- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира Лесные производители 3 класс
Урок окружающего мира Лесные производители 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жеребцова Е.В. |
Дата | 20.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока окружающего мира по теме «Лесные производители».
Дидактическая цель: создать условий для открытия обучающимися новых знаний по теме урока
Тип урока: урок открытия новых знаний
Задачи урока:
-
предметные: Формировать представление о лесе, как экосистеме, о нормах и правилах взаимодействия человека с природой.
-
метапредметные:
-
личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия; оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;
-
регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
-
коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
-
познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Методы обучения: проблемный, словесный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технологии: Используются информационно-коммуникационные и интерактивные технологии обучения, личностно-ориентированные, игровые технологии, здоровье-сберегающие технологии урока, ТРКМ.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир. Обитатели Земли» А.А.Вахрушев 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли», мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока.
Учитель
Ученики
-
Организационный момент
- Парты сдвинуты.
- В группах.
Заходят, рассаживаются по группам.
Называют свои имена.
Встают и здороваются.
-
Актуализация знаний
- Мы работаем над темой «Экосистемы».
- Мы знаем экосистемы озера, болота, луга.
-
Целеполагание. Введение в новую тему.
Слушают звуки леса.
- Такие звуки мы можем услышать в лесу.
- Тема урока «Экосистема леса»
- Мы будем изучать растительный мир леса. - Растения выполняют роль производителей.
- На уроке нам нужно познакомиться с экосистемой леса, изучить лесных производителей.
-
Совместное «открытие» знаний
- Подумайте, а что же для всех трав, растущих в лесу, будет общего? - Правильно, они все теневыносливы и могут расти под пологом леса. А что у них общего в строении? - Вы правильно всё подметили. Молодцы! Среди лесных трав есть многолетние и однолетние, крупные и мелкие, красиво цветущие и имеющие мелкие невзрачные цветки. Одни зимуют в зеленом состоянии, другие теряют к зиме всю надземную часть. - Какую пользу приносят травы? - Давайте поближе познакомимся с некоторыми представителями лесных трав. На карточках, которые вы распределяли по этажам есть описание растений леса. Найдите среди них папортник и прочитайте, что о нём сказано. Земляника. Кукушкин лён. Венерин башмачок. - Как мы можем одним словом назвать растения нижнего этажа? - Переходим к следующему «этажу» леса, среднему. У какой группы на среднем этаже такие же растения? - Узнаем побольше о некоторых растениях среднего этажа. - Как мы можем одним словом назвать растения среднего этажа? - Как вы думаете, какие кустарники встречаютя чаще - листопадные или вечнозелёные? - Вы правы. Очень редко встретишь вечнозелёный кустарник. Это, например, можжевельник. Какова общая черта всех лесных кустарников? - Почему?
- А что общего у них в строении? - Правильно, кустарники - это многолетние растения, у которых несколько древесных стеблей. - Переходим к следующему «этажу» леса, верхнему. Что растёт на этом «этаже»? У всех такие растения находятся на верхнем «этаже»? - Какое воздействие оказывают на остальные растения? - А почему же всё-таки растения живут в лесу? Какую пользу для них приносят деревья? - Познакомимся с некоторыми деревьями. - Скажите, что же для всех деревьев, растущих в лесу, будет общего? - Подумайте, а что общего в их строении? - Правильно, деревья - это многолетние растения с крупным, твёрдым стеблем. Работа в тетради (с.29) - Какие бывают деревья в зависимости от листочков? - Выполните задание в рабочей тетради на стр. 29. Посмотрите на рисунок, подпишите, к каким двум группам относятся деревья, листья которых изображены на рисунке. - А теперь давайте всё вспомним, что мы с вами уже узнали на уроке и начнём заполнять графу «Узнал» в таблице. - Попробуйте сделать вывод, что такое экосистема леса? - Какие три «этажа» можно выделить в лесу? - Обратимся снова к великому русскому художнику Ивану Шишкину. Вот как он изобразил на своих полотнах некоторых представителей растительного мира каждого «этажа» леса. Физминутка (релаксационная) - А сейчас закройте глазки и под звуки леса попробуйте себе нарисовать картины.
Откройте глаза. Я уверена, что ваши картинки о лесе получились замечательные! А теперь помогите лесовичку отгадать загадку лесовика.
