новые орфограммы: ь на конце имён существительных после шипящих, не с глаголами. При изучении грамматических понятий (род, число и падеж имён существительных, род и число имён прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений и текстов.

8. Требования к результатам

Личностные результаты Обучающийся научится: -формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях; -осознавать свою этническую и национальную принадлежность; -относиться с уважением к представителям других народов; -уважительно относиться к иному мнению; -понимать практическую значимость полученных знаний по русскому языку; -соблюдать правила поведения на уроке и в классе; -развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми; -разрешать проблемные ситуации; -реально оценивать свои успехи в освоении языка; Обучающийся получит возможность научиться: -формировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый мир общения; -эффективно общаться с окружающим миром ( людьми, природой, культурой) для успешной адаптации; -формировать коммуникативные и литературно-творческие способности; -осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах; -стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру; -формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные результаты Обучающийся научится: -ориентироваться в пространстве учебника с помощью значков навигации; -понимать цели и задачи учебной деятельности; -решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций; -уметь пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (раздел «Шаги к умению», памятки); -уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи; -развивать умения пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи); -уметь пользоваться справочной литературой (словарями); -развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.; при классификации языковых единиц по различным критериям; -развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. Обучающийся получит возможность научиться: -делать самостоятельные выводы; -определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий; -выступать в различных ролевых функциях (учитель-ученик), предусмотренных заданиями.

Предметные результаты Развитие речи. Речевое общение. Обучающийся научится: -понимать , что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства; -относиться к языку как у великой ценности и культурному достоянию русского народа; -анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат; -понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать.Похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить); -выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения; -контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения; -правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы- в соответствии с культурными нормами; -развивать диалогическую и монологическую речь; -составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения; -составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение; -пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания; -писать изложения по составленному плану; -составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям. Обучающийся получит возможность научиться: -совершенствовать устную речь на фонетическом , лексическом, синтаксическом уровнях; -говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя свою мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии; -делать полный и краткий пересказ текста; -устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному; -исключать из речи слова со значением неодобрения (кривляка, худосочный, здоровенный и др.); - совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выражать просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику; -соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Система языка Фонетика, графика, орфография Обучающий научится: -проводить звуко-буквенный анализ слов; -определять ударение в словах; -делить слова на слоги и на части для переноса; -находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.Чн, чк, нщ; непроизносимые написания; разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне , перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм; -верно употреблять мягкий знак на конце имён существительных после шипящих с учётом рода имён существительных; -писать не с глаголами; -использовать нужный алгоритм проверки для всех изученных орфограмм; -писать под диктовку текст (55-56слов), включающие слова с изученными орфограммами. Обучающийся получит возможность научиться: -верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемыми по орфоэпическому словарю; -формировать представление о единообразии написания слова, морфем; -писать мягкий знак на конце глаголов неопределённой формы после ч. Лексика Обучающийся научится: -различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова; -сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы); -распознавать в тексте синонимы и антонимы; -находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях; -сопоставлять значения слов на основе их двухсторонних моделей; -объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности. Обучающийся получит возможность научиться: -понимать различие основной функции имён и личных местоимений; -объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов; -различать мотивированные и немотивированные названия. Состав слова (морфемика) Обучающийся научится: -разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень суффикс, окончание; -выделять в слове основу и окончание; -составлять с помощью условных обозначений схему состава слова; -различать однокоренные слова и формы одного слова; -объяснять значение, которое привносят в слово приставка, суффикс; -образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами; -правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания; -понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. Обучающийся получит возможность научиться: -находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река-речка, снег-снежок, бег-бегать); -образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу. Морфология Обучающийся научится: -определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; -верно использовать слова разных частей речи в собственных высказываниях. Имя существительное Обучающийся научится: -различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; -определять число имён существительных; -определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи; -определять падеж имён существительных по предложенному алгоритму; -изменять имена существительные по падежам. Обучающийся получит возможность научиться: -верно употреблять в речи имена существительные с « проблемным» определением рода; -сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце; -образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний; -разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное\нарицательное, одущевлённое\неодущевлённое, род, число, падеж). Местоимение Обучающийся научится: -сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения; -употреблять личные местоимения в речи. Обучающийся получит возможность научиться: -устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения Глагол Обучающийся научится: -распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков; -определять время глаголов; -образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени; -определять число глаголов; -верно писать не с глаголами; -писать мягкий знак в глаголах неопределённой формы. Обучающийся получит возможность научиться: -грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи. Имя прилагательное Обучающийся научится: -находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков; -определять связь имени прилагательного с именем существительным; -верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм. Обучающийся получит возможность научиться: -делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного; -объяснять роль имён прилагательных в речи; -использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях. Синтаксис Словосочетание Обучающий научится: -объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции- быть средством номинации или средством выражения законченной мысли; -составлять словосочетания по заданным моделям; -находить словосочетания в предложении. Предложение Обучающий научится: -определять тип предложения по цели высказывания и по интонации; -находить главные члены предложения-подлежащее и сказуемое; -находить второстепенные члены предложения (без их разграничения); -устанавливать связь между членами предложения по вопросам; -находить в предложении однородные члены. Обучающийся получит возможность научиться: -верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Текст Обучающийся научится: -отличать текст от набора предложений; -устанавливать связь между предложениями в тексте; -определять тему и основную мысль текста; -озаглавливать текст; -выделять в тексте вступление, основную часть, заключение; -составлять план текста; -распознавать типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Обучающийся получит возможность научиться: -различать художественные и научные тексты; -составлять тексты разных типов.

9. Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение традиционных уроков, интегрированных, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков с дидактической игрой, уроков развития речи, контрольных уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в организации учебного процесса занимает защита ученических проектов. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий, контрольных работ. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 - 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора. Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Изложение(обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п. Тестовые задания (15-25 мин)- динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

10. Итоговый контроль Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные работы, орфографический диктант, словарная работа, текущие и итоговые контрольные работы (диктанты). Административный контроль: входной контроль - контрольное списывание, тест за 1 полугодие, итоговая контрольная работа за год Контрольные диктанты -7; Контрольное списывание -2

11. Объем и сроки изучения В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета 5 часов в неделю (35 недель), 175 часов в год.

Тематическое планирование

Русский язык

3 класс

УМК «Перспектива»

Содержание

курса

Тематическое

планирование

Характеристика

деятельности учащихся


Речевое общение. Повторяем - узнаем новое (16 ч) Собеседники. Диалог. Речевое общение. Диалог Собеседник Речевое общение. Диалог. Тема, главная мысль текста. Речевое общение. Диалог и спор. Культура устной и письменной речи. Текст. Смысловая сторона речи и словесная форма ее выражения. Воображаемые коммуникативно-речевые ситуации речи (ролевые отношения и цели общения) на примере «общения» литературных героев. Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах (ученик - ученик, ученик - учитель, дети - родители и т.д.). общение с партнером на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской орфографии и графики. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте, опорные слов, основные части - вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец). План текста. Виды текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование). Художественный и научный тексты (сравнение с помощью учителя). Определение типов текстов. Составление текстов разного типа. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание текстов различных типов. Анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат. Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и подготовленности партнера к беседе. Использовать в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы. Слушать речь собеседник, т.е. проводить элементарный анализ речи (с помощью учителя), понимать ее основную мысль, задавать вопросы. Говорить выразительно, понятно, логично четко формулировать мысль в словесной форме. Говорить связано и в нормальном темпе, соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диалоги, основные на известных учащимся правилах продуктивного общения.

Язык - главный помощник в общении (45 ч) Язык - главный помощник в общении. Звуки и буквы Слог, ударение Девять правил орфографии Слово и его значение Синонимы, антонима, омонимы, многозначные слова. Слова с обобщающим значением. Местоимения как заменители имен собственных и нарицательных. Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов) Словосочетание Предложение. Главные члены предложения Предложения с однородными членами Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Язык - культурная ценность народов России. Высказывание писателей о русском языке Сопоставление значений слов на основе их двухсторонних моделей. Мотивированные названия слов (подснежник, подберезовик и т.д.). Синонимы, антонима, омонимы, многозначные слова. Слова с обобщающим значением. Местоимения как заменители имен собственных и нарицательных. Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов) Отличие словосочетания от слова и предложения. Сравнение предложения и словосочетания. Предложения распространенные и нераспространенные. Интонация перечисления. Запятая в предложении с однородными членами. Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающий выразить их мысли и чувства; что язык - великая ценность и культурное достояние русского народа. Проводить звукобуквенный анализ слов. Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам. Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Распознавать в тексте синонимы и антонимы. Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова. Составлять словосочетания по заданным моделям. Находить словосочетания в предложении. Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения. Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.

