- Преподавателю
- Начальные классы
- Кружок «Доноведение» 4 класс
Кружок «Доноведение» 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калинко Е.Н. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ростовская область, Кагальницкий район, станица Кировская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская средняя общеобразовательная школа № 5
(полное наименование учебного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю» _____
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ от 01.09.2015 № 198
Подпись _____ Федосова Е.И.
Печать _
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружок «Доноведение»
уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 4класс
количество часов: 34 ч.
учитель: Калинко Елена Николаевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Доноведению» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко
Назначение программы. Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Назначение курса:
- формирование первичных понятий о природных и социальных объектах и явлениях родного края, развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей, воспитание гуманного отношения к живому организму.
- Развитие и укрепления познавательного интереса к истории своего края, осознание значимости исторических событий для края, для людей, проживающих в нём, формирование элементарной эрудиции ребёнка и его кругозора.
- Расширение знаний о различных предметах и явлениях окружающего мира родного края, осознание зависимости благополучия среды от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
Актуальность курса. Важной целью современной школы является приобщение учащихся к научному исследованию, формированию творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным в современной начальной школе является использование в обучении приемов и методов, которые формируют у младших школьников умения самостоятельно добывать новые знания и собирать необходимую информацию, умения выдвигать гипотезы и делать выводы, умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках курса «Доноведение» призваны решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Возрастная группа учащихся, на которых рассчитана программа: учащиеся 4 класса.
В 4 классе на данный курс отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края: Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
-
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Формы и методы работы: типовые занятия (объяснения и практические работы), игры-исследования, деловые игры, викторины, экскурсии, работа с иллюстрациями, проектные, исследовательские работы.
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зеленый патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции - это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области»
Перечень универсальные действия, которые развивают прохождение программы:
1. Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями
Структура курса
Я и окружающий мир (3 ч)
Административная карта Области Войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (8 ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и ее значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по ее охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Ее значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли донской (20 ч)
Казаки - люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачев. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940 гг.). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Жизнь на Дону (3 ч)
Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зеленый патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции - это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».
Требования к уровню подготовки младших школьников
В процессе изучения курса « Доноведение» учащиеся должны:
иметь представление:
-
о связях между живой и неживой природой родного края;
-
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
-
об истории человека в древние времена, проживающего на донской земле;
-
об истории родного края;
знать:
-
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
-
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
-
водоемы Ростовской области и их значение в хозяйстве; ,
-
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
-
правила поведения в природе и меры ее охраны в Ростовской области;
-
государственную символику Ростовской области, своего района;
-
важнейшие события в истории родного края;
-
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трех);
-
родственные связи в семье;
-
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
-
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
-
различать растения родного края - деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
-
узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
-
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
-
приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой родного края;
-
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
-
описывать наиболее важные события истории родного края;
-
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
-
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и свое местонахождение;
-
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
-
использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
-
пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;
учащиеся могут научиться:
1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
-
ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
-
составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
-
вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца;
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
-
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
-
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решениипроблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
-
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Учебно-методический комплект курса «Доноведение» для 4 класса
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе. Изд. второе, дополненное. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС»,2006.
Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добрела Е.Д., Зыбина ЕЛ., Каклюгина О А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4 класс). - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014.
Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М.,Доб-реля ЕД., Зыбина ЕА., Каклюгина О А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2010.
Жамгоцева И А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение» для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2008.
Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение».
Рекомендуемая литература для учителя
Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. - Ростов-на-Дону: Терра, 2005.
Алмазов Б. А. Казаки. - СПб: Золотой век - Диамант, 1999.
Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков ХУП-ХХ вв. - Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
Вавилина В А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: методическое пособие. - Новочеркасск, 2001.
Донской народный костюм / сост. Т.К. Тумасов, Т.С. Скуба. - Ростов-на-Дону: Кн. изд-во,198б.
Закруткин В А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. - Ростов-на-Дону: Кн. изд-во,1975.
Илъюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2004.
Казачий Дон: Очерки истории. В 2 ч. /А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 1995.
Моложавенко В. Тайны донских курганов. - Ростов-на-Дону, 1967.
Неделя природоведения: сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе / авт-сост. Е.Ю. Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
По старым казачьим станицам / под ред. В.Ф. Чеснока. - Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1985.
Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. - Ростов-на-Дону: Багир, 2003.
Степаненко Л.Г. Степные загадки. - Ростов-на-Дону: Багир, 2004.
Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. - Чапаевск, 2001.
Сухаревская ЕЮ. Занимательное естествознание. В 3 ч. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.
Черная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. пед. унта, 2003.
Технические средства обучения (средства ИКТ):
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Цифровые образовательные ресурсы
-Электронные приложения (презентации).
