Урок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока

Педагог (ФИО) Лукьянова Светлана Николаевна

Предмет Русский язык Класс 2

Тема урока Слова-антонимы.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма проведения:

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Планируемые результаты:

Предметные:

создать условия для развития у учащихся умения:

- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- находить слова-антонимы в тексте;

- работать со словарем;

- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные УУД: Уметь анализировать объекты Выделять общие признаки Формулировать понятие Сравнивать объекты (находить общее и отличия) Обобщать Искать информацию в толковом словаре .

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Цель данного этапа: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, подготовить учащихся к восприятию темы урока и создать условия для успешной реализации намеченных целей.

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок. - Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка - это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость дарит нам солнце. Давайте сейчас сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней свой лучик, который несёт любовь. Ваша звёздочка стала увеличиваться. Направляйте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, ласку, радость. Звёздочка стала совсем большой, как солнце, которое несёт всем свет, тепло, радость и добро. Слайд 2. - Откройте глазки. Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком ( Рисунок солнышка) Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке. - Тихо-тихо сели

Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

Настрой детей на урок

Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового организовать актуализацию умений на нахождение целого или частей;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения


- Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме. - Прошу вас оформить запись начала урока. - С какой целью нам нужно изучать русский язык? - Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями. - А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы). - Чтобы увидеть результаты нашей работы, в течение урока мы будем составлять карту исследования. Каллиграфическая минутка: На доске запись аоеия Ходить, шагать - Уважаемые исследователи, для разминки вам загадка! Посмотрите на экран, на верхнюю строчку, что вы видите? Что общего у этих букв?( Буквы гласные, они могут быть в слове безударными). - Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку. - Написали красиво по образцу. Обменялись тетрадями и простым карандашом подчеркните самое красивое написание у соседа. -Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? ( Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы) - Что такое синонимы? - -Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?(Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением) - Подберите проверочные слова (устно) (Учитель кликает мышкой на слайде, после чего в каждом слове появляется ударение и подчёркивается безударная гласная) -Запишите эти слова в тетрадь - У кого получилось написать эти слова красиво, поднимите зеленый сигнальный цвет карточки. (Учащиеся поднимают нужный цвет сигнальной карточки)



Чтобы стать грамотными людьми)


Познавательные действия:

Личностные УУД : умение видеть и признавать свои ошибки.

Метапредметные УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

3.Постановка учебной задачи.

Цель: постановка цели урока;

Выявление места и причины затруднения. Рубрика «Давай подумаем» - открыли учебник на стр 62(по закладке) рассмотрите картинки .Сравните их. Подберите к ним подписи из слов: ночь, весёлый, вход, день, грустный, выход. -Какие слова подходят к первому рисунку, а ко второму ? -_Посмотрите на экран,что интересного заметили? Что объединяет эти пары слов? Какие они по значению? (Слова в каждой паре противоположные по значению) - Подберите к каждому слову пару слов. - Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, противоположных по значению) - Как вы думаете, тема нашего урока какая? - Что хотите узнать об антонимах? Чему будете учиться на уроке? Слайд 5 Корзина идей. (Слайд 6).

Личностные действия

-воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся.

4.Работа над темой урока

Цель: усвоение новых знаний. - Тема нашего урока «Слова-антонимы». Они же являются главным предметом нашего исследования. Вот здесь у меня лежат элементы карты исследования, мы будем путешествовать в мире антонимов по дорогам. - Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем об антонимах. - Чтобы узнать лексическое значение слова, каким словарём мы пользуемся? - Поработаем в группах - Какие правила работы в группах вы знаете? 1группа : в толковом словаре ищет значение слова «антонимы» 2 группа : исследует страницы учебника стр 62. и узнает, что такое антонимы. 3 группа : А вам такое задание - весенний ветерок перепутал слова в предложении. Ваша задача построить правильное предложение и рассказать, что такое антонимы . - Кто справился, поднимите всей командой вверх соединенные руки. - Проверим, как вы справились с заданием.(От каждой группы по одному человеку) - Сделаем вывод, что же называется антонимами? (Ответы детей) - Какие два момента вы должны уяснить? Первое: антонимы- это слова, противоположные по значению. Прошу выйти и прикрепить этот элемент к нашей карте. Второе: антонимы-отвечают на один и тот же вопрос. Прошу выйти и прикрепить этот элемент к нашей карте. - Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «антоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «против» и «имя». Я прикрепляю следующий элемент карты.

Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу

Метапредметные УУД владение правильной речью.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Освоение новых знаний. а). Поиск слов противоположных по своему значению. - Рассмотрите картинки, сравните их. Подберите к каждой картинке подходящие слова. (Слайд 9) (БОЛЬНОЙ, ЗДОРОВЫЙ, ВЕСЕЛИТСЯ, РУМЯНЫЙ, ГРУСТИТ, СЛАБЫЙ, КРЕПКИЙ, БЛЕДНЫЙ) - Запишем эти слова парами. Что объединяет каждую пару слов? Каковы по значению эти слова? (Эти слова противоположны по своему значению, отвечают на один и тот же вопрос) - Как называются такие слова? - К какой картинке вы бы отнесли своё состояние? - Что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым? - На уроке мы тоже не будем забывать про наше здоровье. - Нашим глазам также необходима гимнастика. Тренажёр для глаз. «Бабочка» (Слайд 10)

Закрыли глаза, тихонько открываем их. Повернулись и посмотрели в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза - ясные, чистые, весёлые. Глаза - зеркало души. Берегите своё зрение, ребята

- А для чего нужны антонимы? Исследуем эту проблему. Посмотрите на экран и попробуйте продолжить предложения. (Слайд 11, 12, 13)

  • Слон большой, а мышка……..
  • Зимой погода холодная, а летом …….
  • Работать трудно, а отдыхать …….
- Представьте нашу речь без антонимов, какая бы она была? Зачем же нужны антонимы? (Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной.) - Прошу выйти и прикрепить этот элемент к нашей карте.

Уметь применять изученное правило

Личностные действия

воспринимать речь учителя

6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Самостоятельная работа. Поиск антонимов. Упр. 1 ( с. 63). -Прочитайте пословицы. - Что такое пословица? - Выпишите парами антонимы. -Какие слова называются антонимами? Не дорого начало, похвален конец. Думай медленно, работай быстро. 2) Проверка. Как будем проверять? (Буду слушать ответ товарища, и сравнивать со своей записью в тетради) Если вы считаете, что вы правильно выписали антонимы, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ? Динамическая пауза. Игра «Топай -хлопай!» - Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы-хлопаете…… Весёлый -радостный, весёлый - грустный, молодость - старость, нежный - ласковый, тихо - громко, строить - разрушать, друг - товарищ. 4) Подбор антонимов к предложенным словам в пословицах. (Слайд 14) - Продолжим работу с пословицами. Найдите недостающие слова и восстановите пословицы.

  • Лучшая вещь новая, лучший друг (старый).
  • Мир строит, а война (разрушает).
  • Ласточка день начинает, а соловей (кончает).
  • Горьким лечат, а сладким (калечат).
- Как понимаете последнюю пословицу? Почему нельзя есть много сладкого? - Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы. Взаимопроверка с соседом по парте - какое правило вам встретилось в выписанных словах? - Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Физминутка. (слайд 15)

Песня кота Леопольда

-Кто заметил в словах песни кота Леопольда слова антонимы? Самостоятельная работа. (Слайд 16) Упр. 2 стр 63 (Подбери антонимы к данным словам) 1 вар.- 1, 2; 2 вар 3,4 Проверка по образцу (Слайд 17) -Поднемите билетики, кто как справился? - А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать антонимы , я предлагаю вам тест. 1. Отметь галочкой антоним к слову чёрный

  • белый
  • красавец
  • красота
2. Отметь галочкой антоним к слову бежать
  • сидеть
  • мчаться
  • стоять
3. Отметь галочкой антоним к слову друг.
  • ученик
  • враг
  • приятель
(Проверка учителя-помощника)) -- Пока мой учитель проверяет , поиграем в игру

Самоанализ

Это жанр фольклора, который заключает в себе поучение

Личностные: самоопределение.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)


14. Рефлексия. - Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями! - В конце урока я предлагаю проанализировать свою работу на уроке при помощи ваших билетиков - Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами (Слайд 18) -Поднимите зелёный цвет сигнальной карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим. -Голубой цвет, если вы считаете, что научились находить антонимы, но вам ещё нужна помощь. -Красный цвет, если вы считаете, что было трудно на уроке. - Выставление оценок и комментирование их учащимися Домашнее задание: (на листочках каждому ) - Исследование какой темы мы вели сегодня на уроке? Так расскажите дома маме, с какими словами познакомились. Выучить правило, стр. 62; Выполнить упр. 5, стр.63. Выучить три пословицы, в которых встречаются антонимы (по желанию).

Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна.

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец.

Урок окончен.

Оценивают свою работу на уроке: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Личностные УУД : Осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.


Самоанализ урока русского языка во 2 классе

Тема: Слова-антонимы

Тип, структура: урок изучения новых знаний

При подготовке к уроку были учтены программные требования:

-по работе над орфограммой

-по развитию устной и письменной речи

-валеологии (физминутки, смена деятельности)

-особенности учебной деятельности:

- активность, осознанность, системность

- психологические особенности младших школьников

Исходя из этого, были поставлены цели урока:

- познакомить с понятием антонимы

- обогащать речь учащихся употреблением слов антонимов;

- вырабатывать навыки правильного письма.

- ответить на вопрос урока, доказать значимость слов антонимов.

Основные формы работы:

коллективная, групповая, индивидуальная.

При построение урока пользовалась принципами:

- научности, проблемности, наглядности, активности, доступности,

системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны:

методы средства

- проблемные - наглядно- иллюстративный материал

- контроля - карточки тесты

- наглядные - карточки для групповой и индивидуальной

- игровые, словесные работы

На уроке проводилась работа:

- по расширению словарного запаса

- по овладению умениями и навыками устной и письменной речи

- по орфографии

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.


© 2010-2022