Состав слова (12 ч.) Что рассказало слово. Имена собственные и нарицательные. Слова с несколькими значениями. Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова, близкие по значению (синонимы). Слова, противоположные по значению (антонимы). Устойчивые сочетания слов. Тематические группы слов.
Написание поздравительного письма. Написание объявления. Что рассказало слово. Понятийное (обобщающее) значение слова. Разновидности толковых словарей. Имена собственные и нарицательные. Правописание имён собственных. Слова с несколькими значениями. Многозначные слова. Слова похожие, но разные (омонимы). Слова, близкие по значению (синонимы). Слова, противоположные по значению (антонимы). Устойчивые сочетания слов. Тематические группы слов. Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму. Классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями. Распознавать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функции. Объяснять причины возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте. Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова. Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте и объяснять их роль. Объяснять семантику фразеологических оборотов и использовать их в речи.

Части речи (95 ч) Систематизация знаний по разделу «Части речи» Имя существительное как часть речи. Число имен существительных Род имен существительных Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих Изменение имен существительных по падежам (склонение) Как разбирать имена существительные Местоимение Глагол как часть речи Изменение глаголов по временам Неопределенная форма глагола Изменение глаголов по числам Изменение по родам глаголов прошедшего времени Не с глаголами Разбор глагола как части речи Имя прилагательное как часть речи Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Разбор имени прилагательного как части речи ь Изучение раздела «Части речи» Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения части речи Имена существительные употребляются только в единственном числе (листва, мед, молоко) или только во множественном числе (каникулы, ножницы, грабли) Этимология названий падежей. Алгоритм определения падежа имени существительного. Ударные и безударные падежные окончания. Порядок анализ имени существительного как части речи. Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имен существительных личными местоимениями) Общее значение глаголов, вопросы. Значение и образование глагольных форм прошедшего, будущего и настоящего времени. Правописание мягкого знака после ч глаголах неопределенного времени Окончание глаголов в прошедшем времени Общее значение прилагательных, вопросы. Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. Правописание окончаний имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных (наблюдение). Роль имен прилагательных в речи. Определить часть речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака, по вопросам; правильно использовать их в речи. Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы множественного числа имен существительных при наличии вариантных окончаний. Определять род имен существительных, согласовывать с ними другие части речи. Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода. Составлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие. Называть падежи имен существительных по порядку. Изменять существительные по падежам. Определять падеж имен существительных по предложенному алгоритму. Разбирать имя существительное как часть речи указывать род, число, падеж. Сравнивать по значению и по функции имен существительные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения. Распознать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков Образовывать глагольные формы прошедшего, настоящего и будущего времени. Писать мягкий знак после ч глаголах неопределенного времени Наблюдать за изменением глаголов по числам Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина) Писать раздельно не с глаголами. Определять грамматические признака глагола (время и число) Находить имена прилагательные в тексте на основе их значение и грамматических признаков. Применять алгоритм написания безударных окончаний имен прилагательных. Определять связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них. Использовать имена прилагательные в собственной речи.

Повторение» (7часов) Повторение материала, пройденного за год. Обобщение изученного материала за 3 класс. Итоговый контроль. Общение человека с природой. Систематизировать знания, накопленные в процессе изучения русского языка в 3 классе.












Учебно-методическое обеспечение

  1. Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. М., Просвещение, 2013.(2 части)
  1. Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.. Русский язык. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2014.(2 части)
  1. Л.Ф. Климанова Русский язык. Методическое пособие. М., Просвещение, 2012.

4. Н.Ю. Васильева, И. Ф. Яценко Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс -М.: ВАКО, 2014 1. Литература для учителя.

  1. Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. - М. : Новая школа, 1994.
  2. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2006.
  3. Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности. 1-4 классы : пособие для учителя. - М. : 5 за знания, 2007.
  4. Лакаева, С. И. Грамматический разбор : тетрадь по рус. яз. : для нач. кл. / С. И. Лакаева. - Саратов : ИЦ «Добродея» : ГП «Саратовтелефильм», 2002. - 48 с. : ил. - (Хочу быть грамотным).
  5. Малый толковый словарь русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. - М. : Русский язык, 1993.
  6. Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учеб. пособие / Е. Г. Мережко. - Саратов : ИЦ «Добродея» : ГП «Саратовтелефильм», 2003.
  7. Русский орфографический словарь / РАН, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова ; О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
  8. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. - М. : Дрофа, 1999.
  9. Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. - М. : АСТ : СЛОВО, 2009.
  10. Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.
2. Информационно-коммуникационные средства. Детский энциклопедический словарь» (CD).

Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой «Русский язык» (CD) 3. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». - Режим доступа : gramota.ru 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : nsc.1september.ru/urok 4. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193

5. Детские электронные презентации. - Режим доступа : viki.rdf.ru


© 2010-2022