- Аудиозаписи
Учебно-практическое оборудование:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Предполагаемая результативность курса
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой сотрудничество в процессе учебной деятельности:( оказание помощи товарищам, принятие их помощи и т. п.) на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Практический выход
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Тематическое планирование курса «Доноведение»
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
Задачи урока
Виды деятельности
Дата проведения
Я и окружающий мир
1
Донской край -мой край!
1
Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.
Исследовательская работа «Край, в котором я живу».
02.09
2-3
Что ты знаешь о роде своём?
2
Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;
- научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиций.
Защита проекта «Моя семья».
09.09
16.09
Яркие страницы истории земли донской
4
На казачьем Кругу.
1
Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.
Экскурсия
в краеведческий
музей.
23.09
5
Донской казак хват, силой, удалью богат.
1
Способствовать пониманию идей казачьей вольницы; познакомить с историей казачьих походов. Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.
30.09
6
За волю и правду народную. Ермак Могучий.
1
Формировать чувство гордости за великих людей - наших земляков.
Составление теста.
07.10
7
Бунтарь против царского самодержавия. Степан Разин.
1
Познакомить с причинами Казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»).
Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания».
14.10
8-9
Роль Петра I в истории России и родного края.
2
Показать судьбоносное значение реформ Петра 1 для казачества. Значение для России взятия г. Азова.
Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Азова.
21.10
28.10
10
Таганрог - первый порт России.
1
Показать значение строительства морского порта для России. Познакомить с историей города.
Экскурсия по г. Таганрогу. Составление летописи города Таганрога.
11.11
11
Крепость Димитрия Ростовского.
1
Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону.
Экскурсия по г. Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону.
18.11
12
Предводитель крестьянской войны. Емельян Пугачёв.
1
Рассказать о двойственном образе Е. Пугачева и «пугачевщины»;
место Пугачева в истории казачества.
Доклады-сообщения учащихся.
25.11
13
Вместе с Суворовым.
1
Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае.
Написание очерка.
02.12
14
Платов Матвей Иванович.
1
Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни».
Экскурсия в музей станицы Старочеркасская. Составление летописи города Старочеркасска.
09.12
15
Новочеркасск - столица казачьего Дона.
1
Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска.
Экскурсия по г. Новочеркасску. Составление летописи города Новочеркасска.
16.12
16
Бакланов Яков Петрович.
1
Формировать чувство гордости за великих людей - наших земляков.
23.12
17
За землю и за волю.
1
Познакомить с термином «гражданская война» и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями гражданской войны.
Экскурсия в исторический музей. Диспут. Составление летописи станицы Вёшенской.
13.12.
18
Дон в годы строительства новой жизни.
1
Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма.
Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами.
20.01
19
Дон в годы Великой Отечественной войны.
1
Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; показать примеры подвигов.
Экскурсия в «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей.
27.01
20
День освобождения родного города (села, станицы).
1
Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов.
Участие в празднике. Чествование участников войны.
03.02.
21-22
Мирное время на донской земле.
2
Сформировать представления у учащихся о промышленности нашего края и её отраслях; познакомить с известными людьми.
Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». Праздник «Все работы хороши -выбирай на вкус».
10.02.
17.02.
23
Волгодонск -город молодости.
1
Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска.
Экскурсия по г. Волгодонску. Составление летописи города Волгодонска.
24.02.
Человек и природа
24
Дом, в котором мы живём.
1
Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.
Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил.
02.03
25
Экологические проблемы воздуха в родном крае.
1
Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ; - раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.
Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».
Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду».
09.03
26
Экологические проблемы воды в родном крае.
1
16.03
27
Экологические проблемы почв родного края.
1
Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.
Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора».
30.03
28
Охрана полезных ископаемых родного края.
1
Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края;
- познакомить со способами добычи полезных ископаемых, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.
Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.
Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края».
06.04
29
Экологическое равновесие в природе.
1
Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
Экскурсия в зоопарк или в ботанический сад. Диспут.
13.04
30
Охранять природу - значит охранять Родину.
1
Познакомить учащихся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены. Познакомить учащихся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области.
Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.
Проект «Красная книга Ростовской области». Праздничное мероприятие.
20.04
Жизнь на Дону
31-34
Троица. Иван Купала. Спасы.
3
Дать общее представление о летних обрядах на Дону. Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть.
Изготовление Семика и Семичихи из соломы.
Купальская площадка: игры, забавы, потехи.
27.05.
04.05.
11.05.
18.05
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Методическим советом школы Заместителем директора по
Протокол от 01.09.2015г.
_________ Т. Г. Зацепина
учебно - воспитательной работе
__________О.Н. Черкесова