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. - Правильно, молодцы! Деревья, образующие лес, сильно влияют не только на растения нижних «этажей», но и друг на друга. Как вы думаете, в стороны или вверх будет расти дерево в лесу, окружённое со всех сторон соседями? - Совершенно верно, дерево тянется вверх, причем сильно тянется, чтобы не отстать в росте от других. Что произойдёт с деревьями, которые растут медленно. - Конечно. Условия жизни в лесу накладывают глубокий отпечаток и на внешний облик деревьев. Чем отличаются деревья, растущие в лесу от деревьев, растущих на открытом месте?
- Давайте поможем лесовичку составить из частей дерево. Работать будем в группах. - Из каких частей состоит дерево? - Как вы думаете, для чего нужна каждая часть? - А теперь мы узнаем, правильно ли вы ответили. Для этого поработаем с учебником на стр. 59 - 60. - Так какую же всё-таки роль играет крона дерева? Ствол? Корень? Физминутка. Представим, что мы деревья и покажем, как в дереве происходит круговорот веществ.
Просмотр виртуальной галереи картин И.Шишкина под фрагмент этюда Ференца Листа «Шум леса».
- В этой экосистеме много деревьев, чего нет в других экосистемах, даже в солнечный день в лесу тень.
- Нас встречают лесовички.
Дети в группах работают с таблицей. Несколько человек озвучивают написанное в таблице.
Дети самостоятельно читают текст.
- Речь идёт об этажах среди растений.
Ученики в группах распределяют карточки по «этажам».
Сравнивают. Поднимают руку те, кто правильно распределил растения на нижнем этаже.
- Они хорошо могут расти в тени.
- У них мягкий зелёный стебель.
- Служат пищей для животных.
Вслух читают информацию о растениях.
- Травы.
Сравнивают. Поднимают руку те, кто правильно распределил растения на среднем этаже.
Вслух читают информацию о растениях.
- Кустарники.
- Листопадные.
- Теневыносливость.
- Всем этим растениям приходится жить под пологом деревьев, где мало света.
- Они невысокого роста, у них не один, а несколько стеблей.
- Деревья.
Сравнивают. Поднимают руку те, кто правильно распределил растения на верхнем этаже.
- Они их затеняют.
- Защищают от ветра, дождя, жары.
Вслух читают информацию о деревьях.
- Они светолюбивы.
- У них 1 ствол.
- Лиственные и хвойные.
Самостоятельно подписывают группы деревьев.
Заполняют графу таблицы в группе.
- Лес - это экосистема, которая состоит из нескольких этажей.
- Травы, кустарники, деревья.
Смотрят, отвечают на вопросы.
Закрывают глаза и под звуки леса мысленно рисуют себе картины леса.
- Это дерево.
- Дерево в лесу не может расти в стороны, оно растет вверх.
- Оказываются в затенении и со временем погибают.
- Кроны их узкие, сжатые с боков, располагаются на довольно большой высоте от земли. Стволы вытянутые, более или менее прямые. Совершенно иной вид имеет дерево, которое всю жизнь росло на открытом месте, вне леса. Крона его очень широкая, раскинутая в стороны, начинается почти у самой земли. Ствол невысокий, внизу толстый. Все это результат отсутствия соседей. Дерево может беспрепятственно расти во все стороны, ему нет необходимости тянуться вверх.
Работают самостоятельно в группах, составляя из карточек дерево.
- Крона, ствол, корень.
Высказывают предположения.
Работают с текстом самостоятельно.
- Отвечают на вопросы.
Выполняют упражнения.
-
Обобщение и систематизация знаний.
- Они играют роль производителей, т.к. являются живыми организмами, которые создают органические вещества. - Даёт пищу, кислород, строительные материалы, топливо, служит местом отдыха.
- Люди должны беречь и охранять лес.
Работают самостоятельно в группах, составляя из карточек пословицы, затем осуществляется проверка.
-
Закрепление
- Мы изучили четыре экосистемы: лес, озеро, болото, луг. От каждой группы выходит один ученик и двигает по одному объекту. В результате получается цепочка: озеро - болото - луг - лес.
Выполняют работу самостоятельно.
По одному зачитывают ответы, остальные отмечают на партах «+» и «-».
.
В группе дописывают то, что считают нужным. Каждая команда зачитывает свои ответы.
-
Рефлексия
Дети вспоминают и называют цель.
Выходят к доске и крепят свои листочки. В результате получается дерево. Выясняем недочёты в работе учеников, которые прикрепили оранжевые листочки
-
Оценивание
-
Домашнее задание
Предлагаю вам дома выполнить задание №1 в рабочей тетради, где надо будет подписать этажи леса. И ещё одно задание - по желанию.
Записывают домашнее задание.
-
Итог урока
Вы молодцы! Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!