- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Студеникина Е.Ю. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 1-4 классов разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
- авторской программы Агарковой Н.Г., Лавровой Н.М. , Каленчук М.Л. «Русский язык», (М.:Академкнига/ учебник, 2011 год.) для УМК системы «Перспективная начальная школа»;
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 1-4 классов разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Обучение грамоте
Программа по обучению грамоте является составной частью программы «Русский язык» и представляет основу для всего последующего обучения.
Теоретической основой обучения грамоте ( письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот ( в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц - слов, сочетаний слов, предложений и текста.
Овладение графическим действием в период усвоения грамоты - важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучения.
В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов и кружков) и системы специальных транскрипционных знаков, во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные и письменные), в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, то есть читать.
Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.
Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухоартикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.
Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой - как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении звуковой и графической форм слова.
Основные содержательные линии
В программе по обучению грамоте (письму) содержатся 3 этапа обучения: подготовительный, основной (звукобуквенный) и заключительный.
-основы лингвистических знаний6 фонетика. орфоэпия, графика грамматика;
-орфография и пунктуация;
-развитие речи;
Цели обучения
Цель курса - обучение первоначальному чтению на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальное овладение русским языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимыми для применения в жизни.
Изучение курса русского языка в начальной школе направлено на достижение познавательной и социокультурной целей:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь
3. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение русского языка в 1 классе отводится 165 ч.: 5 ч в неделю, 33 учебные недели (обучение грамоте - 115 ч., русский язык- 50 ч.)
4. Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5. Результаты изучения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания по курсу «Русский язык» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» являются:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» является формирования следующих умений:
самоопределение: система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;
смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос восстановление нарушенного порядка, любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
В области познавательных УУД (общеучебных )обучающиеся научатся:
умение применять правила и пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями;
умение ставить, формулировать и решать проблемы;
поиск и фиксация информации;
понимание и преобразование информации;
применение и представление информации;
оценка достоверности получаемой информации;
формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Обучающиеся получат возможность научиться:
работать с разными видами информации;
подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
устанавливать причинно-следственные связи.
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
В области коммуникативных УУД обучающиеся научатся в рамках инициативного сотрудничества:
работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия.
видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них.
В области регулятивных УУД :
осуществление контроля, процесса и результатов деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» являются:
Раздел «Фонетика и графика»
различать звуки и буквы;
различать буквы и их основные звуковые значения;
различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
делить слова на слоги, определять ударный слог;
пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
пользоваться способом обозначения звука [й,] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
различать предложение и слово;
определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи;
правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
писать прописную букву в именах собственных;
делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
писать словарные слова, определенные программой;
писать под диктовку текст объемом 18 - 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
списывать небольшой текст по правилам списывания;
читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы реализации программы:
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- наблюдение.
Способы и средства:
- технические средства;
- модели и таблицы;
- рисунки;
- дидактический материал.
-технологии: информационные (ИКТ), здоровьесберегающие.
6. Содержание курса
1.Обучение грамоте (115 ч.)
Основное содержание программы по обучению грамоте
Подготовительный период
Письмо (12 ч)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.
Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.
Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.
Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте»
к концу подготовительного периода
Учащиеся должны знать/ понимать:
• на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
• знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Уметь:
• составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
• правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.
Основной звукобуквенный период
Письмо ( 88 ч)
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.
Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.
Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.
Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших - заглавных и малых - строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.
Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднее плавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов соединений этих букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.
Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.
Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.
Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
Требования подготовки учащихся по программе «Обучение грамоте»
к концу основного звукобуквенного периода
Учащиеся должны знать/ понимать что:
• звуки русского языка делятся на гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - ртосмыкатели, образующиеся с наличием преграды; согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные - на ударные и безударные;
• слово представляет собой единство звучания и значения;
• звучащее слово делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
• звуки речи в письменной речи могут обозначаться с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но люди издавна договорились обозначать их буквами - тоже условными значками;
• основные слова называют предметы, их признаки, действия, неосновные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в предложении; графические символы их обозначения;
• устное высказывание членится на предложение и текст, эти единицы языка можно также изобразить графически;
• элементы-линии и элементы-шаблоны являются структурными единицами графической системы печатных и письменных букв;
• форма каждой печатной буквы состоит из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении;
• формы всех письменных букв состоят из элементов, расположенных в определенном пространственно-количественном соотношении.
Уметь:
• акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
• при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;
• делить слово на слоги, выделять и фиксировать из них ударный;
• читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
• читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
• перекодировать звуковую форму слов из условно графической в буквенную и наоборот;
• анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;
• правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
• писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
• выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
• при письме под счёт чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;
• записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;
• выполнять узоры-бордюры и росчерки.
Заключительный период
Письмо (15ч)
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования). Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.
Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.
Требования к уровню подготовки учащихся по программе
«Обучение грамоте» к концу заключительного периода обучения грамоте
Учащиеся должны знать/ понимать:
• структуру родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка - звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;
• графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;
• форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;
• иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.
Уметь:
• связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;
• ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а именно:
• выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;
• анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;
• применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
• осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
• применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й'].
2. Систематический курс русского языка (50 ч.)
Фонетика
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости - мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначения гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи - ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
7. Тематическое планирование
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
1 класс
П.п.
О. п.
О.п.1
О.п.2
О.п..3
О.п.4
О.п.5
О.п.6
З.п.
Обучение грамоте. Письмо.
Подготовительный период
Основной звукобуквенный период
Гласные звуки и буквы 1 ряда
Согласные сонорные звуки
Гласные звуки второго ряда
Парные звонкие и глухие согласные
Разделительные ъ и ь знаки
Непарные глухие согласные звуки
Заключительный период
115
12
88
17
11
11
34
5
10
15
Русский язык
50
1
2
3
4
5
Фонетика и орфография
Синтаксис и пунктуация
Морфемика и словообразование
Морфология и лексика
Развитие речи
32
10
-
4
4
ИТОГО
165
8. Программу обеспечивают:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 и № 3. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Лаврова Н.М., Азбука. 1 класс: тетради № 1, № 2 «Пишу и проверяю себя. Начала формирования регулятивных УУД.», 2011
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука. 1 класс: Методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Лаврова Н.М. Азбука. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс: Методическое пособие.-М.:Академкнига/Учебник, 2011
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс) К - полный комплект (на каждого ученика класса) Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников) П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения
количество
примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы)
Примерная программа начального общего образования по русскому языку
К
Д
Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ.
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)
Касса букв и сочетаний
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)
Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический и словообразовательный
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку
Д
Ф
Д
Д
К
К/Д
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия
П
При наличии необходимых технических условий
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Видеомагнитофон.
Телевизор.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом
Д
Д
Д
Д
Д/П
Д
Д
С диагональю не менее 72 см
При наличии
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку
Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку
Д
Д
Д
Д
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
К
Д
Д
Д
К
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: дом, зоопарк, транспорт и др.
Настольные развивающие игры
П
Ф